Уроки ОБЖ должны учить детей поведению в экстремальных ситуациях

29 декабря 2009 1108
О преподавании в российских школах основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) рассказывает автор ряда учебников по этому предмету, кандидат педагогических наук Анатолий Смирнов.

Пожар в Перми унес жизни 150 человек, более 70 пострадавших до сих пор остаются в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми. Трагедия вновь поставила вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства. О преподавании в российских школах основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) РИА Новости рассказал автор ряда учебников по этому предмету, кандидат педагогических наук Анатолий Смирнов.

- Анатолий Тихонович, расскажите, что представляет собой ОБЖ как предмет?
- Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. К примеру, не включать по пять-шесть электроприборов в розетку, если в доме старая проводка, не рассчитанная на такое напряжение. За счет все увеличивающегося числа благ цивилизации, которыми теперь окружены люди, опасностей становится только больше.

- Как сейчас в школах преподается ОБЖ?

- К сожалению, преподавание ОБЖ в школах обязательно лишь в восьмом, десятом и одиннадцатом классах, а также - с принятием нового образовательного стандарта для начальной школы - в составе предмета Окружающий мир. Но только 40% регионов преподают ОБЖ с первого по одиннадцатый класс.

Содержание курса ОБЖ очень подвижно, в каждом регионе оно дополнено своими особенностями. Допустим, в Санкт-Петербурге необходимо рассказывать детям о действиях в случае наводнения, а не землетрясения. На Камчатке же наоборот.
В старшей школе курс ОБЖ разделен на две части: для мальчиков и девочек. Первые изучают основы военной подготовки, которые, на мой взгляд, стали необходимы в связи с сокращением службы в армии до одного года. Ребята изучают уставы вооруженных сил РФ, порядок прохождения воинской службы, военную форму, знаки отличия.

Девушкам преподаются углубленные основы медицинских знаний (первая помощь при травмах, ранениях и отравлениях), им рассказывают о репродуктивном здоровье женщины и факторах, на него влияющих, о том, как здоровье родителей влияет на здоровье ребенка.

- Но ведь такими знаниями - о вооруженных силах, о медицине - владеет не каждый учитель. Кто преподает ОБЖ?

- Сейчас учителями ОБЖ часто становятся или преподаватели физкультуры, или те, у кого есть такая возможность в учебной нагрузке, при нехватке часов. Это в корне неправильно.

ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде. А из-за недоработки учителя ОБЖ жизнь ребенка может оказаться в опасности. Конечно, существуют методические рекомендации и поурочные планы, которые выпускает, в частности, издательство педагога, который своим примером должен учить детей вести здоровый образ жизни и не попадать в опасные ситуации.

Необходимо проводить и практические занятия, которые являются неотъемлемой частью курса. На них дети должны отрабатывать поведение во время экстремальных ситуаций. Но сейчас в редкой школе проводятся общие учения по эвакуации, в то время как в соответствии с законом о гражданской обороне они должны проводиться несколько раз в год, что уж говорить о практических занятиях на ОБЖ. А ведь именно навыки, усвоенные еще в детстве, могут когда-нибудь спасти жизнь. Жертв в ночном клубе в Перми было бы меньше, если бы людей научили в школе: самое опасное при пожаре

- Как правильно следует преподавать ОБЖ, чтобы это давало положительный результат?
- Необходимо сделать его обязательным предметом с первого по одиннадцатый класс. Ведь формирование культуры безопасности – это длительный процесс, требующий системного подхода. Курс построен концентрически, "по нарастающей": некую первую информацию школьник получает сначала в пятом классе, потом, в расширенном и углубленном виде, в восьмом классе. В сочетании с практическими занятиями это привьет детям культуру заботы о безопасности, то есть переходить дорогу на зеленый свет надо не потому, что рядом стоит постовой милиционер, а потому что это опасно для жизни, у человека должно быть сформировано такое убеждение.

Да и сам предмет, если преподавать его должным образом, очень интересен. В одной из поездок - в Калининград - я услышал от школьников, что ОБЖ – их любимый предмет, "без него никак, он на всю жизнь". Мало того, он нужен и родителям, ведь они никогда не изучали ничего подобного и если знают какие-то общие правила и моменты, то больше из жизненного опыта.

Источник: РИА - Новости

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях