Проект федерального закона

4 апреля 2012 573
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части совершенствования формирования государственного задания на подготовку лиц с высшим профессиональным образованием за счет средств федерального бюджета)"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части совершенствования формирования государственного задания на подготовку лиц с высшим профессиональным образованием за счет средств федерального бюджета)"Статья 1
Внести в абзац третий пункта 2 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; 2004, № 30, ст.3086; № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280; 2010, № 19, ст. 2291; № 50, ст.6595) следующие изменения:

  1. слова "не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек» заменить словами «не менее чем восьмисот студентов на десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет";
  2. дополнить предложением следующего содержания: "Данное положение не ограничивает права граждан другого возраста на получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования".

Статья 2
Подпункт 1 пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 49, ст. 6069, 6070; 2010, № 19, ст.2291) изложить в следующей редакции:
"1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем восьмисот студентов на десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Данное положение не ограничивает права граждан другого возраста на получение на конкурсной основе высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета;".

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части совершенствования формирования государственного задания на подготовку лиц с высшим профессиональным образованием за счет средств федерального бюджета)"

Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 2 статьи 41) и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (подпункт 1 пункта 3 статьи 2) установлена гарантия финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в Российской Федерации (далее – государственная гарантия).

Этот показатель служит основой для расчета контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее – вузы). Он отражает прямую зависимость между общей минимальной численностью студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, и численностью населения Российской Федерации.
Однако данный показатель не учитывает возможное изменение возрастной структуры населения (изменение соотношения численности населения различных возрастных групп), которое представляется значительным в связи с тем, что основной приток поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составляют лица в возрасте 17-30 лет.
В случае уменьшения численности населения данной возрастной группы в общей структуре населения Российской Федерации вышеуказанный показатель государственной гарантии может не обоснованно увеличиться.

Так, в результате демографических процессов 1990-х годов, при совокупном действии низкой рождаемости и высокой смертности населения, в настоящее время наблюдается тенденция изменения возрастной структуры населения, выраженная в сокращении доли молодежи в общей численности населения. Прогнозные данные Росстата о численности населения различных возрастных категорий показывают значительное сокращение численности населения в возрасте 17-30 лет: 2011 год – 31,145 млн. человек; 2013 год – 27,312 млн. человек; 2016 год – 23,557 млн. человек; 2020 год – 18,971 млн. человек. При этом общая численность населения Российской Федерации уменьшится незначительно.

Сохранение текущего показателя государственной гарантии при определении общего размера контрольных цифр приема на обучение в высших учебных заведениях за счет средств федерального бюджета, в условиях демографического провала в возрастной группе населения, которая составляет основной контингент высших учебных заведений, существенно понизит эффективность конкурсного отбора, и может привести к приему в вузы фактически на общедоступной основе (т.е. без конкурса).

Сокращение разрыва между численностью тех, кто подает заявления на бюджетные места, и численностью тех, кто по результатам конкурсных испытаний зачисляется на бюджетные места, повлечет следующие негативные последствия:

  • распространение ситуации нулевого или отрицательного уровня конкурса на прием, когда число поданных заявлений равно или меньше контрольных цифр приема на данную специальность;
  • снижение общего уровня общеобразовательной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений зачисленных в вузы и, как следствие, снижение среднего уровня освоения образовательных программ высшего профессионального образования;
  • увеличение числа выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования, которые не смогли трудоустроиться или трудоустроились не по полученной специальности.

Так, если в 2009 и 2010 годах соотношение величины бюджетного приема и выпуска из школ составило 56 %, то в 2013 году это соотношение составит 73 % и в дальнейшем будет находиться в интервале от 70 до 80 % (без учета выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования).

Изложенное позволяет говорить о наличии острой необходимости изменения подхода к расчету рассматриваемого показателя минимальной численностью студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Учитывая негативные демографические процессы, предлагается использовать более гибкий показатель, позволяющий учитывать изменение структуры населения Российской Федерации в разрезе возрастных групп, что позволит основывать расчеты минимальной численности студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, исходя из возрастной группы, обеспечивающей основной приток обучающихся в вузах, - группы в возрасте от 17 до 30 лет.

Одновременно необходимо обеспечить соответствующую гарантию доступности высшего профессионального образования на уровне действующего показателя. При расчете целесообразно учитывать соответствующие условия применительно к 2011 году:

  1. общая минимальная численность студентов, обучающихся в вузах за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормативом 170 студентов на 10 тысяч человек населения, составила 2 415 тысяч человек;
  2. общая численность населения в возрасте от 17 до 30 лет в указанном году составила 31 145 тысяч человек;
  3. соотношение общей минимальной численности студентов, обучающихся в вузах за счет средств федерального бюджета, с общей численностью молодежи данной когорты, составляет 775 человек на 10 тысяч человек населения. В 2013 году этот показатель составит 798 человек. В связи с этим целесообразно установить соответствующий показатель на уровне 800 человек на 10 тысяч человек населения в возрасте от 17 до 30 лет.

При установлении предлагаемой государственной гарантии (800 человек на 10 тысяч человек населения в возрасте от 17 до 30 лет) соотношение минимальной величины бюджетного приема в вузы с численностью выпускников школ будет в значительной мере стабилизировано даже с учетом колебания соотношения доли молодежи от общей численности населения Российской Федерации. При этом доступность высшего профессионального образования не будет уменьшаться по отношению к современному уровню. Сравнительная таблица изменения показателя прилагается.

Определение государственной гарантии в расчете на численность соответствующей возрастной когорты, составляющей основную часть поступающих в вузы, позволит учесть колебания ее доли в общей численности населения Российской Федерации, и тем самым оптимизировать число обучающихся, сохранить конкурсный прием в высшие учебные заведения и за счет этого обеспечить качество высшего профессионального образования в Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что вводимая норма закрепляет только механизм расчета минимального количества лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета и не препятствует поступлению в вузы лиц других возрастных категорий, прошедших конкурсный отбор и имеющих право на получение высшего профессионального образования за счет бюджетных средств. При этом предлагаемая норма не устанавливает верхних границ объема подготовки кадров с высшим профессиональным образованием за счет средств федерального бюджета.

Заместитель директора Департамента
развития профессионального образования
А.Л. Коломенская

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль