Министерство образования подводит итоги работы

4 апреля 2012 772
Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки РФ. Лейтмотивом стало подведение итогов работы за восемь лет существования ведомства и обсуждение планов на будущее.

Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. Его лейтмотивом стало подведение итогов работы за все восемь лет существования ведомства и обсуждение планов на будущее.

В работе коллегии приняли участие руководитель администрации Президента Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, вице-президент РАН Валерий Козлов, ректоры ведущих российских вузов, руководители региональных органов управления образованием, общественные деятели и эксперты.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко начал свое выступление с подведения итогов 2011 года. Главным достижением ушедшего года, по словам министра, стало широкое общественное и профессиональное обсуждение проекта закона "Об образовании в Российской Федерации", в котором нашли отражение основные механизмы модернизации системы образования.

"Мы находимся на завершающем этапе принятия федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который станет основополагающим нормативным правовым актом на ближайшие годы", – сказал он в своем выступлении.

Среди главных событий 2011 года Андрей Фурсенко также назвал:

  • развитие региональных систем образования (создание 200 тыс. дополнительных мест в детских садах, доведение в 69 регионах средней зарплаты учителей до средней по экономике, поддержку 32 региональных программ профобразования по 10 приоритетным отраслям экономики);
  • развитие инструментов интеграции знаний и экономики (реализация вузами порядка 100 проектов высокотехнологического производства, поддержка на конкурсной основе 55 вузовских программ стратегического развития, создание 38 научных лабораторий под руководством ведущих ученых);
  • поддержку студенчества (увеличение на 2 млрд рублей стипендиального фонда, выделение 3 млрд на ремонт и строительство общежитий, поддержка деятельности органов студенческого самоуправления).

Когда же речь зашла об основных достижениях за все восемь лет существования ведомства, министр подчеркнул, что "с самого начала нашей работы мы безоговорочно приняли подход, при котором главным в образовании является воспитанник, ученик, студент, аспирант – тот, кто учится".

Реализуется этот принцип, по словам Андрея Фурсенко, за счет поддержки цепочки непрерывного образования в течение всей жизни. При этом нормативно закреплена свобода выбора на всех образовательных уровнях. Сначала родители выбирают для ребенка одну из существующих моделей детских садов. Затем, основываясь на содержании образовательных программ, выбирают школу. В старших классах – свободу выбора предоставляет единый госэкзамен и образовательные олимпиады, которые обеспечивают более справедливую систему отбора в вузы и увеличивают шансы на поступление в ведущие университеты талантливых ребят вне зависимости от места их проживания. Студенты могут выстроить собственную траекторию развития за счѐт гибкой уровневой системы обучения в высшей школе. А взрослые выбирают программы дополнительного образования в соответствии со своими профессиональными или личностными интересами.

Чтобы обеспечить свободу выбора для всех необходима соответствующая инфраструктуры, требующая серьезных финансовых вложений. "Нам удалось добиться существенного увеличения расходов государственного бюджета на образование, – сказал Андрей Фурсенко. – Консолидированный бюджет образования за 8 лет увеличился с 600 млрд руб. до 2,3 трлн рублей".

При этом рост образовательного бюджета проходил с одновременным совершенствовании финансово-экономических механизмов. Начиная с 2006 года, начался переход к нормативно-подушевому финансированию, главный принцип которого – "деньги идут за учеником".

Министр подчеркнул, что такой подход позволил существенно поднять зарплату преподавателям: "Если в 2004 году заработная плата учителя составляла около 4 тыс. рублей (менее 60% от средней по экономике), то сегодня мы вплотную подошли к средней заработной плате по экономике".

Самым обсуждаемым проектом Минобрнауки России за минувшие годы стал, по мнению Андрея Фурсенко, единый государственный экзамен (ЕГЭ). Но если раньше общественность дискутировала по поводу целесообразности введения ЕГЭ, то сегодня большинство обсуждений сводятся к тому, как сделать его лучше. Министр сообщил, что в настоящее время разрабатывается целый ряд предложений, которые позволят мотивировать ребят учиться все время, а не только в выпускном классе.

Немало внимания в своем выступлении Андрей Фурсенко уделил и развитию науки. Он сообщил, что в последние годы в стране ведется работа по "модернизации научно-технического сектора, базируясь на идее еще более тесной интеграции образования и науки, рассматривая их как единый комплекс развития человеческого капитала". Большую роль в этом процессе сегодня играют ведущие вузы, научные проекты которых на сегодня достойно конкурируют с разработками крупнейших академических и корпоративных научно-исследовательских центров.

По словам министра, "уже сейчас в России на национальном уровне достаточно эффективно функционируют научно- образовательные и инновационные кластеры в Москве, Питере, Томске, Казани". Ряд пилотных проектов имеют прорывной характер. Наиболее характерным является развитие нанотехнологий, что "делает Россию абсолютно конкурентоспособной в этой отрасли, начиная от публикационной активности и заканчивая коммерциализацией прикладных разработок". Министр подчеркнул, что новое качество научных исследований складывается и за счет формирования глобальной инфраструктуры. Россия сегодня активно участвует в таких глобальных международных проектах, как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, ИТЭР, XFEL.

Подводя итоги проделанной работы, Андрей Фурсенко заявил, что основным ориентиром в формировании стратегии развития образования и науки на ближайшие 10-15 лет станет концепция непрерывного образования, где "каждая ступень – детский сад, начальная, средняя, старшая школа, бакалавриат, магистратура и так через всю жизнь – должна быть в равной степени востребована и использована". Министр отметил, что успешная реализация любых планов возможна только в том случае, если они будут абсолютно тождественны планам молодого поколения.

Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки России "Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2011 году и задачах на 2012 год" >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×