Рекомендации по использованию объектов недвижимости государственными образовательными учреждениями

11 марта 2012 3568
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области разработало рекомендации по использованию объектов недвижимости, территории и иного имущества подведомственных государственных образовательных учреждений в соответствии с их целевым назначением.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области разработало рекомендации по использованию объектов недвижимости, территории и иного имущества подведомственных государственных образовательных учреждений в соответствии с их целевым назначением.

При использовании образовательными учреждениями имущества необходимо учитывать следующее:

1. Распоряжение имуществом, заключение крупных сделок, сделок с заинтересованностью:

1.1. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

1.2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

1.3. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

1.4. Под распоряжением особо ценным движимым имуществом понимается:
- списание особо ценного движимого имущества ввиду его непригодности к дальнейшему использованию;
- реализация (передача) находящегося в эксплуатации имущества юридическим и физическим лицам;
- передача временно неиспользуемого имущества в аренду;
- передача имущества органам и учреждениям федерального уровня, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

1.5. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества», Постановлением Правительства Свердловской области от 25.11.2010 г. № 1702-ПП «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения Свердловской области», Постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2008 г. № 389-ПП «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения Свердловской области, а также в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

1.6. Кроме того, с согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения должны совершаться крупные сделки (п. 13 ст. 9Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Крупные сделки автономными учреждениями совершаются с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения (п.1 ст. 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Казенное учреждение может совершать крупные сделки только с согласия органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное/автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного/автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного/автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 14 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований может быть признана недействительной по иску бюджетного/автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения/предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения (п. 13 ст. 9Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Руководитель бюджетного/автономного учреждения несет перед бюджетным/автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному/автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной (п. 13 ст. 9Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 3 ст. 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

1.7. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаемые бюджетными учреждениями, должны быть одобрены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаемые автономными учреждениями, должны быть предварительно одобрены наблюдательным советом автономного учреждения (п.1 ст. 17 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).Казенное учреждение может совершать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

1.8. (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

1.9. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

1.10. Казенное учреждение не имеет права получать или предоставлять кредиты (займы), а также приобретать ценные бумаги. Также казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Любой договор кредита (займа), по которому казенное учреждение выступает одной из сторон, будет считаться ничтожным, так как противоречит действующему законодательству (п. 10 ст. 161 БК РФ).

2. Заключение договоров аренды.

2.1. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ); Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника данного имущества. Доходы от сдачи в аренду казенными предприятиями имущества не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Это подтверждается письмом Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-03-05/151.

2.2. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

2.3. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

2.4. Сдача в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества автономными и бюджетным учреждениями осуществляется с письменного согласия собственника указанного имущества (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 298 ГК РФ).

2.5. В соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

2.6. Порядок проведения экспертной оценки последствий заключения подведомственными Министерству общего и профессионального образования Свердловской области государственными учреждениями договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха, оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей устанавливается Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 13.02.2012 № 08-д.

2.7. Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества устанавливается Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

2.8. При заключении договора аренды должны соблюдаться требования, установленные статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

2.8.1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой указанного Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

2.8.2. Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

2.9. Заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 статьи 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ, за исключением следующих случаев:

1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

3.В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1. Федерального закона № 135-ФЗ, по основаниям, не предусмотренным частью 10 указанной статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

2.10. Имущество общеобразовательных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, должно быть использовано в соответствии с целевым назначением. Согласно пункту 1.7. СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается.

Так, в ходе проведения прокуратурой г. Тулы проверки установлено, что 06.06.2011 между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и ООО «Геркулес» с участием МОУ СОШ № 33 заключен договор аренды недвижимого имущества для использования под офис и складское помещение.

Однако аренда помещений МОУ СОШ № 33 осуществляется в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку ООО «Геркулес» оказывает строительные услуги и арендованный склад используется для хранения строительных материалов, следовательно, имущество используется не по назначению, что противоречит целям деятельности образовательного учреждения, санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности такой деятельности отсутствует.

В связи с изложенным, сдача в аренду помещений общеобразовательных учреждений другим организациям, индивидуальным предпринимателям осуществляется только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности их деятельности.

2.11. Образовательные учреждения не имеют права сдавать в аренду объекты недвижимости:

а) для распространения алкогольной продукции. В образовательных учреждениях не допускаются розничная продажа и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

б) для распространения табачных изделий (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»);

в) для распространения рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 21-23 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»);

г) для деятельности политических партий, их структурных подразделений, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»);

д) для сдачи в аренду имущества, не являющегося объектом аренды (ст. 607 ГК РФ).

2.12. Порядок определения размера арендной платы. Статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена обязательность проведения оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, при определении стоимости этих объектов в целях передачи в аренду, за исключением случаев представления федерального имущества (расположенного в особых экономических зонах технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов) в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (зарегистрированным в качестве резидентов промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны), а также акционерным обществам, 100 % акций которых принадлежит РФ, и их дочерним обществам в целях строительства объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, а также объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны) (приложение 1 к Приказу Минэкономразвития РФ от 14.07.2006 г. № 190 «Об утверждении методики расчета арендной платы по договорам аренды государственного и (или) муниципального недвижимого имущества (зданий (их частей), сооружений), находящегося на земельных участках в пределах территорий особых экономических зон технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов, и методики расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных в пределах территорий особых экономических зон»).

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

Таким образом, стартовый размер арендной платы должен определяться на основании отчета об оценке рыночной арендной платы, подготовленного в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

2.13. Необходимость регистрации договора аренды. В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения подлежит государственной регистрации, если он заключен на срок не менее года. Договор считается заключенным с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество ей подлежат ограничения (обременения) прав на него, в том числе доверительное управление, аренда.

Регистрация договора не требуется:
- если он заключается меньше чем на год (хотя бы на один день);
- если по его условиям (заключен на срок менее года (например, 11 месяцев)) по окончании действия и при условии отсутствия замечания сторон договор автоматически продлевается на тот же срок (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), так как срок продления, а точнее срок аренды, по новому договору составляет менее одного года;
- если первоначальный договор, заключенный на срок менее года, возобновляется на неопределенный срок.

3. Порядок списания имущества.

Под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения (п.2 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 834 «Об особенностях списания федерального имущества»).

4. Использование земельных участков.

4.1. Одним из часто встречающихся нарушений в сфере земельного законодательства является использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.8 КоАП РФ).

Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным ЗК.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено ст. 7 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ), при этом выделяются следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

Указанные земли должны использоваться по целевому назначению, т.е. в соответствии с правовым режимом земель, установленным гл. XIV – XVIII ЗК РФ.

4.2. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Кроме того, согласно п. 1 ст. 47 ЗК РФ использование земельного участка не по целевому назначению является основанием для прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

В соответствии с п. 2 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, в частности, в случае:

- использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными ст. 8 ЗК РФ;
- использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

4.3. Обязанности собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, землепользователей, землевладельцев, арендаторов по использованию указанных земельных участков в соответствии с целевым назначением данной категории земель, способами, исключающими причинение вреда земле как природному объекту, установлены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Обязательные мероприятия по улучшению земель, определены ЗК, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», а также многочисленными подзаконными актами.

4.4. Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В ст. 285 ГК РФ указано, что использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является основанием для изъятия земельного участка у собственника.

По смыслу ст. 286 ГК РФ правонарушения, предусмотренные ст. 284 – 285 ГК РФ, рассматриваются в качестве ненадлежащего использования земельного участка.

Согласно п. 3 ст. 54 ЗК РФ при совершении правонарушений, выразившихся в ненадлежащем использовании земельного участка, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, к ведению которого отнесено предоставление земельных участков. Лицо, виновное в совершении административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, привлекается также и к ответственности, определенной п. 3 ст. 54 ЗК РФ.

4.5. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком должно быть зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Использование имущества в соответствии с целями пожертвования.

В соответствии с частью 3 статьи 582 ГК РФ юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, обязано вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Это необходимо для подтверждения использования имущества по назначению, определенному жертвователем.

Если использование имущества по указанному жертвователем назначению невозможно, то использование данного имущества по иному назначению осуществляется лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица-жертвователя - по решению суда.

Если пожертвованное имущество используется не по назначению, указанному жертвователем, сам жертвователь, его наследники или правопреемники имеют право требовать отмены пожертвования в судебном порядке.

Рекомендации по использованию объектов недвижимости государственными образовательными учреждениями



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях