Педсовет "Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников"

Дата публикации: 16.08.2012
Количество просмотров: 37701
Количество комментариев:  1
Автор: Колотилина Надежда Николаевна, старший воспитатель ГБОУ ЦРР - д/с № 758 (Москва)

Цель педсовета - повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Подготовка к педсовету:

№ п/п

Содержание мероприятия

Ответственный

 1

  Организация выставки по теме "Педагогические технологии развития связной речи у дошкольников".

  Старший воспитатель

 2

  Тематический контроль: "Организация и эффективность работы по развитию у дошкольников связной речи"

  Старший воспитатель

   Учитель-логопед

 3

  Собеседование с  докладчиками по теме педсовета.


  Старший воспитатель

 

 4

  Подготовить различные варианты опорных схем для развития связной речи дошкольников.

  Воспитатели старших групп

 5

  Подготовка воспитателей к деловой игре: "Теоретические основы развития связной речи у дошкольников".

  Воспитатели

 6

  Задание для воспитателей к педсовету: подобрать игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

  Воспитатели


План проведения педсовета:

№ п/п

    Содержание

   Ответственный

 1 

  "Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений"

  Заведующий ДОУ

 2

  Итоги тематического контроля

  Старший воспитатель

   Учитель-логопед

 3

  Деловая игра (теоретические вопросы)

  Старший воспитатель

 

 4

  "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)

  Воспитатели 1-ой младшей группы

 5

  "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников" (из опыта работы)

  Воспитатель 2-ой младшей группы

 6

  Практическая часть: "Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности"

  Старший воспитатель

 

 7

  Презентация технологии  работы с опорными схемами "Использование мнемотехники  в развитии речи детей" (из опыта работы)

  Воспитатели старших групп


Проект решения педсовета:

  • провести консультацию для родителей группы раннего возраста по теме "Стимулирование речи ребёнка 2-3-х лет"
  • провести мастер-класс учителя-логопеда "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок"
  • подготовить материал для родителей по проблеме развития связной речи у дошкольников (в течение месяца)
  • обобщить опыт педагогов старших групп "Использование мнемотехники в развитии речи детей".


1. Актуальность проблемы.

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О.С./
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Результаты Московского городского интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Знай-ка!" показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:

  • пересказывать литературные произведения
  • составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
  • создавать разные виды творческих рассказов
  • направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
  • а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.


2. Результаты тематического контроля

  • Планирование образовательной деятельности.
  • Обследование детей.
  • Взаимодействие с родителями.

3. Деловая игра "Теоретические основы развития связной речи у дошкольников"

1. Обучение этому типу монологической речи начинается с начала года в старшей группе. Особенно широко используются для этой цели игры-загадки "Угадай, что за зверь", "Угадай, кто (что) это", "Угадай, что мы задумали", "Когда это бывает?".

Вопрос: О чём идёт речь?

  • рассказывание по восприятию
  • рассуждение
  • рассказывание по памяти
  • беседа
  • пересказ
  • рассказывание по воображению

2. Предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей).

  • Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем.
  • Педагог предлагает завязку, которая допускает несколько логических развязок.
  • Включение в рассказ прямой речи героев.

Эти приёмы используют для обучения:

  • рассказыванию по памяти
  • пересказу
  • рассказыванию по воображению
  • рассуждению
  • рассказыванию по восприятию
  • беседе

3. Описание игрушек

  • Описание натуральных предметов
  • Обучение рассказам по картинам

Всё это:

  • рассказывание по восприятию
  • рассуждение
  • рассказывание по памяти
  • пересказ
  • объяснение
  • рассказывание по воображению

4. -Связное изложение прослушанного текста, творческое воспроизведение литературного образца - это...

5. У детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.

Задача какого вида занятия с картинным материалом здесь отражена:

  • Составление рассказов по сюжетным картинам.
  • Составление рассказов по серии сюжетных картин.
  • Описание пейзажной картины.
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.

6. К какому виду занятия можно отнести использование картин: "Спасаем мяч", "Шар улетел» и др.

  • Описание пейзажной картины.
  • Составление рассказов по сюжетным картинам.
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказов по серии сюжетных картин.

7. Педагогическая технология – это…
Ответы:

  1. рассказывание по памяти
  2. рассказывание по воображению
  3. рассказывание по восприятию
  4. пересказ
  5. составление рассказов по серии сюжетных картин.
  6. обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий


7. Педагогическая технология - это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы "что делать?" и "зачем делать?". А технология — на вопрос "как делать?". Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

4. "Стимулирование речи детей раннего возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.

Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.

Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.

Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

5. "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников" (из опыта работы)

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:

  1. Воспитание звуковой культуры речи.
  2. Формирование грамматического строя речи.
  3. Словарная работа.

Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • научить выполнять простые поруче¬ния по словесной инструк¬ции;
  • вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);
  • накопить и расширить пас¬сивный словарь ребенка.


Развитие предпосылок связной речи происходит:

  • в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);
  • в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);
  • в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.


Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Также мы используем такой приём, как поручение.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

  • сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
  • предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
  • предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
  • использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.


Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Индивидуальная работа проходила в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.

В своей работе с детьми мы используем литературу: "Игры и упражнения" О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной; отдельные игры и упражнения представлены в пособиях по развитию речи дошкольников: "Придумай слово" (М.: Просвещение, 1996), "Занятия по развитию речи в детском саду" (М.: Совершенство, 1998), "Знакомим дошкольников с литературой" (М.:Сфера,1998).

6. Практическая часть: "Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности".

Педагоги объединяются в две команды. Выбирается капитан каждой команды («воспитатель»), участники команд – "дети", "воспитанники". Участникам команд даётся время (2-3 мин) на обсуждение той или иной игры или игрового упражнения, которое будет представлено и проиграно с участниками противоположной команды. Желательно с каждой презентацией игры менять "воспитателя" - капитана команды.

Примерные игры и упражнения:

Игровое упражнение "Если бы..."
Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  • "Если бы я был волшебником, то ..."
  • "Если бы я стал невидимым ..."
  • "Если весна не наступит никогда ..."

Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

"Оживи предмет"
Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

"Кто о чем говорит?"
Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».

"Найди самое удачное название картины"
Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

7. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Например, мнемотехнику, которую в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

Презентация технологии работы с опорными схемами "Использование мнемотехники в развитии речи детей" (из опыта работы)

План выступления:

  1. Виды речевой деятельности, через которые решается задача развития связной речи.
  2. Мнемотехника как система методов и приёмов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  3. Этапы работы со схемами.
  4. Применение модельных схем при заучивании стихотворений.
  5. Использование мнемотехники при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов.
  6. Игровые задания для педагогов ("Узнай стихотворение по схеме", "Составь схему к пословице, поговорке", "Составь творческий рассказ", "Угадай загадку" и др.)

Литература:

  1. Лопухина, И.С. 550 упражнений для развития речи.-СПб.: КАРО, 2004;
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;
  3. Полянская Т.: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во: Детство-Пресс, 2010;
  4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004;
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;
  6. Ушакова О.С. теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

(Голосов: 45, Рейтинг: 3.84)
Комментарии

Перейти к обсуждению на форуме >>

Комментарии

Оставить комментарий

Лидия Панченко 05.12.2013 11:59:25
Надежда Николаевна, спасибо за Ваш труд! Скажите, а вы ,случайно не филолог или логопед!?
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Программа интернет-семинаров для детских садов
Профессиональные издания
Справочник руководителя дошкольного учреждения
Повышение квалификации на рабочем месте
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
Справочник музыкального руководителя
Справочник педагога-психолога. Детский сад
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: