Главная → Тематический рубрикатор → Обучение и воспитание → Воспитательно-образовательный процесс

Формирование кинестетической основы движения у дошкольников со стертой формой дизартрии

Дата публикации: 26.11.2012
Количество просмотров: 997
Автор: Графчикова Светлана Павловна, учитель-логопед (Московская область)

Основными задачами этого направления логопедической работы являются:
  • организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц и уточнение состава двигательного акта;
  • развитие кинестетического анализа и синтеза.

В процессе формирования кинестетической основы движения руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами. При формировании кинестетической основы артикуляционных движений проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.

Упражнения по развитию кинестетической основы движений руки

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.
2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.
3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.
4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.
5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.
6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ним вертикально.
7. Неплотно сжать пальцы правой (левой ) руки в кулак, оставив небольшое отверстие.
8. Соединить наклонно ("домиком") пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижаты к кистям, затем отведены от кистей и располагаются горизонтально.
9. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
10. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
11. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.
12. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
13. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
14. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.
15. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. Кольцо также можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.
16. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).
17. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.
18. "Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).
19. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).
20. "Птичка пьет водичку". Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки соединить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.
21. "Мостик". Средние и безымянные пальцы правой и левой рук расположить горизонтально так, чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижаты к кистям.
22. "Слон". Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги. Вытянутый вперед средний палец – хобот.
23. "Очки". Кисти обеих рук располагаются вертикально. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.
24. "Ворота". Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу, руки повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.
25. "Крыша". Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.
26. "Дом". Разведенные к низу полусогнутые пальцы опираются на стол.
27. "Цветок". Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.
28. "Корень растения". Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы свободно опустить вниз.
29. "Кораблик". Кисти рук расположить горизонтально, ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.
30. "Елка". Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.
31. "Улитка". Правую (левую) руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательный и средний пальцы, расставив их. Левую (правую) руку положить сверху (раковина улитки).
32. "Лошадка". Все пальцы правой руки, кроме указательного, полусогнуты и опираются на стол. Указательный палец вытянут горизонтально.
33. "Всадник на лошади". Правая рука в том же положении, как и в предыдущем задании. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и "посадить" на указательной палец правой руки (всадник).
34. "Солнечные лучи". Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы развести.
35. "Сова". Большой палец и мизинец отвести в стороны (крылья совы). Остальные три пальца согнуть, прижав подушечки к основанию пальцев (голова).

Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений.

Определение положения губ

1. Произнести звук И перед зеркалом и определить, как работают губы.
2. Произнести звук У перед зеркалом и определить, как работают губы.
3. Произнести перед зеркалом сочетание звуков ИУ, УИ и определить последовательную работу губ.
4. Произнести звук И без зеркала и определить, какую работу совершают губы.
5. Произнести звук У без зеркала и определить какую работу совершают губы.
6. Произнести без зеркала сначала звук И, затем звук У и определить, как работают губы при их произнесении.
7. Определить звук по беззвучной артикуляции (И или У).
8. Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков, произнесенных один за другим (И…У) и произнесенных слитно (ИУ, УИ).
9. Произнести слова (например, ИНЕЙ, УЛЕЙ, УМНЫЙ, УЛИТКА, ИВА и т.д). Определить, произнесение каких слов начинается с растянутого (или вытянутого) положения губ.
10. Рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первой – картинки при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй – вытягиваются вперед.
11. По беззвучной артикуляции определить первый звук в слове и работу губ при его произнесении (например, ИННА, УЛЯ и т.д).
12. По беззвучной артикуляции определить последний звук в слове и работу губ при его произнесении (например, НАЙДУ, БЫКИ,ОЧКИ, КЕНГУРУ и т.д.).
13. По беззвучной артикуляции определить гласный звук в слове и работу губ при его произнесении (например, МИР, СТУЛ, БУК, ПИЛ и т.д.).

Определение положения кончика языка (поднят или опущен).

1. Произнести перед зеркалом звук И и определить место положения кончика языка.
2. Произнести перед зеркалом звук Д и определить положение кончика языка.
3. Произнести перед зеркалом последовательно звуки И…Д и определить, при произнесении какого звука язык опущен (поднят).
4. Произнести звук И без зеркала и определить положение кончика языка.
5. Произнести звук Д без зеркала и определить положение кончика языка.
6. Произнести без зеркала сначала звук И, затем звук Д и, наоборот, и определить положение кончика языка при произнесении.
7. Определить звук по беззвучной артикуляции (И или Д).
8. Определить по беззвучной артикуляции последовательность звуков (И…Д, Д…И).
9. Произнести слова (например, ДОМ, ИВОЛГА, ДЫНЯ, ИВЫ и т.д.). Определить, произнесение каких слов начинается с поднятого вверх (опущенного вниз) кончика языка.
10. Рассмотреть картинки, разложить их в два ряда, в первый – картинки, при назывании которых кончик языка поднимается вверх, во второй – опускается вниз (например, ИВА, ДЫМ, ИРА, ДОМ и т.д).
11. Подобрать и назвать слова, произнесение которых необходимо начать с поднятия кончика языка.
12. Подобрать и назвать слова, произнесение которых необходимо начать с опускания кончика языка.

Различение узкого и широкого языка.

Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л – узкий. Для различения узкого и широкого языка используются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различные положения кончика языка ( поднят или опущен).
(Нет голосов)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Программа интернет-семинаров для детских садов
Профессиональные издания
Справочник руководителя дошкольного учреждения
Повышение квалификации на рабочем месте
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
Справочник музыкального руководителя
Справочник педагога-психолога. Детский сад
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск
Топ-3
4 Июня 2014
Количество просмотров: 74417

Подпишитесь на наши новости: