Адаптация учащихся 10-х классов к обучению в профильной школе

Дата публикации: 09.06.2011
Раздел:  Архив
Количество просмотров: 36201

В начале обучения в профильных классах у десятиклассников могут наблюдаться случаи дезадаптации. Ее причины – смена социального окружения и системы деятельности обучающихся. Автор статьи делится опытом оказания помощи старшеклассникам в адаптационный период.

Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха. Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (новый состав класса и новые учителя) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в измененном коллективе класса и пр.

Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Эти проблемы особенно характерны для образовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев.

Профильное обучение предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.

Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся принимали профильное обучение как серьезный шаг к будущему виду деятельности.

наверх

Педагогический консилиум "Адаптация десятиклассников к обучению в старшей (профильной) школе"

Согласно плану работы по адаптации учащихся 10-х классов (приложение 1) нами ежегодно проводится педагогический консилиум "Адаптация десятиклассников к обучению в старшей (профильной) школе".

Цели проведения консилиума:

  • изучение проблем адаптационного периода;
  • разработка рекомендаций по устранению причин дезадаптации десятиклассников;
  • разработка индивидуальных учебных планов для отдельных учащихся.

Подготовительная работа:

  • анкетирование учащихся (приложение 2);
  • проведение классно-обобщающего контроля в 10-х классах (приложение 3);
  • наблюдение учителей-предметников и классных руководителей за классами;
  • разработка рекомендаций педагогам и родителям по устранению причин дезадаптации десятиклассников (приложение 4).

Участники консилиума: заместители директора по УВР и ВР; члены методического совета; классные руководители 10-х классов; учителя-предметники, работающие в 10-х классах.

План проведения консилиума:

1. Выступление заместителя директора по УВР "Специфика адаптационного периода десятиклассников".

2. Выступления участников консилиума по темам:

  • классные руководители, учителя-предметники – материалы наблюдений;
  • заместитель директора по ВР – результаты проверки дневников учащихся;
  • заместитель директора по УВР – анализ посещенных уроков и срезовых контрольных работ.
3. Обсуждение плана мероприятий по решению выявленных проблем адаптационного периода.
Приложение 1

наверх

ПЛАН РАБОТЫ
по адаптации учащихся 10-х классов на 201_/__ уч. г.

Мероприятие
Цель
Сроки
проведения
Исполнитель
Результат
1
2
3
4
5
1-й этап (июнь – август)
1. Совещание с учителями-предметниками по итогам выпускных экзаменов
в 9-х классах
Анализ качества знаний учащихся
Июнь
Заместитель директора по УВР
Совещание при заместителе директора
по УВР
2. Комплектование 10-х классов
 
Июнь – август
Предварительные списки будущих 10-х классов с учетом профи­лей, составленные
на основании заявлений о приеме в десятый класс, анкетирования или бесед с учащимися
2-й этап (сентябрь – октябрь)
1. Определение профилей в 10-х классах
Удовлетворение образовательных потребностей десятиклассников
и их родителей
1–4 сентября
Заместитель директора по УВР
Приказ по школе о создании классов с определенными профилями и списков учащихся этих классов
2. Классно-обобщающий контроль
в 10-х классах
1. Выявление степени адаптации десятиклассников к обучению в старшей (профильной) школе.
2. Сравнительный анализ обученности.
3. Контроль состояния преподавания профильных предметов.
4. Выявление "групп риска" учащихся.
5. Контроль ведения школьной документации
Сентябрь –
октябрь
Заместитель директора по УВР
Аналитическая справка по итогам классно­
обобщающего контроля.
Совещание при директоре
3. Психологическое исследование и анкетирование учащихся 10-х классов
Выявление психолого-
педагогических проблем
в обучении в период адаптации
Октябрь
Учителя-предметники. Заместитель директора по УВР. Педагог-психолог
Совещание при заместителе директора
по УВР
4. Административные контрольные работы по русскому языку, математике, профильным предметам
Выявление уровня подготовленности десятиклассников к обучению в старшей школе
Сентябрь –
октябрь
Заместитель директора по УВР
Заседания ШМО по ре­зультатам административных работ, выявление пробелов и разработка мер по их ликвидации
5. Родительские
собрания
Учет особенностей периода адаптации учащихся 10-х классов
Октябрь
Классные руково­дители 10-х классов. Учителя-предметники
Рекомендации
для родителей
3-й этап (конец октября)
Педагогический консилиум "Адаптация учащихся 10-х классов к новым условиям"
1. Обсуждение основных проблем, возникающих
в работе с учащимися
10-х классов, разработка мер по устранению этих проблем.
2. Разработка индивидуальных учебных планов
Конец октября
Заместитель директора по УВР
Протокол консилиума
4-й этап (ноябрь – май)
Выполнение решений консилиума
1. Выполнение рекомендаций, данных на консилиуме.
2. Удовлетворение образовательных потребностей десятиклассников
и их родителей
Ноябрь – май
Заместитель директора по УВР.
Учителя­предметники. Классные руководители 10­х классов
Снятие проблемы дезадаптации десятиклассников
Приложение 2

наверх

АНКЕТА десятиклассника*M[1]

Инструкция.

Уважаемый десятиклассник! В этом учебном году ты начал учиться в профильном классе. Мы просим тебя ответить на вопросы анкеты. Выбери ответы и поставь напротив "галочку" (в вопросах 1–3, 5–12 выбирается только один ответ из предложенных).

1.Если тебе сейчас предложат перейти в другой класс, ты:

  • останусь в профильном классе;
  • перейду в обычный класс.

2.Твое отношение к обучению в профильном классе:

  • я считаю, что сделал правильный выбор, и обучение в профильном классе поможет мне при поступлении в вуз, пригодится в профессиональном будущем;
  • не вижу смысла обучения в профильном классе, но продолжу обучение на данном профиле;
  • я разочарован, профильное обучение не соответствует моим ожиданиям;
  • я считаю, что обучение в профильном классе способствует моему социальному и профессиональному самоопределению, повышает общекультурный уровень.

3.Твое отношение к содержанию элективных курсов:

  • считаю, что выбор элективных курсов недостаточно широк;
  • меня не устраивает выбор и содержание элективных курсов;
  • меня удовлетворяет содержание элективных курсов;
  • я ничего не знаю о проводимых элективных курсах.

4.Твое отношение к учебным предметам (можно выбрать несколько предметов, отметив знаком "+"):

Учебный предмет
Отношение к учебному предмету
Люблю
этот предмет
и уроки
Хочу знать
этот предмет
Заставляют заниматься
по предмету
Не люблю
этот предмет
Самый
трудный
для меня предмет
Самый нужный для моей будущей жизни предмет
Задают очень много домашней работы
Русский язык
             
Литература
             
Математика
             
Информатика
             
Иностранный язык
             
История
             
Обществознание
             
География
             
Физика
             
Химия
             
ОБЖ
             
Биология
             
Физкультура
             
Технология
             
 

5.Соответствует ли твоим физическим возможностям уровень учебной нагрузки?

  • не сильно устаю во время уроков, довольно легко справляюсь с домашними заданиями, и у меня еще остается свободное время;
  • немного устаю во время уроков, но, отдохнув, выполняю домашние задания, и еще остается свободное время;
  • устаю во время уроков, мне тяжело даются домашние задания, а свободного времени практически не остается.

6.Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания по предметам?

  • 1–2 ч;
  • 2–3 ч;
  • 3–4 ч;
  • более 4-­х ч.

7.Когда ты выполняешь домашнюю работу по предметам?

  • сразу после возвращения из школы;
  • отдохну час-другой – и делаю;
  • после 18.00;
  • поздно вечером;
  • я ее вообще не делаю;
  • я ее делаю редко.

8.Связаны ли твои интересы (в учебе и внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?

  • связаны очень тесно;
  • связаны, но у меня нет четкого плана действий, я берусь то за одно, то за другое;
  • никак не связаны.

9.Как часто ты обращаешься к научной и справочной литературе, словарям?

  • часто;
  • иногда;
  • никогда.

10.Ставишь ли ты в своей учебной работе задачи, выполнение которых требует кропотливой работы в течение многих дней?

  • очень часто;
  • иногда ставлю такие задачи, но редко выполняю их;
  • не ставлю долговременных задач.

11.Занимаясь любимым делом, можешь ли ты делать неинтересную работу (например, выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

  • делаю такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо;
  • иногда делаю, иногда бросаю на полпути;
  • избегаю выполнения такой работы.

12.Можешь ли ты заниматься длительное время интеллектуальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями и отдыхом?

  • всегда, когда это необходимо;
  • только иногда;
  • никогда.
Спасибо!

Обработка результатов

Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

Приложение 3

наверх

СПРАВКА
по итогам классно-обобщающего контроля
в 10-х классах

Тема контроля: адаптация учащихся 10-х классов к условиям обучения в профильной школе.

Цель контроля: учет индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в процессе адаптации к условиям обучения в профильной школе, сформированность ОУУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.

Сроки: 7–23 октября 201_ г.

Проверяющий: заместитель директора по УВР.

Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:
1.Посещение уроков русского языка, литературы, математики, иностранного языка, биологии, истории, физики, информатики и ИКТ, физической культуры, химии.
2.Организация и анализ срезовых работ по математике, русскому языку, биологии, информатике и ИКТ.
3.Проверка рабочих тетрадей по математике, биологии, информатике и ИКТ.
4.Проверка дневников и классных журналов.
5.Хронометраж домашнего задания.
6.Анкетирование учащихся.

Сведения о продолжении обучения выпускников 9-х классов:

Количество выпускников 9-х классов
Из них:
продолжили обучение
в 10-х классах
продолжили обучение
в учреждениях НПО
продолжили обучение
в учреждениях СПО
       
 

По результатам анкетирования выпускников 9-х классов в сентябре 201_ г. сформированы два профильных класса:

  • 10а – с информационно-технологическим профилем;
  • 10б – с агро-технологическим профилем.

В 10а классе на профильном уровне изучаются математика, информатика и ИКТ, в 10б – биология, сельскохозяйственные машины, добавлен час химии. В каждом классе добавлен час русского языка для подготовки к ЕГЭ. Кроме того, ученикам предложено на выбор 6 элективных курсов.

Классный руководитель 10а класса – ________ (Ф. И. О.), 10б класса – ________ (Ф. И. О.).

По результатам посещения уроков, индивидуальных бесед с учителями-предметниками и учащимися, анкетирования было выявлено следующее.

Преподавание русского языка*[2]в 10-х классах ведется по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой "Русский язык­10" на базовом уровне, учителями русского языка и литературы ________ (Ф. И. О.), ________ (Ф. И. О.). Посещение уроков показало, что учителя знают психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, владеют методикой преподавания предмета. Этапы уроков четко прослеживаются, учителя включают задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы, методы и технологии обучения, привлекают учащихся к выполнению краткосрочных информационных проектов с последующей защитой в форме презентации. Для оптимизациии учебной нагрузки и подготовки к сдаче ЕГЭ практикуется разноуровневое тестирование.

Результаты административных срезовых работ по русскому языку представлены в таблице.

Класс
Количество учащихся
по списку
Количество учащихся, выполнявших работу
Дата проведения работы
Количество
учащихся, получивших оценки
Средний балл
% выполнения работы
% качества знаний
"5"
"4"
"3"
"2"
10а
                   
10б
                   
 

Типичные ошибки:

  • гласные и согласные в окончании причастных;
  • безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением;
  • обособление причастных оборотов.

По результатам всех посещенных уроков определилась группа учащихся, которые практически на любом занятии работают не в полную меру, плохо готовятся к ним, часто не выполняют домашние задания, неактивны, письменные работы выполняют неудовлетворительно: ______________________ (Ф. И. учащихся).

В период классно-обобщающего контроля были проверены тетради учащихся по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, биологии (в профильном классе). Результаты проверки тетрадей представлены в таблице.

Критерии проверки
Предмет________
__ класс
__ класс
1
2
3
1. Количество учащихся в классе
   
2. Присутствовало на момент проверки
   
3.Число тетрадей, сданных на проверку
   
4. Внешний вид тетрадей:
– Соответствуют требованиям (количество тетрадей)
– Не соответствуют требованиям (количество тетрадей, замечания)
   
5. Выполнение единого орфографического режима:
– Соблюдается
– Не соблюдается. Замечания
– Работа над ошибками (указать количество тетрадей, в которых есть работа над ошибками)
   
6. Объем классных работ
– Соответствует норме (количество тетрадей)
   
– Не соответствует норме (количество тетрадей,замечания)
   
7. Регулярность выполнения домашних заданий
(регулярно, часто, периодически, редко, не выполняются)
   
8. Объем домашних заданий:
– Соответствует норме (количество тетрадей)
– Не соответствует норме (количество тетрадей, замечания)
   
9. Регулярность проверки тетрадей:
– Соответствует норме (количество тетрадей)
– Не соответствует норме (количество тетрадей, замечания)
   
10. Качество проверки тетрадей:
– Соответствует нормам оценки ЗУН учащихся (количество тетрадей)
– Не соответствует нормам оценки ЗУН учащихся (количество тетрадей, замечания)
   
 

Проверка дневников осуществлялась заместителем директора по ВР. Результаты проверки дневников представлены в таблице.

Ф. И. учащегося
Аккуратность заполнения
Оформление первых
страниц
дневника
Расписание уроков
Запись домашних заданий
Наличие подписи
Выставление оценок
классного руководителя
родителей
учителями (текущие оценки)
классным руководителем
                 
 
Проверка классных журналов.

Оценка работы учителей-предметников с классными журналами представлена в таблице.

Предмет
Ф. И. О. учителя
Показатели качества ведения журнала
Аккуратность
заполнения
Запись числа
и месяца
Своевременная
запись темы урока
и домашнего задания
Накопляемость отметок
Своевременное выставление отметок
за письменные работы
Своевременное
выставление
итоговых отметок
Объективность
выставления
итоговых отметок
Учет отсутствующих на уроке учащихся
Исправления числа, месяца. Неверная запись даты урока
Исправление
отметок
Выставление отметок карандашом, "точки"
                         
 

Оценка работы классных руководителей с классными журналами представлена в таблице.

Ф. И. О. классного руководителя (класс)
Выполнение инструкции
по оформлению журнала
Сведения об учащихся
Учет посещаемости учащихся
Заполнение
страницы
"Занятость
учащихся"
Заполнение страницы "Сводная ведомость учета успеваемости"
Записи
об инструктажах
и беседах
Наличие
№ личных дел
Сведения
об учащихся
Сведения
о родителях
Адреса
и телефоны
в дополнительных занятиях
в свободное время
по ПДД
общие
инструктажи
                       
 

Хронометраж домашнего задания

Анализ ответов на анкету.

Анализ результатов анкетирования

Анализ ответов на анкету.

Выводы.

1.Качество знаний по результатам входного контроля достаточно высоко, это свидетельствует о том, что в основном все учащиеся 10-х классов подготовлены к обучению на профильном уровне по отдельным предметам.

2.Учащиеся не испытывают значительных учебных перегрузок.

3.Уровень личностной и реактивной тревожности учащихся в пределах нормы.

4.Все учителя используют различные формы и методы преподавания для успешной адаптации учащихся к условиям обучения в профильной школе. Об эффективности работы в этом направлении свидетельствуют результаты анкетирования.

Рекомендации

1.Учителям-предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.

2.Учителям-предметникам продолжить работу по формированию у учащихся устойчивых ЗУН, учитывая результаты административных срезовых работ, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

3.Классным руководителям 10-х классов продолжить работу по устранению пробелов в ЗУНах учащихся, по сохранению контингента класса.

4.Классным руководителям усилить контроль выставления текущих оценок в дневники, записи домашних заданий и ведения дневников учащихся.

5.Провести промежуточные и итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, истории, биологии, химии, физике, английскому языку в декабре и апреле.

6.Обсудить результаты классно-обобщающего контроля на ШМО.

"__" _______ 201_ г.
Справка составлена
заместителем директора по УВР
___________ /Ф. И. О./
Со справкой ознакомлены:
___________ /Ф. И. О./
___________ /Ф. И. О./
Приложение 4

наверх

РЕКОМЕНДАЦИИ педагогам и родителям

Основные потребности подростков:

1.Самоутверждение среди сверстников.

2.Самореализация в общении.

3.Развитие независимости и самостоятельности.

4.Стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений.

5.Самопознание, саморазвитие и самосовершенствование.

6.Достижение личного благополучия и обретение материальных благ.

Основные проблемы подростков:

1.Сложности в дружеских отношениях и любви.
2.Отношения с родителями и другими взрослыми ("не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют" и т. п.).
3.Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
4.Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
5.Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
6.Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
7.Проведение досуга.

Оказание помощи подростку:

1.Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.
2.Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними.
3.Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.
4.Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем.
5.Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.
6.Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Подростку нужно объяснить, за что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

В.В. Золотарева,
зам. директора по УВР МОУ "Никольская СОШ"
Новоусманского муниципального района
Воронежской области



[1] Анкета составлена на основе методики Ч. Спилберга “Опросник тревожности”. – Примеч. авт.
 
[2] Аналогично описываются итоги контроля по другим предметам. – Примеч. авт.
(Голосов: 16, Рейтинг: 3.82)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Программа интернет-семинаров для детских садов
Профессиональные издания
Справочник руководителя дошкольного учреждения
Повышение квалификации на рабочем месте
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
Справочник музыкального руководителя
Справочник педагога-психолога. Детский сад
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: