Главная → Тематический рубрикатор → Управление → Надзор и контроль

Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов

Дата публикации: 12.08.2011

В настоящее время проблема оценки качества профессиональной деятельности работников ДОУ становится все более актуальной, поскольку за создание условий для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов несут ответственность руководители дошкольных учреждений. Очевидно, что решение данной проблемы невозможно без разработки инструментария оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

С учетом этого на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 90 "Золотой ключик"» было проведено исследование с целью разработки, научного обоснования и экспериментальной проверки содержания и методики комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

В качестве основных задач были определены:

  • уточнение компонентов, критериев и показателей комплексной оценки качества;
  • разработка и научное обоснование модели комплексной оценки качества (приложение 1);
  • разработка содержания и методики проведения внутренней и внешней комплексной оценки качества;
  • определение организационно-педагогических условий эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов ДОУ.

Данное исследование проводилось в течение шести лет в три этапа.

Первый – констатирующий – этап (в первые два года) был посвящен изучению и теоретическому анализу научной литературы по проблеме исследования, законодательных актов, нормативных правовых документов по вопросам дошкольного образования. На этом этапе были определены также предмет исследования, цели, задачи и категориальный аппарат.

Прежде чем приступить к исследованию, условились, что под качеством понимается соотношение цели и результата. Результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками (детьми, родителями, педагогами), по различным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях.

Качество профессиональной деятельности следует рассматривать как динамичную категорию, меняющуюся в соответствии со временем, требованиями социальных заказчиков и потребностями педагогов. Под ним понимается степень удовлетворения ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Данный этап эксперимента выявил исходный уровень профессиональной деятельности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, низкое качество педагогического труда, отсутствие положительной динамики, что подтверждалось снижением качества образовательного процесса. Полученные результаты доказали необходимость разработки специальных проектов (программ), направленных на повышение качества профессиональной деятельности педагогов.

Второй – формирующий – этап (в течение двух лет) предусматривал:

  • создание модели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ;
  • разработку содержания и методики комплексной оценки качества;
  • внедрение в практику программы комплексной оценки качества, включающей технологию ее организации и проведения;
  • составление и реализацию плана корректирующих действий и мероприятий по достижению, удержанию и повышению качества профессиональной деятельности педагогов;
  • создание соответствующих организационно-педагогических условий (нормативно-документационного, научно-методического и материально-технического обеспечения, способствующего эффективному управлению профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном образовательном учреждении).

На этом этапе была определена структура комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ, которая включила в себя шесть компонентов: нормативно-ориентированный, содержательно-целевой, организационно-технологический, мотивационно-личностный, контрольно-диагностический и коррекционно-аналитический. Они отражают значимые деловые и личностные характеристики педагога, определяют уровень его педагогического мастерства, качество профессиональной деятельности.

Теоретический анализ и обобщение изученных подходов (Е.В. Ерофеевой, Л.Г. Жиляевой, Т.П. Колодяжной, Ю.А. Конаржевского и др.) к оцениванию педагогической деятельности позволили выделить и уточнить следующие критерии комплексной оценки:

  • реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
  • соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
  • создание соответствующей предметно-развивающей среды;
  • деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности;
  • результативность образовательного процесса;
  • коррекция педагогической деятельности.

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов может стать методологической основой разработки стандартов должностных обязанностей, системы оценки премирования и стимулирования, поощрения и награждения, профессионального и карьерного роста педагогических работников с учетом уровня их педагогического образования, курсовой подготовки, квалификационных категорий, опыта работы и профессиональных достижений.

С учетом данных критериев были определены показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов (приложение 2), которыми специалисты творческой группы руководствовались в экспериментальной части исследования. Критерии и показатели оценки при правильно подобранных методах исследования позволяют определить качество профессиональной деятельности педагогических работников и уровень их профессионализма.

Исследование проводилось при помощи следующих методов: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам в педагогике, наблюдение за деятельностью педагогов, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, количественная и качественная обработка данных, статистическая обработка полученных результатов и т. д.

В ходе исследования на формирующем этапе выяснилось, что в ДОУ работают педагоги в основном среднего и пенсионного возраста. Согласно результатам опроса, наибольшую неудовлетворенность у них вызывают низкая заработная плата, отсутствие возможности повышения квалификации, недостаточное обеспечение современной учебной и материальной базой, невысокий престиж профессии педагога. Большинство из них желают изменения условий труда, рассчитывают на внимание к их проблемам со стороны руководителей ДОУ. Молодые педагоги проявляют готовность сменить профессию и уйти из детского сада.

Таким образом, в силу внешних и внутренних причин складывается тенденция "старения" педагогических кадров, их "выгорания", появления работников без педагогического образования, с низким уровнем квалификации, что становится серьезным препятствием на пути развития детских садов, повышения качества профессиональной деятельности педагогов. Удовлетворенность родителей детей (лиц, их заменяющих) деятельностью педагогов в основном средняя, по отдельным показателям имеет тенденцию к снижению. Оценка качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ осуществляется эпизодично; руководители испытывают трудности с анализом результатов, поиском путей решения выявленных проблем. Все это обусловило необходимость теоретического обоснования и практической разработки содержания и методики комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ. Так, в ней были выделены три структурные части:

  • прогностическая (анализ профессионального развития, деловых и личностных качеств педагога, образовательного процесса);
  • результативная(выявление результатов педагогического труда);
  • оценочно-уровневая(определение качества профессиональной деятельности, уровня профессионализма педагога).

Исходя из этого, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ предусматривает несколько этапов. Для ее проведения были созданы экспертные группы, которые ежегодно на протяжении второго этапа исследования в начале и в конце учебного года обеспечивали комплексную оценку. Эксперты заполняли оценочные листы, подсчитывали результаты, оформляли экспертные листы (на каждого педагога) и экспертные заключения. Председатель комиссии подводил итоги работы экспертов, составлял итоговый экспертный лист и экспертное заключение с окончательными результатами оценки качества, уровня профессионализма педагогов и выводами. Экспертная группа выносила на обсуждение и утверждение руководителем ДОУ план корректирующих действий и мероприятий, направленных на достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, после чего составляла индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий для каждого педагога.

Таким образом, на подготовительном этапе комплексной оценки обеспечиваются разработка нормативно-правовой базы, подготовка необходимых документов, оценочно-измерительных материалов (вопросников, анкет, тестов, схем, алгоритмов анализа и оценки), создаются материально-технические условия.

Организационный этап посвящен определению регламента работы с оценочно-измерительными материалами и нормативными документами, а также содержания и методов оценки качества профессиональной деятельности педагогов.

На исследовательском этапе проводится оценка полноты и достоверности представленных материалов и документов, методической и практической педагогической деятельности, деловых и личностных качеств, уровня профессионализма педагогов, организуются тестирование, анкетирование, диагностика, мониторинг и др.

На этапе обработки полученных результатов и материалов подводятся итоги оценки, составляются протоколы, справки, заключения, отчеты, планируются корректирующие действия и мероприятия по совершенствованию качества профессиональной деятельности педагогов.

Этап принятия решения предусматривает анализ процедуры и результатов оценки качества профессиональной деятельности педагогов. Руководитель дошкольного учреждения оформляет соответствующие справки и приказы.

В ходе третьего – аналитико-обобщающего – этапа (в течение двух лет) проводились итоговая диагностика, анализ и обобщение результатов исследования, разрабатывались и внедрялись в практику научно-методические рекомендации.

По результатам комплексной оценки для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов в дошкольном учреждении были созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие:

  • нормативно-документационное направление (разработку и принятие локальных актов, систему стимулов повышения квалификации педагогов и др.);
  • научно-методическое направление (составление индивидуального плана корректирующих действий и мероприятий; создание Школы педагогического мастерства по обмену передовым опытом; обновление содержания планирования и методики образовательного процесса с учетом социального заказа, возможностей педагогов, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников);
  • материально-техническое направление (приоритетное оснащение рабочих мест педагогов современной материальной базой; создание психологически комфортных, безопасных условий труда).

Благодаря проведению комплексной проверки были разработаны методические рекомендации по совместной работе руководителей ДОУ с аттестуемыми педагогами, организовано тесное сотрудничество дошкольных образовательных учреждений с социальными институтами. Повысились эффективность управления педагогическим коллективом, результативность образовательного процесса, качество знаний, умений и навыков воспитанников. Созданные условия труда способствуют удовлетворению индивидуальных и возрастных потребностей воспитанников, раскрытию профессиональных возможностей и творческого потенциала педагогов.

Разработанная методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ позволяет определить уровень профессионализма (репродуктивный, конструктивный, исследовательский) каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Систематическая внутренняя оценка, проводимая наиболее квалифицированными педагогическими и руководящими работниками, и внешняя оценка, осуществляемая родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников, представителями общественности, дают возможность получить объективные данные о качестве профессиональной деятельности педагогов.

Реализация программы комплексной оценки также позволяет поддерживать и повышать качество педагогического труда в ДОУ. Создание соответствующих организационно-педагогических условий в ДОУ, осуществление научно-методического сопровождения образовательного процесса, оптимальное использование личностного и творческого потенциала каждого педагога способствуют эффективному управлению профессиональной деятельностью педагогических работников.

Приложение 1

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ

Цель

Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма

Виды комплексной оценки

  • внутренняя;
  • внешняя

Компоненты комплексной оценки

  • нормативно-ориентированный;
  • содержательно-целевой;
  • организационно-технологический;
  • мотивационно-личностный;
  • контрольно-диагностический;
  • коррекционно-аналитический

Критерии

  • реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
  • соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
  • результативность образовательного процесса;
  • коррекция педагогической деятельности

Показатели

Методы

  • изучение документов;
  • анализ;
  • самооценка, самоанализ;
  • мониторинг;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • контроль;
  • экспертиза;
  • аттестация

Уровни профессионализма

  • репродуктивный (технологический);
  • конструктивный (эвристический);
  • исследовательский (креативный)

Результаты

  • Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
  • Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

 

Приложение 2

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ

  1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
  2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
  3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
  4. Культура делопроизводства педагогов.
  5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
  6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
  7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
  8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  9.  Использование информационных технологий.
  10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
  11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
  12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
  13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
  14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
  15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
  16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
  17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
  18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
  19. Дисциплинированность и ответственность.
  20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
  21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
  22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
  23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
  24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
  25. Педагогическое образование родителей воспитанников.

Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук, заведующий МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 90 "Золотой ключик"» г. Вологды

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.59)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Программа интернет-семинаров для детских садов
Профессиональные издания
Справочник руководителя дошкольного учреждения
Повышение квалификации на рабочем месте
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
Справочник музыкального руководителя
Справочник педагога-психолога. Детский сад
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск
Топ-3
4 Июня 2014
Количество просмотров: 74128

Подпишитесь на наши новости: