Создание структурных подразделений в образовательном учреждении

Дата публикации: 12.11.2012
Раздел:  Управление
Количество просмотров: 5536
Автор:  Вавилова А.А.
А.А. Вавилова, зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

Содержание трудового договора с работниками регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 57 этого нормативного акта в трудовом договоре должно быть указано место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Если структурное подразделение указано в трудовом договоре, пере- вести работника в другое подразделение в соответствии с ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ можно по взаимному согласию сторон либо по иным исключительным обстоятельствам, предусмотренным трудовым законодательством. Если трудовым договором структурное подразделение не предусмотрено, то его изменение (при обязательном условии – сохранении трудовой функции работника) будет считаться не переводом, а перемещением работника, не требующим подписания дополнительного соглашения к трудовому до говору.

По тем же принципам решается вопрос о включении в договор сведений о месте работы, нахождении обособленного структурного подразделения. В случае указания общих данных (например, населенного пункта) в трудовой договор не придется вносить изменения, если подразделение сменит адрес внутри населенного пункта. Когда место работы и местонахождение учреждения детализированы до полного адреса, то при переезде даже в соседний дом потребуется получить согласие работника.

Согласие работника не требуется при перемещении его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручении ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора. ТК РФ. Ч. 3 ст. 72.1

Работа в рамках подразделения означает непосредственное подчинение работника его руководителю (выступающему в данном случае представителем работодателя), а, следовательно, обязательность выполнения поступивших от руководителя распоряжений в пределах своих трудовых обязанностей. Законные распоряжения обязательны для работника, их невыполнение может служить основанием для наложения дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения.

Руководителю структурного подразделения необходимо помнить, что согласно ст. 193 ТК РФ:
  • дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работни- ка, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ч. 3);
  • за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 5). ТК РФ устанавливает такое основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя, как ликвидация организации. Ликвидация филиала формально не является ликвидацией организации, однако их последствия весьма схожи, поскольку работодатель прекращает свою деятельность в данной местности.

С целью сокращения численности или штата работников организации  увольнение допускается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом состояния его здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данной  местности. Однако работнику филиала нельзя предложить иную работу, поскольку в данной местности вакансий у работодателя нет. Предлагать же вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями и/или трудовым договором.

Согласно ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения  организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с его работниками производится по правилам, предусмотренным  для случаев ликвидации организации.
Обязанности работодателя перед увольняемым работником не прекращаются при ликвидации филиала. Филиал не является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет свою деятельность от имени создавшей его организации. Соответственно норму ст. 81 ТК РФ нельзя толковать таким образом, что рудовые отношения работника с юридическим лицом прекращаются ранее исполнения работодателем своих обязанностей. Ответственность по обязательствам ликвидируемого филиала несет юридическое лицо, создавшее этот филиал.

Статус руководителей структурных подразделений, в частности филиалов и представительств образовательных учреждений, имеет некоторые особенности.
ТК РФ устанавливает, что срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев. Однако для руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций, согласно ч. 5 ст. 70 ТК РФ, этот срок увеличен до шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных  образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству. Данную норму необходимо понимать как запрет на работу по совместительству для руководителя любого обособленного структурного подразделения независимо от его наименования (подразделение, отделение, отдел и т. п.). Руководство необособленными подразделениями нередко осуществляется по совместительству, т. к. руководитель может оказаться единственным работником подразделения. Следует иметь в виду, что окончательно толкование термина “отделение” может сформировать только судебная практика, которой на данный момент недостаточно.

В соответствии с ч. 4 ст. 73 ТК РФ трудовой договор с руководителями филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений и их заместителями, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы, прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Другие работники имеют право на отстранение от работы на определенный срок, т. е. у них есть возможность сохранить за собой рабочее место. Но и с руководителями работодатель (при желании) имеет право не прекращать трудовой договор, он может лишь отстранить их от работы на срок, определяемый соглашением сторон (без со-
хранения заработной платы, по общему правилу).

Специфическим основанием расторжения трудового договора с руководителем филиала, представительства, его заместителями является принятие ими необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, основанием для увольнения этих лиц является однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Подобная повышенная ответственность объясняется спецификой обязанностей руководителей филиалов и представительств.

Постановка на налоговый учет и уплата страховых взносов

Налоговое законодательство по-особому формулирует понятие обособленного структурного подразделения, хотя положения Налогового кодекса Российской Федерации (части первой) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (далее – НК РФ) не носят универсального характера – эти нормы используются исключительно в целях налогообложения деятельности образовательного учреждения, т. е. не применяются вне рамок налоговых правоотношений.

Статьей 11 НК РФ предусмотрены следующие принципиальные определения:
1) место нахождения обособленного подразделения российской организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;
2) обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Как следует из определений, понятие места нахождения организации в налоговом законодательстве связано с местом осуществления деятельности через обособленное подразделение (а не с местом регистрации, местом нахождения единоличного исполнительного органа, как в гражданском праве).

Обособленное подразделение признается в налоговых целях таковым при соблюдении особых условий. Прежде всего, это нахождение на территории, подведомственной иному налоговому органу (другими словами, головная организация не должна состоять на учете в данном налоговом органе).

В постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" говорится следующее: принимая во внимание, что ст. 83 НК РФ регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за непо-
дачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Следовательно, если обособленное подразделение расположено на территории, на которой головная организация уже встала на учет налоговой инспекции, то повторная постановка на налоговый учет не производится.

По месту нахождения подразделения должны быть оборудованы стационарные рабочие места, т. е. созданные на срок более месяца. Многократно возникал вопрос, означает ли множественное число в данном случае, что оборудование одного стационарного места не влечет возникновения обособленного подразделения. Как показывает практика, достаточно оборудовать даже одно место, чтобы признать возникновение подразделения в целях налогообложения. При этом полномочия структурного подразделения, факт его  фиксации в учредительных документах, наличие положения о подразделении и иные универсально значимые признаки в случае налогового законодательства значения не имеют.

Налоговые органы периодически выдвигают требования к работодателю включать в содержание трудового договора условие, определяющее рабочее место и его месторасположение в том случае, когда оно находится в пределах административно-территориальных границ одного населенного пункта, но на территории, подведомственной иному налоговому органу, в отличие от головной организации. Эта проблема особенно актуальна в крупных городах, различные районы которых подведомственны разным налоговым органам, например в Москве.

Тот факт, что рабочее место оказалось за пределами территориальных границ подведомственности налогового органа, не имеет значения с точки зрения трудового законодательства и не обязывает менять содержание трудовых договоров.

Однако содержание трудового договора регулируется трудовым законодательством, и неправильно применять нормы налогового законодательства для определения содержания трудовых правоотношений. Работодатель не обязан указывать в трудовом договоре различные адреса нахождения рабочих мест, если только место работы не находится в другой местности, т. е. за пределами населенного пункта. Это может быть неудобно, т. к. будет препятствовать перемещению работника на другое рабочее место. У работодателя нет подобной обязанности, если рабочее место находится в той же местности с точки зрения трудового права.

Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения данных филиалов и иных обособленных подразделений. В связи с этой обязанностью они и подлежат постановке на учет.

Как упоминалось выше, ст. 83 НК РФ регулирует вопросы учета организаций и физических лиц. В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения рганизации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с положениями ст. 23 НК РФ.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации:
1) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях в течение:
• одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
• трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
2) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией) в течение:
• трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
• трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).
В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Какого именно – организация определяет самостоятельно. Сведения о выбранном налоговом органе организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Согласно ст. 84 НК РФ изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с положениями ст. 23  данного кодекса.

Возникает вопрос, какую дату следует считать датой создания обособленного подразделения. На практике решение о создании такого подразделения принимается иногда значительно раньше, чем подразделение начинает  осуществлять свою деятельность. Соответственно налоговые органы отсчитывают сроки от даты решения. Налогоплательщики же ориентируются на
дату создания стационарных рабочих мест. Правильность этой позиции подтверждается судебной практикой в целом.

В ситуации, когда положение о филиале принято, регистрация изменений в устав произведена, но стационарные рабочие места не созданы, арбитражные суды признают, что обособленное подразделение для целей налогообложения не считается созданным. Датой создания такого подразделения в целях налогообложения является дата создания стационарных рабочих мест (напри-мер, дата заключения договора аренды помещения либо иного договора, распорядительного акта в отношении необходимого имущества, дата акта приема-передачи по данным договорам, если эти даты не совпадают, т. е. дата, ранее которой работодатель не мог оборудовать рабочие места).

Доказательства, подтверждающие факт оборудования организацией стационарных рабочих мест, должны быть указаны в решении налогового органа о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ (нарушение сроков постановки на учет). Утверждение положения о филиале или представительстве организации само по себе не является доказательством создания стационарных рабочих мест. Впрочем, таким доказательством не служит и только лишь наличие договора аренды имущества (имущество могло не использоваться).

Образовательное учреждение является не только налогоплательщиком, но и плательщиком страховых взносов. Согласно ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов – организации обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о создании или закрытии обособленных подразделений организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение).

При этом понимание обособленного подразделения идентично его пониманию в налоговом законодательстве (ст. 2 Закона № 212-ФЗ). Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, перечислены в ст. 3 Закона № 212-ФЗ. Правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды контролируют:
• Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
• Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

Нормативные документы
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012)
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.06.2012)
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.06.2012)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.06.2012)
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондобязательного медицинского страхования" (ред. от 29.02.2012)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 06.11.2011)
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 28.07.2012)
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 28.07.2012)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (ред. от 10.07.2012)
  • Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (ред. от 09.03.2010)
  • Постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"



(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Комментарии

Комментарии

Оставить комментарий

Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Программа интернет-семинаров для детских садов
Профессиональные издания
Справочник руководителя дошкольного учреждения
Повышение квалификации на рабочем месте
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
Справочник музыкального руководителя
Справочник педагога-психолога. Детский сад
Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск

Подпишитесь на наши новости: