Организация комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями

2015

Л.Г. Грибанова,зав. МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 181" г. Челябинска,

Е.А. Буркова,зам. зав. по воспитательно-методической работе МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 181" г. Челябинска

Дети, не имеющие возможности в силу тяжести заболевания посещать дошкольные образовательные учреждения, и их родители находятся в состоянии социальной изоляции, хронического стресса. Представляем опыт г. Челябинска по оказанию комплексной помощи дошкольникам с особыми образовательными потребностями.

Система комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями предусматривает профилактику появления отклонений, раннюю диагностику и оказание специальной помощи не только детям, которые имеют особые образовательные потребности, но и семьям, в которых они воспитываются. С целью создания такой системы в 2009 г. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Центр развития ребенка – детский сад № 181" г. Челябинска (далее – Детский сад № 181) был создан Центр организационного, дидактического и методического обеспечения очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями (далее – Центр). Положение о Центре приведено в приложении 1.

Данный проект осуществлялся в рамках реализации закона Челябинской области от 23.08.2007 № 189-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, постановления губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309 "О воспитании и обучении детей-инвалидов".

Реализация проекта началась с составления плана создания Центра на базе Детского сада № 181 (приложение 2). В плане были определены основные виды деятельности и мероприятия по реализации проекта, сроки и ответственные.

Деятельность Центра по работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Основу работы Центра составляют следующие принципы:

  • психолого-педагогического оптимизма. Обусловлен уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях детей с особыми образовательными потребностями и представлениями о современных клинико-психолого-педагогических возможностях абилитации детей данной категории;
  • ранней педагогической помощи. Основан на понимании необходимости своевременного выявления и ранней диагностики отклонений в развитии детей для определения их особых образовательных потребностей;
  • генетический, или принцип развития. Его суть в том, что все психические явления рассматриваются исключительно в динамике, в процессе развития и становления личности ребенка;
  • комплексного подхода как условия оказания максимально широкого спектра очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг детям дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Работа Центра, функционирующего на базе Детского сада № 181, осуществляется по следующим направлениям:

1) предоставление комплексных медико-психолого-педагогических услуг детям со сложной патологией, не имеющим возможности получить адекватную помощь в силу отсутствия материальных, социальных и психологических условий, а также тяжести заболевания;

2) расширение возможностей формирования предпосылок к социальной адаптации и интеграции ребенка и его близкого окружения в общество;

3) проведение учебно-методических мероприятий для педагогов и специалистов, работающих с данной категорией детей.

Оказанию оптимально полного перечня лечебно-коррекционных и образовательных услуг детям с особенностями в развитии, их родителям, подготовке ребенка и его окружения к социальной адаптации и интеграции в общество способствуют:

  • просветительская работа с родителями воспитанников по вопросам взаимодействия с дошкольным учреждением;
  • деятельность консультационного пункта и групп очно-заочного сотрудничества со специалистами и педагогами Детского сада № 181;
  • учебно-методические и просветительские мероприятия (издание методических материалов, ведение информационного сайта).

При выполнении педагогических исследований сотрудники Центра используют следующие методы: психолого-педагогическое наблюдение и диагностика; психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ; изучение научно-методической литературы; обобщение передового психолого-педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей; педагогическое моделирование; социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок и независимых характеристик).

Уровень психофизического развития ребенка, посещающего Центр, определяется специалистами учреждения с использованием критериев и параметров, приведенных в приложении 3. Оценка детей проводится два раза в год (сентябре и мае) в баллах по каждому показателю. Полученные результаты анализируются специалистами Центра, выносится заключение, даются рекомендации (приложение 4).

Результаты работы Центра

Открытие Центра на базе Детского сада № 181 позволило получить следующие результаты:

  • Создать условия для адекватного развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Определить способы педагогического, психологического, медицинского воздействия, обеспечивающие позитивную динамику социально-образовательного и сомато-психического статуса ребенка.
  • Обеспечить отбор и разработку методик и инструментария для изучения состояния и оценивания динамики в результате оказания очно-заочных коррекционно-образовательных и реабилитационных услуг детям дошкольного возраста и их родителям.

Систематизировать организационное, дидактическое и методическое обеспечение очно-заочных образовательных услуг специального (коррекционного) образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Приложение 1.Положение о Центре организационного, дидактического и методического обеспечения очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями муниципального дошкольного образовательного учре

Приложение 2.План создания Центра организационного, дидактического и методического обеспечения очно-заочных специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями на базе МДОУ "Центр развития ребенка – детский

Приложение 3. Критерии и параметры оценивания уровня психофизического развития ребенка

Приложение 4.Эффективность психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль