Актуальные вопросы по предоставлению отпусков и нормированию труда работников образовательных учреждений

6715

В соответствии со ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации, а по соглашению сторон – и до истечения шести месяцев. Когда педагогический работник обратился в июле за предоставлением отпуска за первый год работы, отработав восемь месяцев, то отпуск ему предоставили продолжительностью только 37 календарных дней, т. е. за проработанное время, а не 56, как положено. Правомерно ли это?

Нет, неправомерно. При применении ст. 122 ТК РФ необходимо учесть, что если работник просит предоставить ему отпуск, не выражая желание разделить его на части, а работодатель согласен его предоставить, исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени не соответствует нормам законодательства, поскольку право у работника возникает на отпуск, а не на его часть. Неполная продолжительность отпуска возможна лишь в случаях, когда по просьбе работника и с согласия работодателя отпуск разделяется на части. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.

Если в расчетном периоде, составляющем 12 месяцев, у работников изменялась оплата труда, то должна ли бухгалтерия образовательного учреждения повышать средний заработок работников за месяцы расчетного периода с меньшей заработной платой при исчислении отпускных?

В период отпуска материальное обеспечение работников осуществляется путем сохранения за ними средней заработной платы, исчисление которой осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (с изм. и доп. от 11.11.2009).

В соответствии с указанным Положением для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

В силу п. 16 указанного Положения работники имеют право на повышение выплат, учитываемых при определении среднего заработка за предшествующий повышению период времени, но только если повышение оплаты труда было связано, прежде всего, с повышением в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов).

Положением установлены правила повышения выплат, учитываемых при определении среднего заработка и начисленных в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, для случаев, когда повышение произошло: в расчетный период; после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка; в период сохранения среднего заработка.

Если повышение тарифных ставок, окладов (должностных окладов) произошло в расчетном периоде и при этом повышались только ставки (оклады), то выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки или оклада (должностного оклада), установленного в месяце последнего повышения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), установленные в каждом из месяцев расчетного периода.

Если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то увеличивается средний заработок, исчисленный за расчетный период. А если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, то увеличивается его часть – с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада) до окончания указанного периода.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2009 № 916 предусмотрен несколько иной порядок повышения выплат за предшествующий повышению период времени для случаев, когда одновременно с повышением тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в расчетном периоде меняется перечень ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеры. В этих случаях средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к ним в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных в диапазоне значений (проценты, кратность). При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Если повышение ставок заработной платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений в расчетном периоде либо в период отпуска связано не с повышением их в организации (структурном подразделении), а с индивидуальными изменениями (увеличением стажа педагогической работы, присвоением почетного звания, квалификационной категории, ученой степени, повышением уровня образования, увеличением размера надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и в других случаях), то п. 16 Положения не применяется.

Правомерно ли органы власти снижают размер повышения оплаты труда за работу в ночное время с 35 до 20%, ссылаясь на то, что это установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554?

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлен лишь минимальный размер повышенной оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 ч), который составляет 20% часовой тарифной ставки (части оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Однако это не означает, что размер повышения оплаты труда за работу в ночное время, составлявший 35% или более, с введением НСОТ должен быть пересмотрен в сторону уменьшения. В соответствии со ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не допускается ухудшение условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников образовательных учреждений, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 г., при установлении органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников учреждений бюджетной сферы.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 154 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В связи с эпидемией гриппа в нашем городе был объявлен карантин, и занятия в образовательных учреждениях не проводились. Должны ли работники образовательных учреждений выходить на работу? Если да, то какой порядок оплаты их труда предусмотрен в этот период?

В соответствии с п. 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69, периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в п. 5.2 разд. IV указанного выше Положения, т. е. в таком же порядке, который предусмотрен при работе в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника. За время работы в указанные периоды за работниками сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

Сохранилось ли после введения новой системы оплаты труда у руководителей общеобразовательных учреждений, а также у руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования право на осуществление преподавательской работы в том же образовательном учреждении?

Да, сохранилось. Руководители образовательных учреждений (подразделений) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования (далее – НПО и СПО соответственно), а также их заместители, руководители структурных подразделений и другие работники этих образовательных учреждений (подразделений) помимо работы, определенной трудовым договором, вправе, на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору, осуществлять преподавательскую работу в классах, группах, кружках, секциях без занятия штатной должности.

В соответствии с подп. "ж" п. 2 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в т. ч. преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, не является совместительством. Указанным постановлением установлено также, что такая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Право на ведение преподавательской работы руководителями общеобразовательных учреждений, а также учреждений НПО и СПО подтверждается также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781).

Так, в соответствии с подп. "а" п. 8 указанных Правил в стаж такой работы засчитывается работа в должности руководителей общеобразовательных учреждений и учреждений НПО за период начиная с 1 сентября 2000 г., при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 ч в неделю (240 ч в год), а в учреждениях СПО – при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 ч в год.

Запрет на ведение указанными работниками преподавательской работы может быть квалифицирован как запрет на досрочную трудовую пенсию.

На вопросы читателей отвечает эксперт аппарата общероссийского Профсоюза образования В.Н. Понкратова

Дополнительно по теме:
Порядок предоставления педагогическим работникам отпуска до одного года,
предусмотренного ст. 55 Закона РФ "Об образовании" >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль