Педагогическая практика в детском саду

122341

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Трудовые отношения в общеобразовательных организациях»

Каждая дошкольная образовательная организация принимает на практику студентов педагогического института. Как организовать успешное взаимодействие педагогов ДОО и практикантов, помочь будущим воспитателям преодолеть профессиональные барьеры и состояться как специалистам, успешно пройти испытательный период при приеме на работу? Ответы на эти и другие вопросы представлены в статье.  

Значение педагогической практики в детском саду

Профессиональные пробы студента-педагога в детском саду являются важным звеном профессиональной подготовки. Образовательными стандартами государственного образца в программе педагогических вузов предусмотрено проведение нескольких видов учебной практики, но практическая деятельность в ДОО является ключевым моментом для формирования компетенций будущего специалиста. Педагогическая практика организовывается для студентов на четвертом году обучения, что позволяет уверенно применять на практике полученные знания, организовать образовательный процесс в ДОО, уверенно подходить к решению профессиональных задач, реализовать творческие проекты

Дневник практики в детском саду: подготовительная работа

Основной целью проведения педагогической практики является формирование у студентов профессионально значимых качеств личности педагога дошкольного образования. В ходе тестовой профессиональной деятельности у практикантов закрепляется теоретическая база, создается устойчивый интерес к профессии, формируется понимание необходимости совершенствовать приобретенные компетенции, отточить профессиональное мастерство на практике. 

Практикантам важно понимать порядок прохождения педагогической практики, знать, что распределение на практическое обучение проводится задолго до начала тестовой деятельности, а потому у всех желающих есть возможность заранее познакомиться с руководителем практики, базовым учреждением и даже воспитанниками в группах. Чаще всего вузы направляют для ознакомления в детские сады группы студентов комплектностью 6-10 человек – такими мобильными коллективами легко управлять и групповому руководителю, и руководителю ДОО. 

До начала практической деятельности студентов в вузах принято проводить совещания, на которых обязательно выступает представитель деканата, руководители практики, методисты, организаторы педагогических семинаров и семинаров-практикумов. На данном этапе студенты могут получить заготовки для последующего успешного написания дневника педагогической практики, поскольку на таких собраниях практикантам раздают анкеты, практические задания, методические материалы. 

Следующий этап подготовки – проведение совещания в детском саду, в ходе которого за членами педагогического коллектива закрепляются студенты. Практикантов знакомят с содержанием учебных целей, определяют характер, цели и задачи практической деятельности, степень ответственности за ход и план воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Таким образом, будущие педагоги получают положительную мотивацию к деятельности и могут переходить непосредственно к выполнению поставленных заданий и заполнению отчетной документации. 

Когда следует составлять отчет по педагогической практике в детском саду

Начало практики знаменуется проведением общефакультетской конференции, после которой практиканты расходятся по детским садам, знакомятся с условиями практики. Методистам детских садов на момент начала практики рекомендуется создать методические уголки с информацией для практикантов: педагогическими разработками, вариантами мониторинга, графиками работы студентов. На данном этапе будущим воспитателям нужно сосредоточиться на изучении вспомогательных материалов, приобретении профессионально-педагогических умений, а подготовку дневника педагогической практики в ДОУ студента заполненного отложить на более поздний период практики. 

Руководитель ДОО должен донести до членов педагогического коллектива, ответственных за прохождение практики, что студенты не являются кадровыми сотрудниками, сначала их нужно обучить, а потом требовать выполнения педагогических заданий. 

В детском саду практикант находится в течение 6 ч посменно в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем (примерно: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 13.00 до 19.00). Дни практики, пропущенные по уважительной причине (подтвержденной медицинскими справками, выписками, заявлениями), следует отработать в другое время. Студенты работают под контролем воспитателей, один-два раза в неделю за профессиональной деятельностью практикантов наблюдает групповой руководитель, отражая выводы в «Дневнике наблюдений за студентами». 

Дневник практики в детском саду: периоды практической деятельности

Весь период практической деятельности условно делится на несколько этапов: ознакомительно-адаптационный, диагностико-прогностический, конструктивно-исполнительский, итоговый. 
Ознакомительно-адаптационный период практики продолжается 1-3 дня, его длительность зависит от индивидуальных качеств практикантов. Некоторые студенты быстро овладевают методами работы воспитателей, легко знакомятся с детьми, а потому буквально с первых часов пребывания в ДОО начинают оттачивать профессиональное мастерство. 

Во время ознакомительно-адаптационного периода будущим воспитателям очень важно провести мониторинг освоения детьми разделов программы дошкольного образования, познакомиться с характерными особенностями управления детским коллективом. Постепенно, по мере овладения практическими приемами и принципами организации работы педагога ДОУ, студенты могут переходить к организации деятельности дошкольников – от отдельных ее видов до управления группой на протяжении полного рабочего дня. Например, в первый день пребывания на практике студенту могут предложить провести отдельные режимные моменты, на следующие – провести одно занятие. До конца первой недели практики будущие воспитатели смогут организовать все виды деятельности дошкольников. 

Во время диагностико-прогностического этапа студенты обязаны завершить психолого-педагогическую практику в ДОУ, диагностику и проанализировать ее результаты, чтобы составить индивидуальный план профессиональной практической деятельности с учетом требований программы дошкольного образования. После этого практиканты конкретизируют цели, задачи и ход практической деятельности путем составления недельных тематических планов, которые утверждаются групповым руководителем практики. В этот период у многих будущих воспитателей уже есть на руках дневник педагогической практики в ДОУ студента заполненный – документ, отражающий результаты и проблемы профессиональной деятельности. Дневник можно вести в табличной форме.

Приложение
Скачать в .docx

Примерная форма дневника студента-практиканта
Дата Анализ педагогической деятельности Комментарии руководителя

На конструктивно-исполнительском этапе студенты работают в качестве воспитателя по своему проекту педагогической деятельности, реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции педагога дошкольного образования. 

Одна из функций педагога ДОО – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью практиканты используют различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов. 

На последней неделе студенты проводят зачетные виды деятельности: организация по одному виду учебной и внеучебной деятельности. В течение всего времени студенты активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: производственных собраниях, профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и сотрудников.

Воспитатели детского сада имеют право привлекать практикантов к усовершенствованию предметно-развивающей среды в группах, изготовлению раздаточных материалов и другим видам деятельности, направленным на оснащение образовательного процесса. 

Итоговый этап охватывает последние два дня пробной практической деятельности. В это время студенты:

  • осуществляют итоговую диагностику детей с целью выявления реализуемого ими педагогического проекта;
  • анализируют результаты своей профессиональной работы;
  • составляют отчетную документацию, в том числе предоставляют групповому руководителю дневник педагогической практики в ДОУ студента заполненный.

В предпоследний день практики в детском саду организуется итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого студента, составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры. 

Критерии оценки практической деятельности студентов:

  • уровень сформированности профессионально-педагогических умений;
  • профессиональная компетентность;
  • отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств;
  • качество выполнения всех задач и видов работы на практике;
  • качество и своевременность сдачи отчетной документации. 

Отчет по педагогической практике в детском саду и другая документация по практике

После прохождения профессионального тестирования в дошкольной образовательной организации студенты обязаны подготовить:

  • индивидуальный план с отметкой о его выполнении; 
  • дневник практики в детском саду
  • план учебно-воспитательной работы с дошкольниками; 
  • конспекты зачетных видов деятельности; 
  • материалы по работе с родителями; 
  • отчет по оказанию помощи детскому саду (в изготовлении наглядных пособий, учебных материалов, игрушек, атрибутов к играм, оформлении помещений, участков и др.); 
  • отчет по педагогической практике в детском саду (самоанализ педагога детского сада, самоанализ профессионального становления, реализация задач практики, самооценка выполнения различных видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики, предложения по совершенствованию организации практики). 

На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие проблемы:

  • характеристика педагогической деятельности базового дошкольного учреждения и материально-техническая оснащенность воспитательно-образовательного процесса;
  • учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий;
  • самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников;
  • реализация работы с родителями;
  • самооценка профессионально-педагогических умений; участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении педагогического процесса;
  • успехи и трудности при прохождении практики;
  • предложения по совершенствованию организации практики. 


Трудовые отношения в общеобразовательных организациях

Виталий Матвеев, зав. лабораторией образовательного права Московского городского педагогического университета



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль