Рекомендации по разработке программы развития школы и лицея

13408

Программа развития в современных условиях – это не просто формальный документ для внешнего предъявления, на конкурс или для контроля. Она необходима школе для усиления конкурентных позиций на рынке образовательных услуг. Автор статьи раскрывает содержание и особенности деятельности руководителей ОУ на этапах разработки программы развития школы.

Структура программы развития школы

Под программой развития понимается "нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей, определяющая:

  • исходное состояние некоторой системы;
  • образ желаемого будущего состояния этой системы;
  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему" (Лазарев В.С.).

Программу развития школы можно рассматривать как один из видов проектов – комбинированный, который ставит цели учебного, инновационного, исследовательского, инвестиционного характера и включает в себя соответствующие целям виды деятельности.

С позиции западноевропейского стратегического менеджмента программа развития школы может иметь следующую структуру:

  • анализ факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы школы;
  • анализ сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений образовательной системы школы;
  • проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы;
  • цели и ожидаемые результаты программы развития школы;
  • действия по реализации целей;
  • план-график реализации программы развития школы;
  • проект сметы расходов.

В программу развития можно также включить паспорт программы развития школы и информационную справку о школе.

Разработка программы развития – дело командное. Если коллектив школы в составлении программы не участвует, она никогда не будет действенным документом, определяющим развитие школы, потому что чужда тем, кто должен претворять ее в жизнь.

Формирование проектной команды и ее состав

Команда для разработки программы развития может быть назначена административным путем (приказом директора), но лучше, на наш взгляд, если она собирается из людей, которые сами хотят заниматься ее разработкой. Началом для формирования команды может быть, например, объявление следующего содержания: "Уважаемые коллеги! Всех, кому не безразлично, какой будет наша школа через 3–4 года! Всех, кто любит мечтать и превращать мечты в реальность! Приглашаем для участия в разработке программы развития школы! Желающих работать в команде просим подойти до … (дата) к … (Ф.И.О.). Администрация".

При этом важно не только полагаться на желания педагогов, но и осуществлять индивидуальную работу по формированию эффективной команды.

Условия эффективности работы команды следующие:

  • состав не более 10 чел.;
  • имеются специалисты во всех необходимых областях;
  • изначально нет неразрешимых конфликтов;
  • члены команды выражают желание работать в проекте;
  • работа ведется единой командой от начала и до конца;
  • подчинение непосредственно руководителю проекта.

Необходимо следить за тем, чтобы в команде были представлены сотрудники разных возрастных групп и образовательных областей; по-разному относящиеся к администрации, инновациям; склонные выполнять разные роли в процессе разработки.

Можно выделить четыре группы сотрудников в зависимости от их отношения к администрации и инновациям:

  • союзники и последователи – педагоги, согласные с новыми идеями и доверяющие администрации;
  • "недоверчивые ведомые" – сомневающиеся в новой идее, не полностью доверяющие администрации;
  • не согласные с новой идеей, но доверяющие методам администрации;
  • оппоненты – не доверяющие администрации и не согласные с новыми идеями.

Наличие все четырех групп в команде – норма.

Выделяют девять командных ролей, к исполнению которых должны быть предрасположены разные педагоги в команде:

  • генератор идей – креативный, одаренный, решает сложные проблемы, но игнорирует детали;
  • исследователь ресурсов – полон энтузиазма, анализирует возможности, развивает контакты, но теряет интерес к работе, как только проходит энтузиазм;
  • координатор – зрелый человек, хороший руководитель, умело делегирует полномочия, но может попадать под влияние других людей;
  • мотиватор – стимулирующий других, динамичный человек. Не теряет самообладания в напряженной обстановке, обладает мужеством преодоления препятствий, но может раздражать других людей, задевает их чувства;
  • аналитик – стратегически мыслящий и проницательный, рассматривает все варианты, делает безошибочные выводы, но не способен побуждать других людей к действию;
  • вдохновитель команды – отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный. Созидает, предотвращает трения, успокаивает людей, но нерешительный в кризисных ситуациях, поддается влиянию;
  • реализатор – претворяет идеи в практические дела, дисциплинированный, надежный, но негибкий, медленно реагирует на новые возможности;
  • контролер – старательный, добросовестный, ищет ошибки и упущения, но склонен к чрезмерному беспокойству, может быть придирчив;
  • специалист – искренний, самостоятельный, обладает редкими знаниями и навыками, но увлекается техническими деталями, смотрит сквозь пальцы на общую картину.

Формирование команды и планирование, где, когда и как она будет работать, – первый шаг на пути к разработке программы развития школы.

Изучение факторов, оказывающих важнейшее влияние на образовательный процесс

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно определить:

  • временной отрезок, на который будет рассчитана программа;
  • явления, события, которые могут существенно повлиять на образовательный процесс школы в этот промежуток времени;
  • к какому результату могут привести эти влияния (положительному или отрицательному, будут ли изменения в целях, структуре, технологиях, кадрах и пр.);
  • что необходимо сделать, чтобы увеличить положительное влияние этих факторов, и как по возможности противодействовать отрицательному.

Для изучения факторов, оказывающих важнейшее влияние на образовательный процесс учреждения, в западноевропейском стратегическом менеджменте используют методику PEST-анализа. Согласно ей, выделяются четыре основные группы факторов влияния внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический. Примеры факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе PEST-анализа, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Примеры факторов влияния, рассматриваемых в ходе PEST-анализа

Политические

Экономические

  • Текущее законодательство.
  • Будущие изменения в законодательстве.
  • Европейское/международное законодательство.
  • Регулирующие органы и нормы.
  • Правительственная политика, изменение.
  • Государственное регулирование конкуренции.
  • Торговая политика.
  • Выборы на всех уровнях власти.
  • Финансирование, гранты и инициативы.
  • Группы лоббирования/давления рынка.
  • Экологические проблемы и др.
  • Экономическая ситуация и тенденции.
  • Уровень инфляции.
  • Инвестиционный климат в отрасли.
  • Общие проблемы налогообложения.
  • Налогообложение, определенное для услуг.
  • Платежеспособный спрос.
  • Специфика производства.
  • Потребности потребителя.
  • Обменные курсы валют.
  • Основные внешние издержки (энергоносители, транспорт, сырье и комплектующие, коммуникации) и др.

Социальные

Технологические

  • Демография.
  • Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы.
  • Структура доходов и расходов.
  • Базовые ценности.
  • Тенденции образа жизни.
  • Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии.
  • Мода и образцы для подражания.
  • Мнения и отношение потребителей.
  • Потребительские предпочтения.
  • Представления СМИ.
  • Этнические/религиозные факторы.
  • Реклама и связи с общественностью и др.
  • Развитие конкурентных технологий.
  • Финансирование исследований.
  • Связанные/зависимые технологии.
  • Замещающие технологии/решения.
  • Зрелость технологий.
  • Изменение и адаптация новых технологий.
  • Информация и коммуникации, влияние Интернета.
  • Законодательство по технологиям.
  • Потенциал инноваций.
  • Доступ к технологиям, лицензирование, патенты.
  • Проблемы интеллектуальной собственности и др.

 Пример оформления результатов анализа показан в табл. 2.

Таблица 2

Рабочая таблица оформления результатов PEST-анализа

Факторы влияния

Влияние на образовательный процесс ОУ

Внутренние факторы системы

(образование в целом в муниципалитете, регионе, стране, мире)

Внешние факторы системы

(за пределами образования)

Политические (политико-правовые)

Введение ЕГЭ / профильного обучения…предполагает, что в нашей школе…

Реализация принципа преемственности политической власти России позволяет нашей школе быть уверенной в том, что…

Экономические

Переход на нормативное подушевое финансирование ОУ может вызвать в нашей школе…/обеспечить нашей школе…

Мировой экономический кризис может сказаться на качестве образовательного процесса нашей школы…

Социальные

Увеличение полномочий общественно­государственных органов управления в образовании потребует от нашей школы…

Демографические проблемы города могут обеспечить в нашей школе…

Технологические

Значимость информационно­коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовании скажется на том, что в нашей школе…

Значительное увеличение роли информационных технологий в жизни общества потребует от нашей школы…

Пример PEST-анализа факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы нашего лицея, приведен в приложении 1.

Оценка образовательной среды школы и ближайшего окружения

Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы. Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

Пример оформления результатов анализа показан в табл. 3.

Таблица 3

Рабочая таблица оформления результатов SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Сплоченность и работоспособность коллектива

Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу

Высокий авторитет директора в школе

Низкая мотивация школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

В результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления

Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим количеством учащихся

В результатах взаимодействия заинтересованы учреждения дополнительного образования района

Асоциальные группировки могут оказывать негативное влияние на школьников

Разрабатывая программу развития школы, целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии (высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, в котором работает (будет работать) школа; постараться определить, какие возможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.

SWOT-анализ состояния образовательной системы нашего лицея представлен в приложении 2.

Оформление результатов

По результатам PEST- и SWOT-анализов разработчики программы развития школы отвечают на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей;
  • как противостоять внешним угрозам?

Приложение 1

PEST-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ,
влияющих на состояние и изменение образовательной системы лицея

Факторы влияния на лицей

Внутренние

Внешние

Политические

Политика модернизации в области образования, которая, с одной стороны, позволяет школе выработать собственную линию развития и при определенных усилиях ее отстоять, с другой – диктует некоторые преобразования как обязательные (профильное обучение, ЕГЭ, реализация компетентностного подхода и др.).

Переход многих ОУ на профильное обучение может привести лицей к утрате высокой конкурентоспособности, ставит перед необходимостью заниматься PR-технологиями, переосмысливать свою деятельность, частично отказываться от накопленного опыта.

Переход в штатный режим ЕГЭ при отсутствии планомерной системной подготовки может отрицательно сказаться на показателях качества образования в лицее, поставить под сомнение его статус как учреждения, обеспечивающего повышенный уровень общего образования.

Реализация компетентностного подхода в образовании ставит лицей перед необходимостью осуществления научно-методической работы в этом направлении.

Государственная политика поддержки школ и учителей, активно внедряющих инновации в области образования в рамках ПНП "Образование", положительно влияет на статус лицея, его педагогический коллектив и учащихся в социокультурной среде и в профессиональном сообществе поселка, города, региона

Политические лидеры страны и региона, определяющие их экономическую и политическую стабильность, влияющие на дальнейшее усиление государства. Это приводит к тому, что лицей будет иметь четко обозначенный государственный заказ и государственные ориентиры по отношению к образовательной системе

Экономические

Переход на нормативное подушевое финансирование школ позволит лицею самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику. Однако, учитывая среднюю наполняемость классов лицея (21 чел.), общее количество обучающихся (525 чел.), количество педагогов (74 чел.) и технических работников (23 чел.), можно предвидеть ряд негативных последствий:

– сокращение расширенного штатного расписания;

– сокращение до минимума, вплоть до ликвидации расширенной, высокорезультативной системы дополнительного образования лицея;

– ликвидацию деления на группы классов при изучении профильных дисциплин;

– вынужденное сокращение кадров.

Это может разрушить созданные в лицее годами благоприятные условия для реализации индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Приоритет добывающей промышленности над другими сферами труда особенно сильно сказывается на угледобывающем регионе России, на территории с градообразующим предприятием.

"Остаточный" принцип финансирования образования побуждает и будет побуждать лицей к поиску других источников финансирования:

– получение грантов (за счет успешного участия в профессиональных конкурсах);

– получение инвестиций общественности, предприятий, учредителя.

Специальная организационная деятельность лицея в данной сфере необходима, равно как и специальные организационные структуры.

Реализация рыночных принципов экономического развития страны способствует формированию системы образования как рыночной сферы, 

Для стабильной деятельности лицея в этих условиях необходимо к 2011 г. увеличить количество учащихся до 625 чел. Прирост лицеистов возможен за счет набора 1­х и 10­х классов (дополнительно 33 учащихся ежегодно). Данные планы можно реализовать лишь при условии целенаправленной работы по привлекательности лицея для потенциальных и реальных потребителей его образовательных услуг

т. е. в первую очередь, как сферы услуг и, в последнюю – как духовной.

Традиционные подходы к управлению системой образования в таких условиях могут привести учреждение к невостребованности, а значит, к самоуничтожению.

В современных условиях необходима реализация маркетингового подхода к управлению, стратегическому и тактическому планированию

Социальные

Важнейшие критерии выбора лицея на настоящий момент:

высококвалифицированные педагоги;

хорошая материально-техническая база;

наличие профильного обучения;

полномасштабное внедрение компьютерных (информационно-коммуникационных) технологий.

Развитие лицея в данных направлениях обеспечит его привлекательность для реальных и потенциальных потребителей.

Можно предположить, что результативность ЕГЭ станет одним из ведущих факторов, определяющих выбор школы родителями. Так как контрольно-измерительные материалы (КИМы) ориентированы на выявление сформированных компетенций учащихся, то умение педагогов лицея обучить школьников работе с тестами должно дополниться квалифицированным подходом к формированию ключевых компетенций

Некоторое ослабление демографического кризиса благоприятствует увеличению набора учащихся.

Ориентация социума на политехническое профессиональное образование приводит к меньшей востребованности классов естественно­научного и социально-гуманитарного профилей, большей – физико-математического, информационно-технологического, физико-химического.

Отрицательное влияние горных работ на ландшафт и водоемы окружающей территории, сложная экологическая обстановка ограничивают общение жителей с природой в ее естественном состоянии. Как следствие, возрастает потребность в здоровьесберегающих педагогических технологиях

Технологические

Внедрение информационных и Интернет-технологий приводит к принципиальному изменению роли учителя в образовательном процессе, к необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров, которые технически и психологически всегда были бы готовы к новым условиям.

Внедрение здоровьесберегающих технологий увеличит требования к отбору методик преподавания.

Введение ЕГЭ может привести к резкому снижению роли тех технологий и методик, которые не направлены на тренировку работы с тестами, и приоритету формирования ключевых компетенций

Усиление рыночных тенденций в образовании повышает востребованность таких технологий, как маркетинг, менеджмент, PR и др.

Анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов, оказывающих влияние на изменения в образовательной системе лицея, позволяет определить наиболее общий подход к его стратегическому планированию.

Развитие образовательной системы лицея, с одной стороны, должно больше ориентироваться на государственный заказ и государственную политику в области образования (ориентация на всеобщее среднее образование, профильное обучение, ЕГЭ, реализацию компетентностного подхода, приоритет здоровьесберегающих и информационных технологий и др.). С другой – в новых условиях лицей должен еще более четко определить собственные цели, ценности, миссию, политику и тактику, которые обеспечат:

  • привлекательность для инвесторов и ближайших социальных заказчиков;
  • стабильность и успешность функционирования и развития ОУ в изменяющемся социуме, в условиях рыночной экономики.

Приложение 2

SWOT-АНАЛИЗ
состояния образовательной системы лицея

Статус ОУ, состояние образовательной системы и прогноз возможных изменений в ней определяют миссию лицея.

Миссия лицея – максимально полное удовлетворение запросов и потребностей социальных заказчиков ОУ, ориентированных на формирование прослойки современной интеллигенции.

Современный человек в нашем понимании – это личность:

  • с развитыми интеллектуальными и творческими способностями, высоким уровнем информационной культуры, со сформированными ключевыми компетенциями и потребностью в непрерывном образовании;
  • с активной гражданской позицией, ориентированная на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы;
  • реализующая здоровый образ жизни;
  • способная к профессиональному и личностному самоопределению в условиях развитого демократического правового общества, рыночной экономики.

Сильные стороны

Слабые стороны

Предупреждающие, компенсирующие действия

Возможности 

Угрозы (ограничения и риски) 

Предупреждающие, компенсирующие действия

1. Условия развития у лицеистов интеллектуальных и творческих способностей, высокого уровня информационной культуры, формирования ключевых компетенций и потребности в непрерывном образовании

Положительная динамика показателей успешности обучения лицеистов за последние 4 года (качество обучения выросло с 58% до 65%; количество отличников – с 48 до 92 чел.).

Разнообразие вариативной части учебного плана.

Результативное использование технологий развития критического мышления и др., способствующих интеллектуальному развитию лицеистов.

Сложившаяся система работы с одаренными детьми.

Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно­популярного, методического характера.

Достаточная материально­техническая база, в т. ч. мультимедийная.

Результативная система дополнительного образования.

Высокая квалификация педагогов (80% имеют высшую и первую квалификационную категории).

Положительный опыт участия педагогов и ОУ в конкурсах профессионального мастерства (43% учителей – победители и лауреаты конкурсов городского, областного, всероссийского уровней)

Приоритет у большей части учащихся, отдельных педагогов отметки, а не знаний.

Отсутствие:

  • должной профессиональной подготовки у педагогов лицея для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе;
  • системной работы по развитию интеллектуальных способностей учащихся с низкими стартовыми возможностями;
  • необходимых условий (материально­техническое оснащение, подготовка педагогов и пр.) для полномасштабного внедрения информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс преподавания обязательных предметов учебного плана лицея (кроме информатики и ИКТ)

Проектирование научно­методической работы лицея, направленной на повышение квалификации педагогов по указанным вопросам (реализация компетентностного подхода, внедрение ИКТ, формирование у обучающихся мотивации познания, работа с учащимися различных стартовых возможностей).

Планирование и реализация программы информатизации воспитательно­образовательного процесса лицея

Высокий спрос потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг на повышение компьютерной грамотности учащихся (95%).

Система городских и всероссийских (открытых) олимпиад, конкурсов, конференций различной направленности для всех категорий учащихся.

Развитая муниципальная, региональная, всероссийская система дополнительного педагогического образования

Недостаточная востребованность у потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг высокого уровня содержания образования, требующего повышенной работоспособности, заинтересованности родителей и учащихся (возможны варианты недостаточного набора учащихся, прежде всего, в 1­е и 10­е классы).

Удаленность территории поселка от культурных и научных центров.

Относительно низкий культурный уровень социума.

Отсутствие школы искусств в поселке.

Риск ликвидации центра эстетического воспитания лицея с переходом на нормативное подушевое финансирование

Разработка и реализация PR­программы образовательной системы лицея.

Лицензирование центра эстетического воспитания как структурного подразделения лицея

2. Условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной
на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы
 

Разработана и апробирована педагогическая модель формирования ценностных ориентаций школьников в конкретных
территориальных условиях.
В ходе ее реализации повысились показатели сформированности ценностных ориентаций у 45% учащихся.

В лицее действуют определенные традиции самоуправления (Совет лицея, Управляющий совет, родительский комитет).

Разработаны и действуют программы:

  • "Протяни руку другу!";
  • "Я – гражданин России".

Существуют внутрилицейские традиции.

Действует Музей истории лицея.

Имеется опыт вовлечения родителей в воспитательно­образовательный процесс

Недостаточно высокая инициативность, активность, самостоятельность и ответственность (эффективность) деятельности органов общественного управления лицея.

Низкая правовая культура лидеров общественных организаций – участников воспитательно­образовательного процесса лицея

Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия лицея с органами общественного управления

 

Около трети родителей учащихся желают оказывать влияние на воспитательно­образовательный процесс лицея.

Наличие детских и юношеских организаций муниципального и регионального уровней ("Надежда", "Молодая гвардия").

Действие муниципальной программы "Лидер".

Выделение лидерам детских юношеских организаций путевок в лагери "Орленок", "Океан".

Возможность участия родителей в Интернет­собраниях городского, регионального и российского уровней

Отсутствие законодательной ответственности органов общественного управления лицея

 

Разработка локальных актов лицея, регламентирующих полномочия и ответственность сторон во взаимодействии лицея с общественностью (положения, договоры и пр.)

 

3. Условия формирования и реализации здорового образа жизни учащихся 

Деятельность спортивно­оздоровительного центра.

Работа спортивных секций, туристического клуба "Меридиан".

Третий час физической культуры с выбором учеником вида

Не продлен договор с шефским предприятием о проведении уроков плавания.

Недостаточно высокий уровень мотивации

Продлить договор с шефским предприятием о проведении уроков плавания.

Спортивно­оздоровительному центру

Заинтересованность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг лицея в сохранении и ук­

 

Риск ликвидации спортивно­оздоровительного центра лицея с переходом на нормативно­подушевое финансирование.

 

Лицензирование спортивно­оздоровительного центра как структурного подразделения лицея.

 

деятельности (плавание, танцы, художественная гимнастика, хореография).

Динамические паузы в расписании занятий начальных классов лицея.

Система профилактических мероприятий (кварцевание, ароматерапия и др.).

Традиционные Дни и Недели здоровья лицея.

Ежегодные спортивные соревнования в лицее.

Система экологического воспитания учащихся.

Мониторинг сформированности здорового образа жизни лицеистов.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе некоторых классов лицея

лицеистов к занятиям физической культурой.

Часть рабочих программ, вариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся (третий час физической культуры), и спортивных секций не рецензированы.

Здоровьесберегающие технологии не используются в полном объеме на учебных занятиях

организовать деятельность по повышению мотивации лицеистов к занятиям физической культурой.

Отрецензировать рабочие программы вариативной части учебного плана, обеспечивающей двигательную активность учащихся, и спортивных секций.

Разработать и реализовать в лицее специальную программу, направленную на полноценное внедрение здоровье­
сберегающих технологий на учебных занятиях

реплении здоровья учащихся.

Развитая муниципальная система спортивно­оздоровительных меро­приятий.

Сохранение в штатном расписании лицея позиций работников спортивно­оздоровительного центра.

Организация шефским предприятием летнего отдыха детей.

Предоставление шефским предприятием спортивно­оздоровительного центра для нужд лицея.

Взаимодействие с Центрами основ здоровья Муниципального учреждения дополнительного педагогического образования "Информационно­методический центр
г. Белово" и Томского государственного университета

Неблагополучная экологическая ситуация в поселке.

Недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания в поселке.

Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек

Дальнейшее осуществление экологического воспитания лицеистов

 

4. Условия формирования личности, способной к профессиональному и личностному самоопределению учащихся и выпускников

Лицей – областная экспериментальная площадка по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2003 г.

Преподавание профильных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, профильной и профессиональной ориентации, информационных курсов и пр.

Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Результативное сотрудничество с вузами региона:

  • проведение индивидуальных, групповых занятий с обучающимися;
  • работа подготовительных курсов на базе лицея;
  • научное консультирование исследовательских работ и пр.

В среднем 85% выпускников поступают в вузы в соответствии с профилем, по которому учились в лицее.

Хорошая материально­техническая база для реализации профильного обучения

Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о преимуществах профильного обучения в лицее.

Недостаточное количество учащихся лицея для необходимого набора трех профильных классов при малом "притоке" учащихся из других ОУ.

Отсутствие географической площадки как необходимого пространства для преподавания предмета на профильном уровне

Разработка и реализация PR­программы профильного обучения в лицее.

Создание географической площадки лицея

Наличие в городе специалиста по проф­ориентационной работе.

Востребованность профильного обучения у реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг лицея.

Наличие широкой сети муниципальных и региональных услуг дополнительного педагогического образования по вопросам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, подготовки к ЕГЭ

Возможны недостаточно высокие результаты ЕГЭ выпуск­­
ников лицея и, как следствие, потеря статуса лицея и потенциальных потребителей его образовательных услуг

 

Планомерная подготовка педагогов и учащихся к ЕГЭ

 

 Е.Н. Белова,
канд. пед. наук, зам. директора по НМР МОУ "Лицей № 22 г. Белово", доцент кафедры управления, экономики и правового регулирования образования Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Дополнительные материалы: программа развития, миссия

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль