-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
×
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Внесение изменений в учетную политику ДОУ

11 августа 2011
10062
Средний балл: 0 из 5

Основные изменения в рабочем плане счетов. Принятие бюджетных обязательств к учету. Изменения в Налоговом кодексе РФ

М.В. Смирнова,
зам. гл. бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа г. Москвы

Бухгалтеры бюджетных дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) зачастую считают, что составлять учетную политику необязательно. Однако согласно Инструкции по бюджетному учету, утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (отменена с 01.01.2011) (далее – Инструкция № 148н), Инструкциям № 157н и № 162н (действуют с 01.01.2011), Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 129-ФЗ), организации самостоятельно формируют свою учетную политику, опираясь на законодательство РФ о бухгалтерском учете и нормативные акты регулирующих органов, исходя из структуры учреждения, отрасли и других особенностей деятельности.

Учетная политика устанавливается локальными актами (приказами) ДОУ и предусматривает в частности:

  • рабочий план счетов, содержащий применяемые учреждением счета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для отражения хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные формы. Они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, утвержденные Минфином России;
  • формы документов управленческого учета и внутренней отчетности, содержащие обязательные реквизиты первичного учетного документа, утвержденные Минфином России;
  • порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля.

Следует напомнить, что учреждения – получатели бюджетных средств при ведении учета руководствуются общими положениями Инструкции по бюджетному учету, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее – Инструкция № 157н), а также Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н).

При этом Инструкцию № 162н бюджетные учреждения применяют до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и органами местного самоуправления решения о предоставлении соответствующему бюджетному учреждению субсидий (пп. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ).

Рассмотрим особенности формирования учетной политики в 2011 г. в соответствии с Инструкциями № 157н и № 162н и сравним их с условиями ведения бюджетного учета в период действия Инструкции № 148н.

Изменения в рабочем плане счетов

В действовавший ранее рабочий план счетов бюджетного учета внесены существенные изменения, которые заключаются в следующем.

1. Предусмотрено разделение нефинансовых активов:

  • на недвижимое имущество;
  • иное движимое имущество;
  • имущество – предмет лизинга.

Маловероятно, что ДОУ будут приобретать имущество в лизинг, поэтому рассмотрим критерий разделения имущества на движимое и недвижимое. Работник бухгалтерии не может самостоятельно отнести имущество к той или иной категории. Эту функцию можно вменить в обязанность комиссии по поступлению и выбытию активов, создание которой предусмотрено п. 25 Инструкции № 157н.

2. На забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" теперь обеспечивается управленческий учет материальных объектов нефинансовых активов, полученных учреждением, в разрезе безвозмездного или возмездного пользования. Для внутреннего учета такого имущества в ДОУ необходимо ввести дополнительную нумерацию (цифровую или буквенную), что утверждается учетной политикой. В ней также следует зафиксировать, как будет учитываться такое имущество – по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, или условной оценке (один объект – один рубль).

3. Вместо ранее действовавшего счета 2 106 04 000 для учета расходов на платные образовательные услуги, в т. ч. те, которые оплачивают родители, с 01.01.2011 введен счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" в разрезе группировочных счетов:

  • 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";
  • 0 109 70 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";
  • 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы";
  • 0 109 90 000 "Издержки обращения".

В учетной политике должно быть отражено, на каких счетах учреждение будет осуществлять тот или иной учет затрат по оказываемым платным услугам.

4. Появился новый счет 0 106 34 000 "Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждений". На него необходимо обратить внимание, т. к. ДОУ в период хозяйственной деятельности приобретают материальные запасы вместе с услугами по их доставке.

Принятие бюджетных обязательств к учету

Инструкция № 157н не устанавливает момент оформления учетной записи по принятым бюджетным обязательствам. Если учредитель не оговорит этот вопрос нормативно, ДОУ должно самостоятельно закрепить в учетной политике порядок принятия бюджетных обязательств к бухгалтерскому учету.

Как показывает практика, бюджетные обязательства учитываются в двух случаях. Во-первых, при подписании договора. Поскольку эта операция является хозяйственной, то руководителю ДОУ необходимо помнить, что перед подписанием любой договор визируется главным бухгалтером. Такой вариант целесообразно выбрать для общехозяйственных операций, тогда не возникнет ситуации получения товара при отсутствии финансовой возможности его оплатить. Во-вторых, при образовании кредиторской задолженности. Дату ее возникновения (например, последний день календарного периода) по заработной плате, налогам можно применять для бюджетных обязательств.

Сравнение Инструкции № 157н и Закона № 129-ФЗ

Отдельные положения п. 7 Инструкции № 157н дублируют положения ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Например: основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы и перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать документ, не имеющий унифицированной формы.

В Инструкции № 157н уточнено, в каком виде учреждения вправе составлять первичные и сводные учетные документы:

  • на бумажных носителях;
  • машинных – при наличии у ДОУ технических возможностей;
  • в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи.

Сформировав электронный документ, учреждение обязано за свой счет изготавливать его копии на бумажных носителях по требованию (письменному запросу) других участников хозяйственных операций, а также органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Важно! В зависимости от характера операции, требований нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные (сводные) учетные документы учреждением могут быть включены дополнительные реквизиты (не изменены, а добавлены к имеющимся).

Пунктом 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что по согласованию с главным бухгалтером руководитель утверждает перечень лиц, которые имеют право подписи первичных документов. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, утверждают руководитель и главный бухгалтер или уполномоченные ими лица.

Инструкция № 157н и Закон № 129-ФЗ (п. 3 ст. 10, ст. 17) регламентируют правила хранения первичных документов: учреждение обязано хранить первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Заметим, что сроки хранения документов приведены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

При наличии технической возможности допускается хранение первичных электронных документов (электронных регистров) на машинных носителях с учетом требований федерального законодательства, регулирующих использование цифровой подписи в электронных документах. Ответственность за организацию хранения первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель учреждения.

Изменения в Налоговом кодексе РФ

Согласно внесенным в п. 1 ст. 230 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (далее – НК РФ) изменениям, с 01.01.2011 налоговые агенты по НДФЛ обязаны разработать для себя формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных работнику доходах. Такие формы должны быть утверждены приложением к учетной политике.

В соответствии с обновленным с 02.09.2010 порядком оформления счетов-фактур они могут быть составлены и выставлены не только на бумажном носителе, но и в электронном виде (п. 1 ст. 169 НК РФ). Для этого необходимо взаимное согласие сторон и наличие совместимых технических средств и возможностей для их приема и обработки в соответствии с установленными форматами и порядком. Если ДОУ добровольно принимает такое решение (Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), то этот факт необходимо отразить в учетной политике.


Нормативные документы

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 21.04.2011)
  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-Ф (ред. от 06.04.2011)
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 07.02.2011)
  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 21.04.2011)
  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.09.2010)
  • Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению"
  • Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
  • Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"
  • Приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (ред. от 30.12.2009)

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.