Рабочая программа в ДОУ: варианты структуры, особенности составления

3592

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду подчинен требованиям, закрепленным в программных документах. Обеспечение оптимальных условий для гармоничного развития дошкольников, проведение режимных моментов, привлечение воспитанников к максимальному числу видов деятельности выполняется через реализацию рабочей программы — базового документа, который составляется каждым воспитателем дошкольной образовательной организации (далее — ДОО, ДОУ) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детского контингента.

Рабочая программа в ДОУ разрабатывается на основе таких нормативно-правовых документов:

  • примерной основной образовательной программы, спроектированной методистами и принятой в качестве основы для ведения основной деятельности руководством ДОУ;
  • образовательной программое ДОУ — главным управленческим документом, в котором перечисляются цели, нормы, методики, технологии, формы, внедряемые для организации процесса обучения и воспитания детей.

Рабочая программа педагога детского сада разрабатывается и оформляется в соответствии с требованиями, утвержденными на федеральном уровне (чаще всего в соответствии с ФГОС ДО). При этом модель организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста должна сохраняться.

Рабочая программа в ДОУ: варианты структуры, особенности составления

Структура рабочего программного документа не закреплена на законодательном уровне, хотя многие воспитатели предпочитают использовать в работе типовой список разделов, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Таблица
Скачать в .docx

Раздел программы Содержание раздела
Пояснительная записка Предоставление информации,  подтверждающей правомерность использования конкретного конспекта с программным содержанием для определенной группы.
Целевой Предоставляются данные  общего характера (возраст воспитанников, гендерные и индивидуальные  особенности, характерные черты предметно-развивающей среды), на базе которых  формируются цели и задачи реализации программных требований. Также  анализируется состояние здоровья малышей, особенности воспитания в семьях.
Содержательный Описание особенностей  воспитательного процесса в разрезе образовательных областей, определяемых ФГОС ДО. В данном разделе  следует упомянуть предусмотренные виды активности с родителями воспитанников.
Организационный Подробно указывается режим  пребывания дошкольников в группе и за ее пределами, условия реализации программных положений, допустимые нормы максимальной образовательной  нагрузки.
Учебный план Перечисление направлений  развития дошкольников, основных видов деятельности детей в группах и за ее пределами,  применяемые формы ведения образовательной работы.
Методическое обеспечение Расшифровка  материально-технической базы, необходимой для полноценной реализации  программных требований.
Список литературы Перечень нормативных  документов и пособий, на которые опирался педагог при разработке конспекта.
Приложение Перспективное  планирование.

Варианты структуры рабочей программы

Практичность использования программного содержания во многом определяет структура документа, требования к которой в данный момент не определены на законодательном уровне. Помимо стандартного варианта оформления, соответствующего по форме разделам основных образовательных программ детского сада (табл. 1), педработниками  и методистами разработано и опробовано еще несколько вариантов структуры документации такого типа. Приведем некоторые из них:

1. Программа, созданная в соответствии с положениями Федеральных государственных требований — нормативного акта, использованного в качестве основы для составления Профтандарта педагогов.

В документах, составленных по данному образцу, представлено шесть разделов:

  • пояснительная записка;
  • организация режимных моментов;
  • содержание педагогической работы;
  • результаты, которых планируется достигнуть в ходе осуществления воспитательно-образовательной деятельности;
  • система мониторинга достигнутых результатов;
  • методическое и материально-техническое обеспечение.

Этот вариант оформления некоторым образом идет в разрез с актуальными нормативными требованиями, но продолжает широко использоваться большим числом воспитателей ввиду отсутствия нормативной базы и единых рекомендаций к составлению документации педагогов.

2. Усовершенствованная программа, составленная на основе ФГТ

Такой вариант рабочего документа был разработан Институтом развития образования Ростовской области и успешно опробован педагогами региона. Структура документа практически полностью повторяет предыдущий вариант, за исключением одного раздела — добавлен пункт, в рамках которого педагогу ДОУ рекомендуется раскрыть механизмы взаимодействия с семьями воспитанников. Вместе с тем авторы методической разработки предлагают полностью исключить описание мониторинговых мероприятий, отдельно выделить целевые ориентиры и планируемые результаты образовательной деятельности, что вызывает некоторые сложности.

Составление рабочей программы: проблемные моменты

Эксперты системы «Образование» неоднократно указывали на правовую коллизию, актуальную по отношению к проектированию рабочей программы. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» (п. 9, ст.2) приведено понятие «образовательная программа», в рамках расшифровки которого понятие рабочей версии документа применяется исключительно в совокупности с учебными курсами, дисциплинами и модулями. Последние понятия, как известно, к дошкольному образованию практически не применимы.

Вместе с тем в п.1 ст. 48 основного закона, где перечисляются права и обязанности педагого, указано, что воспитатели должны вести педагогическую деятельность профессионально, в соответствии с утвержденным администрацией ДОУ рабочим вариантом программного плана.

С учетом того, что проверяющие органы уполномочены требовать от сотрудников детского сада данный документ, адаптация программных положений под потребности детей каждой возрастной группы остается обязательной.

Главной проблемой современной системы дошкольного образования остается непонимание широким числом педработников значимости рабочей программы, что влечет за собой формальный подход к составлению документации данного типа и неоправданные трудозатраты.

Переломить негативную тенденцию, сделав рабочий документ с программным содержанием основой для практической педагогической деятельности, поможет соблюдение нескольких правил:

  • обеспечение соответствия содержания рабочего конспекта воспитателя положениям ФГОС, программе развития детского сада, возрасту и индивидуальными особенностями воспитанников;
  • создание связей между отдельными образовательными областями в рамках ведения воспитательного процесса;
  • гарантирование единого подхода к трактовке целей, задач, методов и форм ведения воспитательной практики у всех сотрудников ДОУ, которое достигается через организацию совместной работы двух воспитателей группы, музыкального работника, педагога-психолога по составлению документа.

При условии соблюдения данных положений практическая значимость составленной рабочей программы в ДОУ возрастает, что позволяет использовать документы такого типа в качестве основного руководства в работе, позволяющего снизить нагрузку по планированию на воспитателей, обеспечить последовательность и непрерывность ведения воспитательно-образовательного процесса.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль