Рабочая программа педагога: условия поддержки детской инициативы

78

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее -ФГОС) выносятся три основных направления личностного развития ребенка-дошкольника - самостоятельность, творчество, инициативность . Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по интересам и по выбору. Это возможность конструировать, рисовать и сочинять , петь, играть в соответствии с личными интересами. Создание условий поддержки детской инициативы - новация ФГОС.

Работа по поддержке детской инициативы: создание предметно-пространственной среды (условий) для того, чтобы дошкольник самостоятельно выбрал для себя деятельность по интересам; позиция педагога; организация детей в их деятельности.

Создание условий поддержки детской инициативы: различные виды занятий

В дошкольном учреждении проводятся различные занятия для дошкольников по развитию речи: фронтальные, подгрупповые, на подгрупповых работа в мини-группах по 2-3-4 человека. Все дети хотят быть услышанными, все хотят высказаться, но на занятиях зачастую для этого не хватает времени. Поэтому, пусть не для каждого воспитанника предоставится возможность быть услышанным всей группой, но на занятиях для дошкольников по развитию речи каждый ребенок имеет возможность высказаться, и пусть дети общаются друг с другом, рассказывают, пересказывают друг другу, составляют совместный рассказ по картинке. Вот эту возможность педагогам предоставляет как раз работа в мини-группах по 2-3-4 человека на занятиях для дошкольников по развитию речи. И эту возможность нужно в обязательном порядке использовать.

Кроме того, речь вплетается практически во все виды детской деятельности, и воспитатель это обязательно учитывает и при организации занятий для дошкольников по развитию речи, и по всем другим направлениям развития детей, и в свободной детской деятельности за рамками занятий.

Творчество детей в детском саду

Профессиональный стандарт педагога настаивает на развитии творчества детей детского сада, причем во всех образовательных областях, а не только в художественно-эстетическом развитии.

Для развития творчества детей детского сада важно не ограничивать свободу его проявления. То есть воспитатели все больше отходят от того, чтобы предлагать воспитанникам готовые образцы. Безусловно, обучая детей приемам творчества детей в детском саду: рисованию, лепке, аппликации необходимо им что-то показывать, но действие по образцу не должно стать единственной формой художественно-эстетического развития.

Внимание заостряется на том, что этот образец воспитатель не должен предлагать, стоя у доски или у мольберта, когда все дети сидят и наблюдают. Это должна быть совместная деятельность, когда во время занятий по развитию творчества детей в детском саду педагог и ребята занимаются этим совместно. То есть, когда они сидят, допустим, за одним столом, воспитатель сам выполняет работу, а воспитанники потихонечку подсматривают и перенимают у него приемы творчества детей в детском саду: рисования, лепки или аппликации. Они их просто-напросто видят и переносят в свою деятельность.

Педагог делает работу вместе с воспитанниками, он показывает не «вот я взял и рисую», он действительно действует, а воспитанники наблюдают эту деятельность, повторяют и участвуют в ней - вот это правильная позиция воспитателя, с точки зрения стандарта, таким образом воспитатель развивает творчество детей детского сада.

А вот следующая позиция категорически недопустима. Воспитатель во время занятия не просто показывает воспитаннику образец, он еще и действует за детсадовца, по сути дела, водит его рукой. Вот это сейчас совершенно не актуально. Не может идти речь о творчестве детей в детском саду, если ребенка таким вот образом направляют. Воспитатель мог бы показать немного по-другому, и это бы не ограничивало творчество детей в детском саду: малыши создают рисунки, сидя рядом с воспитателем, работая вместе с ним, но в то же время проявляя все свое творчество детей в детском саду. Рисунки разные, но в то же время удивительно красивые. Вот эта форма занятий называется фронтальной, когда воспитатель дает объяснение, но не дает готовый образец. Так действует педагог, который грамотно подходит к организации продуктивной деятельности детей, к творчеству детей в детском саду. Воспитанники действуют сами, он направляет их только словесно – это правильная организация занятия, и такому воспитателю можно только поаплодировать и поприветствовать его деятельность.

Но занятия – это еще не все. Педагоги могут работать в форме мастерской с воспитанниками по направлению художественно-эстетической деятельности. Это когда воспитатель вместе с детьми что-то мастерит, или когда они создают коллективные работы творчества детей в детском саду. Вот она мастерская, воспитатель и малыши вместе создают какое-то панно для украшения группы или музыкального зала к празднику. Ребятам средней группы воспитатель уже показывает такие приемы творчества детей в детском саду, как работа с тканью, рисование на ткани, они это видят, наблюдают, и пробуют сами освоить эту технику. Получается совместная коллективная работа, но приемы творчества детьми в детском саду осваиваются уже не в прямом показе, а в такой совместной деятельности.

Предыдущая тема: "Способы поддержки детской инициативы: позиция педагога ДОУ и организация детей"
Следующая тема: "Рабочая программа педагога: комплексно-тематическое планирование работы с детьми"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Как вы проводите антикоррупционную экспертизу локальных актов?

  • заказываете юридической фирме 0%
  • назначаете специальную комиссию по ДОО 31.58%
  • поручаете заместителю заведующего 0%
  • самостоятельно 26.32%
  • не проводите 42.11%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль