Рабочая программа: планируемые результаты, модели образовательного процесса ДОУ

186

Планируемые результаты воспитателя серьезно отличаются от целевых ориентиров, хотя, безусловно, разрабатываются они на основе целевых ориентиров, определенных стандартом. Но, в отличие от целевых ориентиров, планируемые результаты воспитателя в рамках рабочей программы можно и нужно диагностировать, степень их достижения ребенком, степень приближения ребенка к этому планируемому результату.

Для описания планируемых результатов воспитателю удобнее всего воспользоваться теми комплексными программами, которые есть в навигаторе. Одна из них используется в работе дошкольной организации. Воспитатель заимствует из этих программ, выписывает: ребенок может вот это и вот это – вот он этот планируемый результат воспитателя. Уже позже в диагностике (это будут уже приложения к рабочей программе) нужно будет указать, каким образом возможно отследить степень достижения этих планируемых результатов воспитателя.

Очень важные с точки зрения организации процесса образования вещи - так называемые модели образовательного процесса в ДОУ : «Модель работы с детьми на день», «Модель работы на неделю» и «Модель работы на год». Можно их называть учебными планами или календарным учебным графиком. Важно, чтобы эти модели образовательного процесса в ДОУ были действительно близки по содержанию деятельности с детьми, важно, чтобы они отражали положение стандарта, и были достаточно технологичными.

Модель образовательного процесса в ДОУ на один день

Модель образовательного процесса в ДОУ на один день привязана к режиму дня. Но это такой режим дня, который показывает не только режимные моменты, но и реализацию в них образовательной программы. Например, что включается в эту модель. Безусловно, режимные моменты дошкольников, длительность, формы организации образовательного процесса в детском саду и вид деятельности. Это важно, так как в стандарте четко указано, что образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Каким образом она реализуется - это то, что должно быть отражено в модели образовательного процесса в ДОУ на один день.

Во время приема детей, в этот 1 час и 10 минут реализуется сразу несколько форм организации образовательного процесса в детском саду, необходимо их перечислить. Этим воспитатели доказывают самим себе и контролирующим органам, где кроется образовательная деятельность. Для педагога детского сада это своего рода подсказка на каждый день, что он должен предусмотреть во время утреннего приема воспитанников. После того, как детишки позавтракали, остается немного времени на игру и подготовку к занятиям, далее идет организация образовательного процесса в детском саду. Эта деятельность не обязательно должна происходить в виде занятий, она может проходить в форме коллекционирования, реализации проектов. Все эти формы следует указать.

Другие формы организации образовательного процесса в детском саду - дидактические, сюжетно-дидактические игры, чтение художественной и познавательной литературы - педагогу нужно в обязательном порядке учитывать. Виды деятельности также необходимо учитывать.

Приведем для примера модель образовательного процесса в ДОУ для средней группы. Итак, каждое занятие по 20 минут, всего до 9:50 в режиме дня эту деятельность нужно предусматривать. Затем в режиме дня обязательно предусматривается самостоятельная деятельность по интересам детей, можно указать вид этой деятельности, ее время и ее длительность, затем идет подготовка к прогулке и собственно сама прогулка.

Стоит обратить внимание на то, сколько может быть реализовано форм организации образовательного процесса в детском саду именно во время прогулки: практически все виды детской деятельности, перечисленные в методической литературе, на прогулке прослеживаются и могут быть организованы. Воспитатель должен об этом помнить.

Обычно происходит так: воспитатель выводит воспитанников на прогулку, усаживает их в песочницу, играет с ними в одну подвижную игру, и на этом прогулка заканчивается, дети возвращаются в группу. Однако в этом процессе отсутствует наблюдение, познавательно-исследовательская деятельность. На прогулках с детьми важным моментом является общение воспитателя с дошкольниками, формы познавательной деятельности, например, конструирование из песка. Такая форма организации образовательного процесса в детском саду будет считаться коммуникативной деятельностью. После того, как дети вернулись с прогулки, у педагогов есть немного времени на самостоятельную работу.

В этом примере нужно перечислить формы организации образовательного процесса в детском саду по отношению к данному режимному моменту, виды детской деятельности, время в режиме дня и длительность. Для чего в модели образовательного процесса в ДОУ на один день нужна длительность? Для того, чтобы в самом конце таблицы осуществить общий подсчет времени и указать, что занятие, в соответствии с СанПиНом, длилось не более 40 минут. Прогулка длилась не менее 3-4 часов, опять-таки в соответствии с СанПиНом и так далее.

Такая форма очень удобна, так как позволяет отчитываться перед контролирующими органами. Сюда стоит включить и самостоятельную деятельность, и посмотреть сколько времени на нее тратится, и режимные моменты, прием пищи, сон. В зависимости от целей, которые ставит перед собой педагог, эту таблицу можно обобщить и продолжать дальше, подсчитывая длительность времени практически по всем режимным моментам. Это модель образовательного процесса в ДОУ на один день, то есть перечисляются практически все действия воспитателя, которые он проводит ежедневно и которые он обязательно должен помнить и учитывать.

Модель образовательного процесса в ДОУ на неделю

Следующая модель - это модель образовательного процесса в ДОУ на неделю. Данная модель имеет тесную взаимосвязь с сеткой занятий, она учитывает то, что включается в эту сетку. Но помимо занятий указываются и другие формы организации образовательного процесса в детском саду.

Рассмотрим на примере средней группы, как может выглядеть таблица. Среди форм организации образовательного процесса в детском саду есть уже привычные для педагога занятия, их ни в коем случае исключать нельзя, стандарт такие занятия предусматривает. Речь идет о недопустимости проведения в детском саду учебных занятий, построенных по типу учебного урока, на которых главную роль играет педагог, и на котором дети выступают в роли пассивных слушателей. Таких форм организации образовательного процесса в детском саду быть не должно. Это противоречит всем положениям возрастной психологии, педагогики, и положениям стандарта также не соответствует.

Занятия, как одна из форм интересной совместной деятельности педагога и воспитанников, еще долго будут оставаться в арсенале педагогов дошкольных учреждений, поскольку они этими формами уже хорошо овладели и используют их в организации образовательного процесса в детском саду.

Необходимо акцентировать внимание: педагогам надо уходить от учебной модели занятия, а занятия строить именно как совместную деятельность взрослого и ребенка и идти именно от детей, позволять им солировать на занятиях, а не себе, взять на себя только обобщающую функцию в большинстве случаев, но не забывать также о том, что элементы обучения могут также присутствовать. В таблице педагог указывает какие проводятся занятия: по познавательному развитию, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, и каким образом воспитатели могут реализовать пятую область образования - социально-коммуникативное развитие в интеграции с другими областями, в других формах организации образовательного процесса в детском саду: беседах, работе мастерской, чтении художественной и познавательной литературы, экспериментировании, наблюдении, игре и так далее. Такая табличка действительно может помочь воспитателю в формировании модели образовательного процесса в ДОУ на неделю.

Модель организации образовательного процесса в детском саду на год

Модель образовательного процесса в ДОУ на год - это несколько расширенная сетка занятий, и выстраивать ее нужно в соответствии с вариативной программой, с ее рекомендациями по количеству занятий и с другими формами образовательного процесса, которые тоже указываются в методической литературе.

Модель образовательного процесса в ДОУ на год - это, по сути, название тематических недель или тематических образовательных проектов, которые педагоги реализуют в течение года. Вот эту модель образовательного процесса в ДОУ на один год можно назвать годовым календарным графиком, как этого требует положение закона и как этого требуют от педагогов различные контролирующие органы.

Пример: та же средняя группа, и в ней, конечно, больше всего присутствует тематических недель, но во второй половине года, особенно в летнее время. В летнее время организация образовательного процесса в детском саду не останавливается, она продолжается. Уже появляются тематические проекты, и в средней группе тоже. Педагог указывает разные тематические недели. Для подготовительной группы тематические недели чередуются с тематическими проектами. Того и другого хватает не только в летнее время, но и в течение всего года. Дети старшего дошкольного возраста уже более подготовлены и более способны в силу своих возрастных особенностей к реализации тематических проектов.

Основным организационным отличием тематической недели от тематического проекта является то, что в тематической неделе присутствуют все формы организации образовательного процесса в детском саду, включая занятия, а тематический проект предусматривает организацию образовательного процесса в детском саду без организационной формы занятий. В тематических проектах есть все, кроме занятий. Это и мастерские, и экспериментальная деятельность, и наблюдение, и продуктивная деятельность, разные ее виды, чтение познавательной литературы, чтение художественной литературы, специально подготовленные беседы с детьми, организованные беседы. Безусловно, широкое взаимодействие с семьями, реализация индивидуальных детско-родительских проектов. Но организационной формы занятий нет. Организационная деятельность построена совсем по-другому.

Предыдущая тема: "Рабочая программа педагога: комплексно-тематическое планирование работы с детьми"
Следующая тема: "Рабочая программа педагога: особенности педагогического процесса в детском саду"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Как вы проводите антикоррупционную экспертизу локальных актов?

  • заказываете юридической фирме 0%
  • назначаете специальную комиссию по ДОО 31.58%
  • поручаете заместителю заведующего 0%
  • самостоятельно 26.32%
  • не проводите 42.11%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль