Структура рабочей программы: Особенности развития детей дошкольников

527

Разберем, что нужно для того, чтобы структура рабочей программы конкретной возрастной группы дошкольной образовательной организации стала действительно рабочим инструментом для воспитателей и специалистов, работающих с данной группой детей. Название программы, ее цель и задачи в соответствии со стандартом дошкольного образования - формальные вещи. Далее идут возрастные особенности детей дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

Возрастные особенности детей дошкольников

Безусловно, воспитатель должен их знать, чтобы понимать, на что ориентироваться и обращать внимание именно в данном возрасте. Поэтому здесь было бы не лишним выделить главную особенность возраста. Во многих комплексных программах, из тех, что есть в навигаторе, эти ключевые особенности возраста выделяются. Для педагога является действительно важным понимание возрастных особенностей детей дошкольников.

Так, в подготовительной группе педагоги используют серьезные элементы обучения, так как здесь ключевая возрастная особенность детей дошкольников - наращивание своих компетентностей. Дошкольнику уже интересно показать что он знает и умеет.

Серьезный акцент идет именно на обучающую функцию образовательного процесса. В младшей группе с двух до трех лет и в средней группе с трех до четырех лет особое внимание уделяется эмоциональному развитию, как возрастной особенности детей дошкольников. Потому, как, если эмоции в этом возрасте еще не сформированы, не сформировано и соответствующее отношение ребенка к окружающему миру. Впоследствии сделать это будет гораздо сложнее. Это ключевая возрастная особенность детей дошкольников младшего и среднего возраста, ее нужно выделить. Это уже функция старшего воспитателя, методиста – помочь воспитателю разобраться в этих вопросах.

Если такой информации нет в программе, по которой работает воспитатель, то можно взять психологическую литературу, посмотреть другие комплексные программы из навигатора, тем более что тексты этих программ доступны. В электронной версии можно легко найти описание этих ключевых возрастных особенностей детей дошкольников.

Особенности развития детей дошкольников: эмоциональное развитие

Целесообразно будет указать и особенности развития детей дошкольников в плане эмоционального развития. Это особенности восприятия, памяти и внимания, речи, мышления и деятельности, особенности развития разных видов детской деятельности. Профессиональный стандарт педагога очень подробно описывает эти особенности развития детей дошкольников. Это игровая деятельность, конструктивная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность и так далее, их очень много. И поэтому, по каждой из них хотя бы одно предложение должно быть в рабочей программе, чтобы педагог понимал основные характерности этой деятельности. По той же игре. Если в раннем возрасте это будет отобразительная игра, манипулирование с предметами, то в старшем дошкольном возрасте, безусловно, ведущую роль в показывает сюжетно-ролевая игра. Эти особенности развития детей дошкольников в рабочих программах должны быть отражены.

Индивидуальные особенности дошкольников

Если составляется рабочая программа для конкретной возрастной группы, то здесь, помимо возрастных, должны быть указаны индивидуальные особенности дошкольников. Их предлагается заполнить в виде таблицы, отметить в ней поведенческие особенности ребенка, состояние здоровья ребенка, особенности общения с близкими взрослыми, особенности общения с другими детьми, насколько ребенок владеет навыками самообслуживания (что очень важно), особенности сна, питания, чем ребенок любит заниматься, есть ли у ребенка вредные привычки.

Разберем, каким образом заполняется таблица индивидуальных особенностей дошкольника. Безусловно, если ребенок впервые пришел в детский сад, здесь огромную роль играет взаимодействие педагога с семьей, и те анкеты, опросники, которые педагог предложит родителям для заполнения или которые он заполнит самостоятельно по результатам беседы с родителями. Если малыш уже не первый год посещает детский сад, к индивидуальным особенностям дошкольника, сформулированным родителями, добавляются наблюдения воспитателей за поведением детей в группе. Будет еще лучше, если соединить воедино два документа в таблице: описание родителей и описание воспитателя, мнение воспитателя о ребенке. Потому как, достоверный факт, что ребенок в семье и в детском саду - это два разных ребенка.

Какие-то индивидуальные особенности дошкольника, будут общими, но что-то могут заметить только родители, и что-то могут увидеть только воспитатели, быть может, недоступное для родителей. Поэтому такая табличка заполняется на стыке, скажем так, усилий семьи и детского сада, семьи и педагогов, для того, чтобы наиболее полно отразить мнение о конкретном ребенке. Для того, чтобы эти индивидуальные особенности дошкольника, его поведения, развития воспитатель мог учитывать в своей работе. Но, опять-таки, для того чтобы избежать больших текстов, предлагается сделать это структурировано, в виде таблицы. К перечню индивидуальных особенностей дошкольников, можно и нужно добавлять другие особенности, которые воспитатель считает наиболее важными.

Предыдущая тема: "Общие задачи образовательной работы с дошкольниками по образовательным областям"
Следующая тема: "Рабочая программа воспитателя детского сада: практическая значимость"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какой коллегиальный орган чаще всего помогает вам принимать управленческие решения?

  • общее собрание работников 28.57%
  • педсовет 42.86%
  • попечительский совет 14.29%
  • управляющий совет 14.29%
  • другой 0%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль