Структура рабочей программы: Особенности развития детей дошкольников

550

Разберем, что нужно для того, чтобы структура рабочей программы конкретной возрастной группы дошкольной образовательной организации стала действительно рабочим инструментом для воспитателей и специалистов, работающих с данной группой детей. Название программы, ее цель и задачи в соответствии со стандартом дошкольного образования - формальные вещи. Далее идут возрастные особенности детей дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

Возрастные особенности детей дошкольников

Безусловно, воспитатель должен их знать, чтобы понимать, на что ориентироваться и обращать внимание именно в данном возрасте. Поэтому здесь было бы не лишним выделить главную особенность возраста. Во многих комплексных программах, из тех, что есть в навигаторе, эти ключевые особенности возраста выделяются. Для педагога является действительно важным понимание возрастных особенностей детей дошкольников.

Так, в подготовительной группе педагоги используют серьезные элементы обучения, так как здесь ключевая возрастная особенность детей дошкольников - наращивание своих компетентностей. Дошкольнику уже интересно показать что он знает и умеет.

Серьезный акцент идет именно на обучающую функцию образовательного процесса. В младшей группе с двух до трех лет и в средней группе с трех до четырех лет особое внимание уделяется эмоциональному развитию, как возрастной особенности детей дошкольников. Потому, как, если эмоции в этом возрасте еще не сформированы, не сформировано и соответствующее отношение ребенка к окружающему миру. Впоследствии сделать это будет гораздо сложнее. Это ключевая возрастная особенность детей дошкольников младшего и среднего возраста, ее нужно выделить. Это уже функция старшего воспитателя, методиста – помочь воспитателю разобраться в этих вопросах.

Если такой информации нет в программе, по которой работает воспитатель, то можно взять психологическую литературу, посмотреть другие комплексные программы из навигатора, тем более что тексты этих программ доступны. В электронной версии можно легко найти описание этих ключевых возрастных особенностей детей дошкольников.

Особенности развития детей дошкольников: эмоциональное развитие

Целесообразно будет указать и особенности развития детей дошкольников в плане эмоционального развития. Это особенности восприятия, памяти и внимания, речи, мышления и деятельности, особенности развития разных видов детской деятельности. Профессиональный стандарт педагога очень подробно описывает эти особенности развития детей дошкольников. Это игровая деятельность, конструктивная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность и так далее, их очень много. И поэтому, по каждой из них хотя бы одно предложение должно быть в рабочей программе, чтобы педагог понимал основные характерности этой деятельности. По той же игре. Если в раннем возрасте это будет отобразительная игра, манипулирование с предметами, то в старшем дошкольном возрасте, безусловно, ведущую роль в показывает сюжетно-ролевая игра. Эти особенности развития детей дошкольников в рабочих программах должны быть отражены.

Индивидуальные особенности дошкольников

Если составляется рабочая программа для конкретной возрастной группы, то здесь, помимо возрастных, должны быть указаны индивидуальные особенности дошкольников. Их предлагается заполнить в виде таблицы, отметить в ней поведенческие особенности ребенка, состояние здоровья ребенка, особенности общения с близкими взрослыми, особенности общения с другими детьми, насколько ребенок владеет навыками самообслуживания (что очень важно), особенности сна, питания, чем ребенок любит заниматься, есть ли у ребенка вредные привычки.

Разберем, каким образом заполняется таблица индивидуальных особенностей дошкольника. Безусловно, если ребенок впервые пришел в детский сад, здесь огромную роль играет взаимодействие педагога с семьей, и те анкеты, опросники, которые педагог предложит родителям для заполнения или которые он заполнит самостоятельно по результатам беседы с родителями. Если малыш уже не первый год посещает детский сад, к индивидуальным особенностям дошкольника, сформулированным родителями, добавляются наблюдения воспитателей за поведением детей в группе. Будет еще лучше, если соединить воедино два документа в таблице: описание родителей и описание воспитателя, мнение воспитателя о ребенке. Потому как, достоверный факт, что ребенок в семье и в детском саду - это два разных ребенка.

Какие-то индивидуальные особенности дошкольника, будут общими, но что-то могут заметить только родители, и что-то могут увидеть только воспитатели, быть может, недоступное для родителей. Поэтому такая табличка заполняется на стыке, скажем так, усилий семьи и детского сада, семьи и педагогов, для того, чтобы наиболее полно отразить мнение о конкретном ребенке. Для того, чтобы эти индивидуальные особенности дошкольника, его поведения, развития воспитатель мог учитывать в своей работе. Но, опять-таки, для того чтобы избежать больших текстов, предлагается сделать это структурировано, в виде таблицы. К перечню индивидуальных особенностей дошкольников, можно и нужно добавлять другие особенности, которые воспитатель считает наиболее важными.

Предыдущая тема: "Общие задачи образовательной работы с дошкольниками по образовательным областям"
Следующая тема: "Рабочая программа воспитателя детского сада: практическая значимость"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль