Рабочая программа дошкольного учреждения: разработка структуры, примеры.

352

Безусловно, рабочие программы в своей структуре, в своем содержании, должны учитывать содержание основной образовательной программы, а вот программа развития как раз может стать не ресурсом, а поводом для разработки качественных рабочих программ дошкольного учреждения.

Основная образовательная программа дошкольного общего образования - неизменное “тело” рабочей программы

В качестве одного из условий или в качестве одного из мероприятий в программу развития можно заложить разработку таких рабочих программ дошкольного учреждения, которые, смогут корректироваться из года в год, в зависимости от контингента детей, от контингента воспитателей, изменяющихся внешних условий жизнедеятельности детского сада. Но будет “тело”, и оно останется неизменным, поскольку будет соответствовать основной образовательной программе дошкольного общего образования, а следовательно, и стандарту дошкольного образования. Для того, чтобы это “тело” создать, можно соответствующие мероприятия заложить в программу развития, это будет действительно важное, нужное для детского сада действие. Необходимо выяснить, что нужно сделать для того, чтобы структура рабочей программы дошкольного учреждения позволила сделать этот документ важным и нужным для воспитателя. Далее приведем несколько примеров того, как на практике в настоящее время осуществляется их разработка.

Пример № 1 структуры рабочей программы дошкольного учреждения

Старший воспитатель детского сада из Свердловской области, Ольга Николаевна Пирожкова поделилась своим опытом разработки рабочих программ дошкольного учреждения. Она разработала такую их структуру, которая во многом повторяет структуру основной образовательной программы, что вполне логично, ведь педагоги опираются на те нормативные документы, которые у них есть. Напомним, что по тому, как разрабатывать рабочие программы дошкольного учреждения отсутствуют какие-либо нормативные документы, методические рекомендации, которые бы поступили с федерального уровня. Поэтому воспитатели, руководители детских садов пытаются самостоятельно найти те основы, которые могли бы им помочь.

Рабочая программа дошкольного учреждения повторяет основную образовательную программу. Имеет несколько разделов: целевой, содержательный, организационный. В целевой раздел включается практически все то же самое, что было в структуре основной образовательной программы дошкольного общего образования: цели и задачи, принципы и подходы, значимые характеристики, возрастные и индивидуальные особенности, планируемые результаты реализации программы. По сути это все то, что стандарт предполагает для основной образовательной программы дошкольного общего образования.

В структуру старший воспитатель предлагает включить учебный план: направление развития, виды детской деятельности, формы образовательной работы. Это вполне логично, и можно предположить, что действительно, для воспитателей будет полезным, если для каждого направления развития, а именно для каждой образовательной области в табличке будут выложены виды детской деятельности и формы организации образовательного процесса. Получается вполне логичная структура рабочей программы дошкольного учреждения. Просто в этом примере она носит название учебный план.

Затем предлагаются методические пособия, формы и средства реализации рабочей программы дошкольного учреждения (в табличном варианте), в содержательный раздел предполагается включить пункт “взаимодействие с семьей”, включено планирование работы с детьми в группе (примерное годовое, календарно-тематическое), модель организации совместной деятельности воспитателя и воспитанника, и особенности реализации образовательного процесса в группе.

Дается описание предметно-пространственной среды, организационные моменты (в виде режима дня), перечень методических пособий, пересекающиийся с содержательным разделом.

Такую структуру рабочей программы дошкольного учреждения взяли за основу педагоги из Свердловской области, и ее реализуют.

Пример №2 структуры рабочей программы дошкольного учреждения

Методический центр города Тольятти Самарской области на муниципальном уровне предлагает руководителям и педагогам детских садов следующую структуру рабочей программы дошкольного учреждения. Структура очень схожа с документом - Федеральные государственные требования (далее - ФГТ), которыми руководствовались сотрудники до принятия Профессионального стандарта педагога. Структура рабочей программы дошкольного учреждения в этом случае подразумевает шесть основных разделов, как и в ФГТ.

Имеется пояснительная записка, организация режима, содержание психолого-педагогической работы, планируемые результаты, которые согласно ФГТ были прописаны отдельно, система мониторинга и учебно-методическое обеспечение.

То есть, структура этой рабочей программы дошкольного учреждения вполне приемлемая. Весь вопрос в том, что на сегодняшний день она не соответствует нормативным требованиям, но имеет место быть, поскольку, еще раз отметим, что нет нормативной, методической базы, которые бы трактовали, как она должна выглядеть. Поэтому каждый педагог, каждый руководитель выходит из положения своим образом, кто как может. В Тольятти воспитатели решили, что более рациональной будет именно такая структура.

Пример №3 структуры рабочей программы дошкольного учреждения

Структуру, очень схожую со структурой ФГТ предлагает Институт развития образования Ростовской области. Для своих детских садов они разработали следующие рекомендации, касающиеся структуры рабочей программы дошкольного учреждения.

Тоже очень похоже на документ ФГТ, но, кроме всего прочего, добавляется пункт - взаимодействие с семьями воспитанников. Мониторинг исключен. Оставлены: предметно-пространственная среда, объем образовательной нагрузки (сетка занятий), модель образовательного процесса на неделю, содержание образовательной области, целевые ориентиры и планируемые результаты. Их развели по отдельности, но не указали как их можно отделить друг от друга. На самом деле, вопрос достаточно сложный, что такое целевые ориентиры и что такое планируемые результаты, и как одно получить из другого, это тема отдельной статьи.

Пример №4 структуры рабочего плана воспитателя ДОУ

Одна из наиболее удачных публикаций по структуре рабочего плана воспитателя ДОУ, была выпущена в издательстве «Педагогическое общество России», автор Алексей Александрович Майер. В этой книге он предлагает как можно меньше нагружать бумажной работой воспитателя при написании программы, и очень упрощенно эту структуру описывать.

Судя по объему, планы воспитателей ДОУ получаются достаточно большими, поскольку очень много положений из основной образовательной программы дошкольного общего образования педагоги в них переносят: и пояснительную записку, и принципы и подходы – это все берется и просто переписывается. При этом педагоги зачастую не понимают технологии реализации этих принципов.

Педагогу указывают на то, что вот этот принцип развивающего образования у него должен присутствовать. Но было бы гораздо логичнее показать педагогу, как этот принцип реализовать на практике. Что ему следует предпринять, чтобы то образование, которое он предлагает детям своей возрастной группы, действительно носило развивающий характер. Этот момент существующая на практике структура рабочих планов воспитателей ДОУ не учитывает.

Автор публикации предлагает поступить совсем по-другому, не нагружая при этом воспитателей излишней работой. Он предлагает начать с возрастных особенностей детей данной возрастной группы. Далее рекомендует в обязательном порядке на титульном листе отметить не только название рабочего плана воспитателя ДОУ, но также поместить сведения о том, кем он был разработан и как он был утвержден. То есть, с этой точки зрения он рассматривается как локальный акт дошкольной образовательной организации, а локальный акт обязательно должен быть утвержден и должен иметь реквизиты. Вот на этот момент, на нормативную сторону оформления рабочего плана воспитателя ДОУ, автор обращает внимание. И это очень важно. Затем Майер предлагает внести пояснительную записку, но она коренным образом отличается от пояснительной записки основной образовательной программы. Потому что педагог должен пояснить, для чего он создает рабочий план воспитателя ДОУ, должен показать его мотивы, основания и направление реализации. Документ в этом случае становится более практико-ориентированным, это не просто переписывание положений, идет уже более четкая направленность на деятельность педагога, на обеспечение этой деятельности.

В третьем разделе рабочего плана воспитателя ДОУ предлагается описать цели и задачи образовательной деятельности, направление и содержание работы с детьми и родителями. И для того, чтобы действительно обеспечить деятельность воспитателя, эти задачи должны быть очень хорошо детализированы, чтобы педагог четко видел вехи, этапы, шаги своей деятельности, чтобы это действительно выглядело как четкая структура рабочего плана воспитателя ДОУ, которую педагог может реализовать. Он должен понимать, как ее реализовать и сможет ли он ее реализовать.

В четвертом разделе рабочего плана воспитателя ДОУ предлагается описать технологии организации образовательной деятельности в соответствии с содержанием дошкольного образования и спецификой группы. То есть, в этом разделе рабочего плана воспитателя ДОУ указываются именно те технологии, которые предлагаются в методической литературе, которые выработаны в деятельности самих воспитателей, то, что называется допустим, методическими рекомендациями к вариативным образовательным программам. Далее приводится ряд брошюр, где именно детализируется работа по отдельным образовательным областям, по разделам или подразделам этих образовательных областей.

Допустим, отдельные пособия рабочего плана воспитателя ДОУ по познавательному развитию, методические пособия по математическим представлениям, по формированию элементарных экологических представлений, по конструированию, по конструктивной деятельности и так далее. Конструирование предусматривается именно как технология познавательного развития ребенка и как та деятельность, через которую реализуется познавательное развитие дошкольника.

В пятый раздел автор предлагает включить конструирование рабочего плана воспитателя ДОУ. Это информация о планируемых результатах, способах их оценки. Внимание обращено именно на практическую составляющую часть деятельности педагога. Не на бумажную, не на документальную, которой в последнее время стало очень много, а именно на практическую. В рабочем плане от воспитателя ДОУ требуется не только описать планируемые результаты, но и ответить, каким образом он будет отслеживать их достижения.

Основные методы этой педагогической диагностики осуществляются педагогом для того, чтобы определить уровень развития ребенка и соответствие педагогических усилий тем целям, тем планируемым результатам, которых ребенок может достигнуть в результате реализации основной образовательной программы дошкольного общего образования и всей деятельности педагога. Эти способы также важны именно для педагога. Для понимания педагогом того, каким образом он сможет провести эту педагогическую диагностику и отследить уровень развития ребенка.

В шестой раздел рабочего плана воспитателя ДОУ Майер Алексей Александрович предлагает внести методические рекомендации для детей, родителей и педагогов по организации образовательной деятельности, по освоению основной образовательной программы дошкольного общего образования в конкретной группе. Это могут быть действительно практические наработки педагога, которые в виде информационных листов, в виде коротких рекомендаций включаются в рабочий план воспитателя ДОУ. Вот педагог сделал какие-то рекомендации для родителей, допустим, по организации питания детей, по организации прогулки, по организации детской игры и прочее, и вложил эти рекомендации сюда, в рабочий план воспитателя ДОУ. Это тот материал, который педагог может использовать в своей практической деятельности. Провел он какие-то интересные занятия с детьми, сделал интересные пособия для работы с детьми – их описание тоже может быть вложено в рабочий план воспитателя ДОУ. Это такая своеобразная копилка педагогических идей. И это, безусловно, необходимые для педагога материалы, нужные ему в непосредственной деятельности с детьми и во взаимодействии с семьями воспитанников.

Предыдущая тема: "Рабочая программа воспитателя детского сада: практическая значимость"
Следующая тема: "Вариативные образовательные программы дошкольного образования"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Как вы проводите антикоррупционную экспертизу локальных актов?

  • заказываете юридической фирме 0%
  • назначаете специальную комиссию по ДОО 31.58%
  • поручаете заместителю заведующего 0%
  • самостоятельно 26.32%
  • не проводите 42.11%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть изображения, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Для того, чтобы посмотреть документ, пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль