Дошкольное образование детей с ОВЗ

36

Обращаем внимание, что во 2 ст. ФЗ "Об образовании в РФ" (далее - Закон) прописаны основные термины и понятия, которые употребляются в Законе. В этой статье дано понятие, кто такой обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: "...обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий..."

В этом терминологическом положении есть два важных момента. Рассмотрим их. Первый момент связан с ПМПК и подтверждением статуса детей с ОВЗ и второй момент связан со специальными условиями дошкольного образования.

ПМПК для детей с ОВЗ в дошкольном образовании

В чем разница с тем, что было до принятия Закона? Разница в том, что все дети (не только с ОВЗ), которые приходят в организацию дошкольного образования компенсирующего вида или в группу компенсирующей направленности, должны иметь заключение и рекомендации, полученные в психолого-медико-педагогической комиссии.

То, что раньше практиковалось, особенно для логопедических групп, сейчас уже быть не может. Раньше была такая практика: логопед мог взять из группы общеразвивающей направленности ребенка с нарушениями речи на коррекционные занятия для индивидуальной работы, особенно если у ребенка было только нарушение звуков (фонетико-фонематическое или только фонетическое недоразвитие речи). Логопеды могли взять таких детей к себе на коррекционную работу, заниматься с ним со звуками без заключения психолого-медико-педагогической комиссии дошкольного образования, что эти дети с ОВЗ.

Сейчас ситуация изменилась: все дети, которые получают коррекционную помощь в дошкольной образовательной организации, должны пройти через психолого-медико-педагогическую комиссию. К такой категории относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, ранним детским аутизмом (нарушениями аутистического спектра) либо сложными сочетанными нарушениями.

Без заключения психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендаций ПМПК коррекционная работа в детском саду невозможна.

Второй момент, который включен в этот термин - это создание специальных условий. В Стандарте ДО есть целый раздел "Требование к условиям", где есть требование к условиям, которые прописаны для дошкольного образования детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

Впервые в законодательстве на федеральном уровне в Законе появился термин "инклюзивное образование" для детей с ОВЗ в детском саду. Этот термин раньше использовался только на региональном уровне в московском законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2010 г.) Обращаем ваше пристальное внимание на этот термин, потому что он используется во всех подзаконных актах, документах, письмах Министерства образования и науки, методических рекомендациях.

Что означает термин “инклюзивное образование” для детей с ОВЗ? Исходя из закона, “инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей”.

Что обозначает этот термин на практике? Сейчас у родителей появился выбор образовательной организации: можно получать образование для детей с ОВЗ в специальных коррекционных образовательных учреждениях, если эти дети - школьники (СКОУ - специальные коррекционные образовательные учреждения), либо дошкольное образование в группах компенсирующей направленности (либо в детских садах компенсирующего вида).

Это - право родителя: родитель может выбрать такую образовательную организацию для своего ребенка. В этом случае мы говорим, что он будет обучаться в условиях сегрегации, т.е. группа будет мономорфной: в ней будут дети с одним и тем же нарушением развития (например, группы с нарушением слуха или группы с нарушением речи).

Вся Программа, которая будет осуществляться в этой группе, будет называться адаптированной основной образовательной программой, и по этой Программе будут получать образование все дети этой группы или этого класса, если речь будет идти о школе. Эта возможность у родителей была всегда - в советский период и в постсоветское время.

Но Закон дает возможность получать образование для детей с ОВЗ и в виде инклюзивного образования, т.е. такого образования, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образование совместно в одной группе, в одном классе с нормативно развивающимися сверстниками.

Для дошкольного образования эта ситуация не нова. Мы все хорошо знаем о группах комбинированной направленности, в которых дети с ОВЗ получали образование совместно с детьми нормативно развивающимися. Другой вопрос, что в Законе это образование в группах комбинированной направленности теперь называется инклюзивное образование.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль