Дошкольное образование детей с ОВЗ

11

Обращаем внимание, что во 2 ст. ФЗ "Об образовании в РФ" (далее - Закон) прописаны основные термины и понятия, которые употребляются в Законе. В этой статье дано понятие, кто такой обучающийся с ограниченными возможностями здоровья: "...обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий..."

В этом терминологическом положении есть два важных момента. Рассмотрим их. Первый момент связан с ПМПК и подтверждением статуса детей с ОВЗ и второй момент связан со специальными условиями дошкольного образования.

ПМПК для детей с ОВЗ в дошкольном образовании

В чем разница с тем, что было до принятия Закона? Разница в том, что все дети (не только с ОВЗ), которые приходят в организацию дошкольного образования компенсирующего вида или в группу компенсирующей направленности, должны иметь заключение и рекомендации, полученные в психолого-медико-педагогической комиссии.

То, что раньше практиковалось, особенно для логопедических групп, сейчас уже быть не может. Раньше была такая практика: логопед мог взять из группы общеразвивающей направленности ребенка с нарушениями речи на коррекционные занятия для индивидуальной работы, особенно если у ребенка было только нарушение звуков (фонетико-фонематическое или только фонетическое недоразвитие речи). Логопеды могли взять таких детей к себе на коррекционную работу, заниматься с ним со звуками без заключения психолого-медико-педагогической комиссии дошкольного образования, что эти дети с ОВЗ.

Сейчас ситуация изменилась: все дети, которые получают коррекционную помощь в дошкольной образовательной организации, должны пройти через психолого-медико-педагогическую комиссию. К такой категории относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, ранним детским аутизмом (нарушениями аутистического спектра) либо сложными сочетанными нарушениями.

Без заключения психолого-медико-педагогической комиссии и рекомендаций ПМПК коррекционная работа в детском саду невозможна.

Второй момент, который включен в этот термин - это создание специальных условий. В Стандарте ДО есть целый раздел "Требование к условиям", где есть требование к условиям, которые прописаны для дошкольного образования детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ

Впервые в законодательстве на федеральном уровне в Законе появился термин "инклюзивное образование" для детей с ОВЗ в детском саду. Этот термин раньше использовался только на региональном уровне в московском законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" (2010 г.) Обращаем ваше пристальное внимание на этот термин, потому что он используется во всех подзаконных актах, документах, письмах Министерства образования и науки, методических рекомендациях.

Что означает термин “инклюзивное образование” для детей с ОВЗ? Исходя из закона, “инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей”.

Что обозначает этот термин на практике? Сейчас у родителей появился выбор образовательной организации: можно получать образование для детей с ОВЗ в специальных коррекционных образовательных учреждениях, если эти дети - школьники (СКОУ - специальные коррекционные образовательные учреждения), либо дошкольное образование в группах компенсирующей направленности (либо в детских садах компенсирующего вида).

Это - право родителя: родитель может выбрать такую образовательную организацию для своего ребенка. В этом случае мы говорим, что он будет обучаться в условиях сегрегации, т.е. группа будет мономорфной: в ней будут дети с одним и тем же нарушением развития (например, группы с нарушением слуха или группы с нарушением речи).

Вся Программа, которая будет осуществляться в этой группе, будет называться адаптированной основной образовательной программой, и по этой Программе будут получать образование все дети этой группы или этого класса, если речь будет идти о школе. Эта возможность у родителей была всегда - в советский период и в постсоветское время.

Но Закон дает возможность получать образование для детей с ОВЗ и в виде инклюзивного образования, т.е. такого образования, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образование совместно в одной группе, в одном классе с нормативно развивающимися сверстниками.

Для дошкольного образования эта ситуация не нова. Мы все хорошо знаем о группах комбинированной направленности, в которых дети с ОВЗ получали образование совместно с детьми нормативно развивающимися. Другой вопрос, что в Законе это образование в группах комбинированной направленности теперь называется инклюзивное образование.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль