Структура Программы дошкольного образования по ФГОС

124

Рассмотрим структуру Программы дошкольного образования: согласно ФГОС в ней есть целевой, содержательный и организационный разделы. В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую? Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую?

“Коррекционная работа/ инклюзивное образование” (в зависимости от того, что необходимо организации) включается в ООП только в том случае, если в ДОУ есть такой контингент детей. 

Раньше, согласно федеральным государственным требованиям, коррекционная работа включалась абсолютно во все ООП ДОУ по ФГОС, даже если в детском саду не было ни одного ребенка с нарушениями (речи, слуха, зрения и пр.) Сейчас в ФГОС дошкольного образования нет требования обязательного включения раздела “Коррекционная работа/инклюзивное образование”в структуру Программы, он включается только если в образовательной организации есть дети с ОВЗ.

Безусловно, чтобы разработать структуру  и написать Программу по ФГОС, должны быть очень серьезные компетенции у педагогов ДОУ. Позволят работать над Программой и образовательный уровень педагога, и его опыт работы в образовательной организации, и те курсы повышения квалификации, которые организует Министерство образования и науки.

Обязательная часть в структуре Программ ДОУ по ФГОС

Рассмотрим подробнее структуру адаптированных основных образовательных программ в ДОУ по ФГОС. В чем заключаются некоторые улучшения условий в плане “писанины”? У педагогов очень много разнообразных бумаг, которые приходится писать для того, чтобы предоставлять разнообразным проверяющим органам.

ФГОС дошкольного образования предписывает, что при составлении структуры и написании основных образовательных Программ, в том числе адаптированных, можно в ее обязательной части (в Стандарте обязательная часть предусмотрена не менее 60%) сделать просто ссылку на ту примерную Программу, с учетом которой разрабатывается обязательная часть.

В качестве дополнительной документации приложить эту Программу, т.е. опубликованную книгу, на которой написано “Примерная образовательная Программа” (с названием). Таким образом, согласно  ФГОС  дошкольного образования, обязательную часть в структуре Программы прописывать подробно не придется - можно сделать просто ссылку.

Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

Говоря о части, формируемой участниками образовательных отношений (это 40% ООП), педагогам дается больше свободы, больше возможности реализовать себя. Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений? Это могут быть следующие Программы:

  • которые уже разработаны в этой организации ранее - предположим, ООП экологической направленности того или иного региона, где находится ДОУ;
  • этнокультурной направленности, если детский сад географически находится в регионе, где есть другие этносы, другие культуры, помимо русской культуры;
  • физического развития (по развитию навыков плавания), если в ДОУ есть, к примеру, бассейн;
  • можно привлечь парциальные программы в ДОУ по ФГОС как правомочный участник ООП, например, О.С.Ушаковой “Развитие речи”, С.Н.Николаевой “Юный эколог” - и сделать более насыщенной ту часть, которую разрабатывают участники образовательных отношений.

Конечно, было бы интересно посмотреть и собственные наработки педагогов. Согласно исследованиям, порядка 8-10% ДОУ работают в инновационном режиме, сами разрабатывают структуру собственных программ. Безусловно, это происходит под научным руководством российских исследователей и ученых, которые оказывают помощь этим образовательным организациям.

Этот инновационный режим позволяет управленцам и педагогам этих организаций уже сегодня выйти на реализацию ФГОС, не дожидаясь примерных Программ в реестре. Закон определяет использовать примерные Программы в формулировке “с учетом”, т.е. их можно учитывать, но ДОУ можно идти и по своим Программам, структура которых разрабатывалась в инновационном режиме в течение многих лет и наиболее приближены к содержанию и идеям ФГОС.

Организации, которые много лет работали в инновационном режиме и уже вышли на какие-то высокие уровни собственного развития, могли бы стать ресурсными центрами либо стажировочными площадками для продвижения ФГОС в РФ.

Они могли бы дать возможность педагогам, психологам и другим специалистам дошкольного образования в своих регионах получать знания о ФГОС: учиться работать по нему, составлять структуру Программы, повышать свою квалификацию, свой профессиональный рост и выходить на новый уровень. Помимо того, что этим также будут заниматься институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации, институты развития образования в регионах РФ. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль