Как использовать целевые ориентиры программы дошкольного образования в мониторинге?

22

На основании ст. 64 Закона “Об образовании” на заседаниях рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования было принято решение, что результаты освоения основных образовательных Программ (ООП) будут представлены в виде характеристики целевых ориентиров.

Характеристика целевых ориентиров дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования разработаны как характеристики (не качества, как это было в федеральных государственных требованиях), а именно характеристики развития ребенка. Целевые ориентиры в Стандарте дошкольного образования даны на возраст 3 года и на возраст к завершению дошкольного образования (к семи-восьми годам).

Нигде в целевых ориентирах нет таких слов как “ребенок должен знать”, “ребенок должен уметь”. Сама специфика описания, характеристика целевых ориентиров дошкольного образования, сами слова, которыми они прописываются - они совершенно другие. Ребенок никому ничего не должен, педагоги это прекрасно понимают, особенно те, кто работает с группами с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в дошкольном возрасте подтягивать их под требования к результатам вообще немыслимо). Целевые ориентиры - это не жесткий результат.

Посмотрите в государственном Стандарте дошкольного воспитания и обучения, каким образом дана характеристика целевых ориентиров дошкольного образования: речь идет о положительном отношении к другим людям, к самому себе, о чувстве собственного достоинства, о взаимодействии со сверстниками, взрослыми, о совместных играх, о воображении и т.д.

Работая над характеристиками целевых ориентиров дошкольного образования, члены рабочей группы опирались на труды выдающихся великих педагогов и психологов, в т.ч. на учения Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н. Эти работы уже прошли испытание временем и дали замечательные образовательные результаты в период внедрения этих исследований в жизнь.

Игра - ведущая деятельность возраста - идет сквозь весь Стандарт. Обратите внимание, как можно работать с ребенком таким образом, чтобы он различал условную и реальную ситуацию. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что сейчас дети часто не различают эти ситуации в силу того, что очень многие из них попадают в виртуальное пространство гораздо раньше, чем у них формируется понятие различения условной и реальной ситуации. Это очень серьезный посыл, поэтому и родителям, и педагогам нужно это иметь в виду.

Нельзя не сказать о такой характеристике целевых ориентиров дошкольного образования, как владение устной речью. Для детей с ОВЗ это очень важная, сложная ситуация, потому что все недостатки устной речи, если они не скорригированы в дошкольном возрасте, к сожалению, попадают в письменную речь. К огромному сожалению, в начальных классах средней школы наблюдается очень большое число детей с дисграфией, с дислексией, которые являются отсроченным результатом нескорректированного в дошкольном возрасте общего недоразвития речи. В связи с этим устной речи уделяется много места в Стандарте дошкольного образования.

В характеристике целевых ориентирах дошкольного образования достаточно подробно прописано, каким образом ребенок может использовать свою устную речь: для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделения звуков в словах (в аналитико-синтетической деятельности) и, безусловно, для предпосылок грамотности.

Моторика - исключительно важная ситуация для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо мелкой и крупной моторики очень важна артикуляционная моторика для того, чтобы сформировать, поставить, автоматизировать звуки у ребенка.

Необходимо отметить, что ни слова о таких характеристиках целевых ориентиров, как чтение, письмо, а также счет в Стандарте дошкольного образования не говорится. Обучение чтению, письму, счету - это задачи школы. А предпосылки грамотности - это задача дошкольной организации. Учить ребенка - это задача учителя в первом классе школы.

Также к характеристике целевых ориентиров дошкольного образования относятся: подвижность, выносливость, волевые усилия, социальные нормы, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, любознательность и т.д.

Безусловно, жестко определить образовательную область, как всегда, педагогам трудно. Происходит интеграция образовательных областей одна в другую. Конечно, любознательный ребенок - это не только познавательная сфера, это и речевая сфера, и социально-коммуникативная сфера, т.е. все образовательные области так или иначе проникают одна в другую, имеют интегрированный характер.

Все перечисленные характеристики целевых ориентиров дошкольного образования являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень - для успешной адаптации к условиям жизни в школе. Важна не дрессура, не жесткая подготовка ребенка к школе, а его психологическая и эмоциональная подготовка с тем, чтобы ребенок был успешным в школьной практике, чтобы мог спокойно и без напряжения адаптироваться к школьной жизни, мог контактировать со своими сверстниками, у него были развиты навыки коммуникации - это очень и очень существенно.

Как использовать целевые ориентиры программы дошкольного образования в мониторинге?

На каких -то возрастных этапах ребенок может показывать задержку, на других этапах ребенок, наоборот, может развиваться ускоренно. Это связано с очень многими факторами, часто совсем не с детским садом, не с целевыми ориентирами образовательной Программы дошкольного образования - это связано и с биологическими, и с социальными факторами, и с особенностями здоровья ребенка, в том числе соматического, и с особенностями отношений родителей в семье, и с многими другими факторами.

И логопеды, и психологи, и воспитатели, и другие сотрудники дошкольных образовательных организаций должны соблюдать Стандарт ДО. Речь идет не о влиянии ФГОС, а как в ООП организации включена логопедическая и психологическая составляющие.

В Стандарте есть такие моменты, как педагогическая и психологическая диагностики. Нужно обратить внимание, что педагогическую диагностику проводит логопед, а психологическую - психолог. В Стандарте разведены эти два виды диагностики. Психолог проводит психологическую диагностику исключительно с согласия родителей. Педагогическая диагностика может не требовать согласия родителей.

Говоря про целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, акцентируем ваше внимание на следующее положение ст. 64 Закона “Об образовании”: освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией обучающихся.

Это очень важное положение, которое запрещает контрольные работы, тестирование, аттестации в любом виде в дошкольной образовательной организации. Еще раз обращаем внимание: никакие тестирования, никакие "ЕГЭ" для дошкольников, никакие контрольные работы, никакие контрольные мероприятия как в конце года, так и в середине года в виде промежуточных и итоговых аттестаций в дошкольной образовательной организации не допускаются. Это запрещено законом. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль