Принципы Стандарта дошкольного образования

27

Всего выделяют 9 принципов дошкольного образования. В определение Стандарта ДО вошли:

  • возможности развития личностного потенциала и способностей каждого дошкольника;
  • обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
  • приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчества;
  • реализация вариативных образовательных программ;
  • соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

Из всего вышеизложенного определения акцентируем ваше внимание именно на том, что является детоцентристским принципом Стандарта, т.е. ребенок в центре всего процесса развития дошкольного образования в целом. Обратите внимание на проблемы, связанные:

  • с социализацией и индивидуализацией, которые в дошкольном образовании развиваются большими темпами;
  • на самоценность детства, а не тот период, которые многие понимают как просто подготовку к школе.

1. Принцип Стандарта дошкольного образования - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития

Самоценность детства - принцип Стандарта дошкольного образования. Те, кто учился в педагогических колледжах (раннее - педучилищах) и на дошкольных факультетах педагогических ВУЗов, прекрасно помнят термин “амплификация”, который был введен А.В.Запорожцем и довольно долго и успешно использовался в дошкольной педагогике советского и постсоветского периода.

Амплификация - обогащение и максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив.

Этот принцип Стандарта дошкольного образования говорит о том, что дошкольное детство - это самый ценный этап. Это не просто подготовка дошкольника к школе. Это тот этап, на котором ребенок может проживать все этапы, как указано в принципах - и младенческий, и ранний, и дошкольный возраст - именно так, как дано ему природой.

Никаких мер подстегивания, т.е. ускорения развития, и никаких мер, напротив, замедления развития со стороны педагогов быть не должно - развитие должно идти по возрасту.

2. Принцип Стандарта - индивидуализация дошкольного образования

Помимо того, что принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает создание адаптированных образовательных Программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, этот принцип Стандарта также поддерживает и полноценное дошкольное образование для тех детей, которые испытывают те или иные трудности в освоении Программ.

Например, для дошкольников, которые приходят в детский сад и не знают русский язык - принцип индивидуализации позволяет для них создать некий индивидуальный образовательный маршрут и помочь в получении образования и первоначальных знаний русского языка.

3. Принцип Стандарта дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Безусловно, многие педагоги отстаивают принцип доминирования педагога над детьми, но в дошкольном возрасте все-таки содействие и сотрудничество - принцип Стандарта дошкольного образования - дает наилучший результат, чем школо-центрированная модель.

Конечно, когда мы говорим о ведущей деятельности возраста - об игре - вопросы содействия и сотрудничества выходят на первый план. При организации игры взрослый как непосредственный полноценный участник игры, который ведет за собой детей, может действительно организовать игровую деятельность и игру как таковую.

4. Принцип Стандарта дошкольного образования - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Этот принцип неслучайно попал в Стандарт дошкольного образования. Сейчас есть огромное количество психологических исследований о том, что дети не только дошкольного, но и школьного возраста малоинициативные. Они не могут проявить сами интерес к тому или иному виду деятельности, все время ждут подсказки взрослого, что взрослый возьмет за руку и поведет их по жизни (может, не по жизни в целом, но хотя бы по их образовательному маршруту).

Т.е. это не случайная проблема - она носит глобальный мировой характер, поэтому развитие и поддержка инициативы детей попали в Стандарт не случайно.

5. Принцип Стандарта дошкольного образования - партнерство с семьей

Об этом принципе Стандарта дошкольного образования говорить излишне - семья очень серьезный наш помощник в воспитании и обучении детей.

6. Принцип Стандарта дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам

Реализация этого принципа Стандарта дошкольного образования осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. Очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан.

7. Принцип Стандарта дошкольного образования - формирование познавательных интересов и действий ребенка

Этот принцип Стандарта дошкольного образования охватывает следующие направления (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

8. Принцип Стандарта - возрастная адекватность дошкольного образования

Принцип Стандарта - возрастная адекватность дошкольного образования - это соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

9. Принцип Стандарта дошкольного образования - учет этнокультурной ситуации

Данный принцип Стандарта направлен на формирование качеств этнокультурной направленности дошкольников, при котором в дошкольном образовании применяют этноориентированные формы деятельности, направленные на повышение уровня осведомлённости и толерантности детей к культуре этносов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль