Развитие речи в средней группе

316

Среднюю группу в дошкольном образовательном учреждении составляют дети 4-5 лет. Ключевой задачей детского сада и родителей является подготовка детей к обучению в школе, по этой причине развитие речи в средней группе, темой занятий которого могут быть сказки, музыка, культура, знакомство с природой и миром, становится обязательной частью занятий. Их цель  – развитие последовательной, связной речи, обучение правильному и четкому произношению слов, словосочетаний и предложений. Воспитателям важно увлечь ребенка, пояснить ему, что каждое слово состоит из отдельных звуков, а предложение - из наборов звуков - слов. Педагогам детского сада следует серьезно отнестись к формированию у детей навыков совместной работы и успешного владения речью. Доказано, что дети, которые недостаточно овладели устной речью, испытывают сложности и с письменной. 

Цель занятий по развитию речи в средней группе сводится к обогащению пассивного, активного и потенциального словаря у детей, развитию умений слушания и говорения, развитию грамматического строя речи, умений связной речи. 

Задачи развития речи в средней группе:

  • развитие внимания и интереса к слову, речи окружающих и собственной речи, мотивация дошкольников к процессу обучения;
  • приобретение навыков оперирования звуками, слогами, словами, словосочетаниями и предложениями;
  • расширение представления детей об окружающем мире, явлениях и предметах;
  • приобретение полезных навыков общения;
  • формирование словесно-логического и наглядно-образного мышления, умения обосновывать и делать выводы;
  • развитие творческих способностей, памяти, вариативности мышления и воображения у детей. 
  • Занятие по развитию речи в средней группе ДОУ

Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно учитывать возраст и способности ребенка. В период от 4 до 5 лет дети уже неплохо овладевают речью, а потому могут беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, потому общение для детей приобретает внеситуативный и познавательный характер. Дошкольники к четырем годам накапливают достаточный словарный запас, чтобы правильно произносить звуки и строить фразы.

Развитие речи в средней группе, конспекты занятий по которым педагоги готовят самостоятельно или приобретают вместе с методической литературой, имеет ряд отличий в упражнениях для четырехлеток и пятилетних дошколят. 

Развитие речи в среднем группе: темы и структура занятий с детьми четырех лет 

В четыре года дети вполне мотивированно осваивают лексику, поскольку слова они не только запоминают, но и осмысливают их звуковую структуру, экспериментируют с собственными названиями действий и предметов. При этом дети могут испытывать сложности с пересказом событий, в которых они принимали непосредственное участие. 

Общаясь, дети осваивают не только лексику, но и грамматику. Детям свойственно использовать содержательные фразы, в которых более четырех слов. В построении предложений дошколята чаще используют синонимы и однородные члены, глаголы и существительные во множественном числе. Дети постепенно осваивают сравнительные степени прилагательных и наречий, знакомятся с причастиями. 

Опытные воспитатели вносят в конспект по развитию речи в средней группе особенности произношения, свойственные детям в четыре года. Малыши активно интересуются звуковой составляющей речи, пытаются изменять слова по шаблону, однако иногда это приводит к забавным формам, например, мама вытирает углы и «окны». В основном подобные ошибки появляются из-за неправильного согласования существительных и прилагательных среднего рода. Несклоняемые существительные могут вызывать сложности у детей. Для монологической речи дошкольникам не хватает развернутости, потому иногда они говорят отдельно стоящими предложениями. Хорошая память позволяет запоминать большие стихотворения, повторять сказки, пересказывая их (при этом смысл некоторых слов он может не знать) в контексте занятий по пересказу для дошкольников. В произношении звуков наибольшие сложности появляются с шипящими, в то время как свистящие и такие сложные звуки, как «э», «ы» и «х» у них не вызывают проблем. 

Развитие речи в средней группе, конспекты занятий которых общедоступны, позволяют улучшить четкость произношения речи у детей четырех лет, устранить недостатки. Дети в ходе занятий учатся называть предметы и окружающие их явления, наполняют свою речь существительными, глаголами, прилагательными. Они изъясняются простыми распространенными предложениями, что позволяет развивать навыки монологической речи. 

Развитие речи в среднем группе: темы и структура занятий с детьми пяти лет 

Практика показывает, что дети в пять-шесть лет уже знают около 3000 слов. Дошкольники тщательнее обдумывают свою речь, они по аналогии придумывают новые слова, но малый речевой опыт приводит к ошибкам. Им удается называть свойства и признаки предметов, постигать монологическую речь. Систематические занятия по развитию речи в средней группе приводят к тому, что дети правильно согласуют прилагательные и существительные, однородные обстоятельства. 
 
У детей формируется речевой слух, который позволяет им отличать повышение и понижение громкости речи, улавливать средства выразительности, изменение темпа речи. Теперь они могут понижать и повышать голос, делать паузы в речи. У некоторых детей все еще наблюдаются сложности с произношением шипящих и звука «р». Если занятия по развитию речи в средней группе ведутся регулярно, дети могут описывать свои эмоции, отвечать на вопросы развернуто, вести монолог. 

Особенности работы на занятиях по развитию речи в средней группе ДОУ

Традиционно занятия по развитию речи в среднем группе проводятся еженельно. Поскольку детям в 4-5 лет свойственна невнимательность, повышенная эмоциональность и быстрое снижение работоспособности, изучение и повторение материала должно проходить в увлекательной форме. 

Чтобы заинтересовать детей среднего дошкольного возраста, следует поддерживать эмоционально положительную атмосферу на занятиях, хвалить воспитанников, быть тактичным и терпеливым, подбадривать малышей, помогать им, с доверием относиться к словам и фантазиям ребенка. 

Лучше усвоить материал и поддерживать внимание детей помогают следующие приемы:

  • чередование индивидуальных и хоровых ответов;
  • использование игровых ситуаций;
  • обоснование необходимости выполнения задания;
  • сочетание игровых приемов и упражнений;
  • мотивированная оценка ответов детей;
  • подготовка детей к восприятию ответов сверстников;
  • физкультурные паузы.

Воспитателю важно вызвать у детей доброжелательность, научить их внимательно слушать не только педагога, но друг друга. Составляя индивидуальные задания, воспитателю необходимо принимать во внимание речевые навыки и знания ребенка. Речь воспитателя должна быть образной, эмоциональной и соответствующей нормам литературного языка. Только так ему удастся добиться максимальной эффективной занятий по развитию речи в средней группе детского сада. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль