Методическая работа в ДОУ: принципы построения, особенности и сложности

667

Образовательно-воспитательный процесс в детском саду строится на высококвалифицированном педагогическом коллективе и актуальных формах методической работы в ДОУ. Комплекс мер помогает воспитателю овладеть новыми знаниями и навыками, современным педагогическим мышлением, что позволит ему эффективно решать сложные задачи, регулярно повышать педагогическое мастерство. Неудивительно, что эффективность методической деятельности ДОУ оказывает влияние на результативность и качество обучения и воспитания детей в детском саду. 

Методическая работа в ДОУ представляет собой комплекс мер, направленных на передачу передового педагогического опыта и достижений науки, ориентированных на повышение квалификации и мастерства, стимулирование создания индивидуальных методических систем, освоение новых педагогических технологий воспитателями дошкольного образовательного учреждения. По своей сути она является частью процесса непрерывного образования

Учебно-методическая работа в ДОУ: задачи, особенности и недостатки

Эффективность плана методической работы в ДОУ оценивается результативностью показателей - активностью воспитателей, уровнем их педагогического мастерства. К несчастью, в детских садах нередко нет связи между разными видами методической работы, потребности педагогов и их интересы не учитываются. Сложность связана еще и с тем, что в современном дошкольном образовательном учреждении методическая работа отличается разносторонним содержанием, что требует, соответственно, разносторонних форм, оптимально сочетающихся между собой. 

Чтобы повысить эффективность методической работы за год в ДОУ, следует решить ряд важных задач:

  • оценить имеющийся уровень педагогического мастерства воспитателей, уровень их педагогических способностей и умений;
  • стимулировать стремление к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию у педагогов ДОУ;
  • формировать гуманистическую направленность личностей педагогических работников;
  • развивать коммуникативные, организаторские и прочие умения воспитателей. 

При этом основная задача учебно-методической работы в ДОУ – оказание реальной помощи педагогам в совершенствовании их мастерства и педагогической компетентности. Правильно поставленные задачи способствуют выбору наиболее эффективного пути их осуществления. В решении поставленных задач методистам следует придерживаться принципов единства практики и теории, актуальности, научности, системности, последовательности, непрерывности, оперативности, мобильности, гибкости, креативности и прочих.

Как правило, план методической работы в ДОУ подразумевает следующие направления, каждое из которых предусматривает определенные действия:

  1. воспитательное - повышение квалификации по методике и теории воспитания в контексте гуманизации и личностного подхода;
  2. дидактическое - обновление знаний по актуальным вопросам роста эффективности обучения воспитанников детского сада;
  3. физиологическое - улучшение знаний о гигиене и возрастной физиологии;
  4. психологическое - расширение психологических знаний, особенно в сфере детской и общей психологии;
  5. этическое - обучение принципам педагогической этики, позволяя сформировать правила профповедения педагогов; 
  6. мировоззренческое - акцентирование внимания на демократических и гуманистических ценностях, изучение философско-методологических основ перестройки образовательного процесса;
  7. самообразовательное;
  8. техническое неформальное техническое обучение ИКТ посредством компьютерных, видиотехнических и аудивизуальных средств
  9. прочие. 

Несмотря на активный поиск новых нетрадиционных форм методической работы в ДОУ, особое значение приобретает их содержание. При этом процесс не терпит догматизма и шаблонности, в нем должна присутствовать творческая составляющая. Важно грамотно построить деятельность по повышению квалификации педагогического работника, чтобы реализовать развивающую, ориентационную и информационную функции. 

К числу популярных форм методической работы в ДОУ относят:

  • Индивидуальные средства повышения квалификации (наставничество, индивидуальное шефство, консультирование старшего воспитателя, самообразование, формирование индивидуальных путей методической работы);
  • Групповые (тематические семинары, проблемные ситуации, психологические тренинги, коллоквиумы, творческие микрогруппы и мастерские, ролевые игры, взаимопосещение занятий, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогические практикумы);
  • Фронтальные (методсовет, педсовет, методические, теоретические и практические конференции, фестивали методических идей и прочие мероприятия). 

В функциональном плане методдеятельность выполняет консолидирующие задачи, объединяя педагогический коллектив, предупреждая и преодолевая затруднения в профессиональной деятельности воспитателя, стимулирует педагогическое творчество и инициативность. В отношении воспитателей методдеятельность оказывает развивающую функцию, формируя современное педагогическое мышление, профессионально-ценностные ориентации. 

Учебно-методическая работа в ДОУ подразумевает частую подготовку воспитателей в совокупности трех факторов:

  • повышения квалификации в области, являющейся основной для преподаваемого предмета или проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • повышения квалификации в контексте изучения новых учебных пособий и программ;
  • повышения квалификации в сфере методики преподавания предмета, по которому ведется воспитание дошколят. 

Однако чтобы учебно-методическая деятельность в детском саду была успешной, следует сформировать определенные условия, включая оптимальную организацию трудовой деятельности, координировать все внутрисадовские мероприятия, равномерно загружать воспитателейь общественными поручениями и воспитательной работой. Формирование благоприятных морально-психологических, материальных и санитарно-гигиенических условий позволяется не только поощрять самообразование воспитателей, предлагать им материальное обеспечение и материальную базу учреждения, укреплять здоровье сотрудников. Без этих факторов организация эффективной методической работы в ДОУ невозможна.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль