Методическая работа в ДОУ: принципы построения, особенности и сложности

592

Образовательно-воспитательный процесс в детском саду строится на высококвалифицированном педагогическом коллективе и актуальных формах методической работы в ДОУ. Комплекс мер помогает воспитателю овладеть новыми знаниями и навыками, современным педагогическим мышлением, что позволит ему эффективно решать сложные задачи, регулярно повышать педагогическое мастерство. Неудивительно, что эффективность методической деятельности оказывает влияние на результативность и качество обучения и воспитания детей в детском саду. 

Методическая работа в ДОУ представляет собой комплекс мер, направленных на передачу передового педагогического опыта и достижений науки, ориентированных на повышение квалификации и мастерства, стимулирование создания индивидуальных методических систем, освоение новых педагогических технологий воспитателями дошкольного образовательного учреждения. По своей сути она является частью процесса непрерывного образования

Учебно-методическая работа в ДОУ: задачи, особенности и недостатки

Эффективность плана методической работы в ДОУ оценивается результативностью показателей - активностью воспитателей, уровнем их педагогического мастерства. К несчастью, в детских садах нередко нет связи между разными видами методической работы, потребности педагогов и их интересы не учитываются. Сложность связана еще и с тем, что в современном дошкольном образовательном учреждении методическая работа отличается разносторонним содержанием, что требует, соответственно, разносторонних форм, оптимально сочетающихся между собой. 

Чтобы повысить эффективность методической работы за год в ДОУ, следует решить ряд важных задач:

  • оценить имеющийся уровень педагогического мастерства воспитателей, уровень их педагогических способностей и умений;
  • стимулировать стремление к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию у педагогов ДОУ;
  • формировать гуманистическую направленность личностей педагогических работников;
  • развивать коммуникативные, организаторские и прочие умения воспитателей. 

При этом основная задача учебно-методической работы в ДОУ – оказание реальной помощи педагогам в совершенствовании их мастерства и педагогической компетентности. Правильно поставленные задачи способствуют выбору наиболее эффективного пути их осуществления. В решении поставленных задач методистам следует придерживаться принципов единства практики и теории, актуальности, научности, системности, последовательности, непрерывности, оперативности, мобильности, гибкости, креативности и прочих.

Как правило, план методической работы в ДОУ подразумевает следующие направления, каждое из которых предусматривает определенные действия:

  1. воспитательное - повышение квалификации по методике и теории воспитания в контексте гуманизации и личностного подхода;
  2. дидактическое - обновление знаний по актуальным вопросам роста эффективности обучения воспитанников детского сада;
  3. физиологическое - улучшение знаний о гигиене и возрастной физиологии;
  4. психологическое - расширение психологических знаний, особенно в сфере детской и общей психологии;
  5. этическое - обучение принципам педагогической этики, позволяя сформировать правила профповедения педагогов; 
  6. мировоззренческое - акцентирование внимания на демократических и гуманистических ценностях, изучение философско-методологических основ перестройки образовательного процесса;
  7. самообразовательное;
  8. техническое неформальное техническое обучение ИКТ посредством компьютерных, видиотехнических и аудивизуальных средств
  9. прочие. 

Несмотря на активный поиск новых нетрадиционных форм методической работы в ДОУ, особое значение приобретает их содержание. При этом процесс не терпит догматизма и шаблонности, в нем должна присутствовать творческая составляющая. Важно грамотно построить деятельность по повышению квалификации педагогического работника, чтобы реализовать развивающую, ориентационную и информационную функции. 

К числу популярных форм методической работы в ДОУ относят:

  • Индивидуальные средства повышения квалификации (наставничество, индивидуальное шефство, консультирование старшего воспитателя, самообразование, формирование индивидуальных путей методической работы);
  • Групповые (тематические семинары, проблемные ситуации, психологические тренинги, коллоквиумы, творческие микрогруппы и мастерские, ролевые игры, взаимопосещение занятий, анализ конкретных ситуаций, психолого-педагогические практикумы);
  • Фронтальные (методсовет, педсовет, методические, теоретические и практические конференции, фестивали методических идей и прочие мероприятия). 

В функциональном плане методдеятельность выполняет консолидирующие задачи, объединяя педагогический коллектив, предупреждая и преодолевая затруднения в профессиональной деятельности воспитателя, стимулирует педагогическое творчество и инициативность. В отношении воспитателей методдеятельность оказывает развивающую функцию, формируя современное педагогическое мышление, профессионально-ценностные ориентации. 

Учебно-методическая работа в ДОУ подразумевает частую подготовку воспитателей в совокупности трех факторов:

  • повышения квалификации в области, являющейся основной для преподаваемого предмета или проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
  • повышения квалификации в контексте изучения новых учебных пособий и программ;
  • повышения квалификации в сфере методики преподавания предмета, по которому ведется воспитание дошколят. 

Однако чтобы учебно-методическая деятельность в детском саду была успешной, следует сформировать определенные условия, включая оптимальную организацию трудовой деятельности, координировать все внутрисадовские мероприятия, равномерно загружать воспитателейь общественными поручениями и воспитательной работой. Формирование благоприятных морально-психологических, материальных и санитарно-гигиенических условий позволяется не только поощрять самообразование воспитателей, предлагать им материальное обеспечение и материальную базу учреждения, укреплять здоровье сотрудников. Без этих факторов организация эффективной методической работы в ДОУ невозможна.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль