Взаимодействие педагога с родителями в ДОУ: планирование и методы активизации

265

Взаимодействие педагога  с родителями в ДОУ планирование

Главной целью взаимодействия педагога с родителями в ДОУ является повышение качества воспитания и образования подопечных. Грамотная организация такого взаимодействия отражаеткомпетентность педагога. Как любая профессиональная деятельность, взаимодействие с родителями должно быть спланировано, и сначала необходимо определить его цели. Конкретные цели связаны с определенным проектом, например, с формированием у детей личных качеств (храбрости, социальной активности, отзывчивости). В этом случае целью будет являться помощь родителей в осуществлении этого проекта; далее можно планировать, как их включить в проект, какие нужны для этого средства, каковы конкретные формы взаимодействия по этому проекту.  Полезно также сделать прогноз по намеченному плану, то есть продумать возможные варианты развития проекта.

Взаимодействие педагога с родителями в ДОУ также возможно запланировать, исходя из содержания проблематики, интересующей родителей в воспитательном процессе. Например, рассмотреть возрастные особенности и критерии развития в раннем возрасте. Как правило, этот вопрос интересует всех родителей.  Содержание взаимодействия может определяться также реальной ситуацией в группе, когда педагог видит ситуацию по факту и зону ближайшего развития, в которой очень важно действовать педагогу совместно с родителями. Содержанием совместных действий могут быть прогнозируемые трудности, например, при  переходе на ступень начального образования, или в плане общения ребенка с другими детьми.

Важной частью планирования в ДОУ является выбор конкретных форм взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Конечно, конкретные формы во многом определяются содержанием работы, но нужно ориентироваться и на установки родителей, хотят ли они активно участвовать в конкурсах, играх, праздниках, либо настроены на более традиционные формы собраний, педагогических гостиных.

Взаимодействие педагога  с родителями в ДОУ методы активизации

В ситуации, когда родители явно не заинтересованы во взаимодействии, не идут на контакт с педагогом, стоит продумать способы оживления общения педагога с родителями в ДОУ. Одним из методов является вовлечение в диалог, когда педагог задает вопросы. Вовлечение в общение может быть построено на игровой деятельности, на вовлечении в игровую ситуацию, в решение педагогических задач или анализ ситуаций.  Современной литературы по этому вопросы не так много, зато ежедневная практика педагога предполагает большой опыт в этом вопросе и предоставляет материал для успешного разрешения сложной ситуации.

Активному взаимодействию педагога  с родителями в ДОУ может помочь просмотр видеозаписей с участием их детей. Зачастую, просматривая интервью, они впервые открывают для себя своего ребенка, его способ мышления. Видеозапись может фиксировать непосредственно образовательную деятельность или же режимные моменты, которые родители не могут увидеть напрямую и не узнают на этапе планирования образовательной деятельности в ДОУ. Здесь тоже возможны открытия для родителей о том, что умеет их ребенок, как он общается, как себя ведет.

В целях активизации взаимодействия педагога  с родителями в ДОУ используются  домашние задания, которые даются накануне. Например, педагог просит понаблюдать за тем,  как ребенок ведет себя в той или иной ситуации и записать наблюдения. Или педагог просит понаблюдать, сколько раз родители эмоционально поддержали, приласкали ребенка.

Существует много способов активизации взаимодействия педагога  с родителями в ДОУ, основанных на моделировании ситуаций, где родители играют роль своих детей. Похожим способом является самонаблюдение и самоанализ, где взрослые наблюдают себя с позиции детей: то есть мысленно проигрывают ситуации общения с ребенком с его точки зрения. В том и другом случае, взрослые задаются вопросом, что думает, чувствует ребенок в той или иной ситуации, и это оказывается сильным стимулом к более активном их включению в воспитательный процесс.>

Проведение тренингов может быть одной из конкретных форм активизации взаимодействия, основанных на моделировании ситуаций и самонаблюдении. Взрослых просят проиграть, например, в поход с ребенком  в театр или в зоопарк, имевший место на прошлой неделе. Один из них становится на стул, изображая взрослого, другой остается внизу. Они воспроизводят ситуации, и даже такое простое моделирование помогает взрослым осознать, насколько по-другому воспринимаются ситуации глазами ребенка, насколько сильно и деструктивно действует на него резкая критика и окрик взрослого.

Активное взаимодействие педагога  с родителями в ДОУ открывает новые измерения и возможности педагогического процесса и является гарантией успешного решения педагогических задач. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль