Практикум для педагогов ДОУ “Карусель”

29

Практикум (от греч. praktikos - деятельный) - это особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова).

Практикум для педагогов ДОУ как методическое мероприятие – это групповая форма работы, основанная на применении имеющихся знаний на практике.

Виды практических занятий: тренинг, деловая игра, педагогический ринг и т. д.

Практикум для педагогов ДОУ состоит, как правило, из следующих этапов:

  • организационный (введение участников в проблему, обоснование ее актуальности, постановка цели, необходимый инструктаж);
  • основной (практическая работа);
  • заключительный (подведение итогов).

Практикум для педагогов ДОУ «Карусель» представляет собой проведение практических занятий продолжительностью 30–40 минут с несколькими группами по очереди. Это позволяет за короткое время организовать практическую деятельность по нескольким направлениям. Практикум для педагогов ДОУ проводится с небольшими группами - по 12-15 человек. У каждой группы могут быть свои отличительные бейджи определенного цвета, а также название, например, «синие» – первая группа, «зеленые» - вторая, «желтые» – третья группа. Сколько групп педагогов, столько и практических занятий, чтобы педагоги поочередно побывали на всех.

Данный практикум для педагогов ДОУ педагогам-мастерам  (методистам, имеющим знания и опыт по заявленным темам) приходится проводить трижды. Но, как показала практика, группы всегда различаются и по составу и по качеству работы в них.  В этом и состоит ценность практикума для педагогов ДОУ «Карусель» - педагоги погружаются в творческую атмосферу, активно участвуют в работе, как с педагогом-мастером, так и со своими коллегами. Это позволяет им за короткое время приобрести практические знания по разным темам и совершенствовать навыки сотрудничества.

При подготовке практикума для педагогов ДОУ «Карусель» следует продумывать содержание практических занятий (они должны быть непохожими и интересными), определять их продолжительность с учетом времени, необходимого для коммуникационных переходов, выбирать место проведения, оборудование.

Коммуникативные переходы – это активная деятельность участников практикума для педагогов ДОУ, которая заключается, например, в разминках (полоса препятствий, задания двигательного характера и т. п.) после практического занятия статического характера и повышенной умственной деятельности.  Они помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Научно-практическая конференция «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства» проводится несколько дней.  Поэтому практические занятия практикума для педагогов ДОУ «Карусель» распределены по уровню сложности:

  • первый день – начальный уровень сложности (I-й);
  • второй день – повышенный уровень сложности (II-й).

Основная задача в рамках практикума для воспитателей детского сада «Карусель» – продемонстрировать старшим воспитателям преимущества данной формы методической работы с кадрами, позволяющей за короткое время погрузить педагогов в различные проблемные ситуации, дать знания, которые они смогут применить в работе с дошкольниками. В условиях детского сада ведущими практических занятий могут быть старший воспитатель, специалисты и опытные воспитатели.

В приложениях дана программа проведения практикума «Карусель», а также практические занятия “Коммуникативный тренинг в детском саду для детей и взрослых”.

Практикум для педагогов ДОУ “Карусель” в рамках научно-практической конференции «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства»

Первый день: 14.00-16.30

Все участники делятся на три группы: синие, зеленые, желтые. У каждой группы могут быть отличительные бейджи определенного цвета. Практикум для педагогов ДОУ проводится одновременно (трижды) по всем направлениям:

  • 14.00–14.40 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 14.40–14.50 – коммуникативные переходы;
  • 14.50–15.30 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 15.30–15.40 – коммуникативные переходы;
  • 15.40–16.20 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме для педагогов ДОУ по трем направлениям.

Маршруты групп

Синие – 1

Зеленые – 2

Желтые – 3

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

Второй день: 14.00-16.30

  • 14.00–14.40 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 14.40–14.50 – коммуникативные переходы;
  • 14.50–15.30 – группы 1,2,3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 15.30–15.40 – коммуникативные переходы;
  • 15.40–16.20 – группы 1,2,3 участвуют в практикуме для педагогов ДОУ по трем направлениям.

Маршруты групп

Синие – 1

Зеленые – 2

Желтые – 3

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

Коммуникативный тренинг в детском саду  для детей и взрослых

Игровые коммуникативные упражнения позволят отработать на тренинге в детском саду различные позиции: «лидер» и «ведомый». Все участники коммуникативного тренинга почувствуют радость общения и на практике отработают азы партнерского взаимодействия.

Тренинг в детском саду имеет два уровня:

  • начальный уровень (I) – работа в парах и тройках, отработка простейших навыков партнерского взаимодействия;
  • повышенный уровень (II) – групповая работа в «команде», элементы творческих заданий.

Ряд упражнений имеют разные уровни сложности, поэтому их можно выполнять с постепенным усложнением от первого ко второму уровню. Подбор упражнений для тренинга в детском саду первого уровня: «Ладошки», «Гипноз», «Марионетки», «Оркестр». Для второго уровня рекомендуется повторить упражнения первого уровня, затем предложить участникам усложненный вариант упражнений и ввести новые групповые упражнения: «Колокол», «Передай сигнал», «Подари улыбку». Завершить тренинг в детском саду рекомендуется групповым упражнением «Оркестр» с постоянной сменой лидера (дирижера).

Упражнение «Ладошки»

Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.

Ход упражнения:

I-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается встать по парам. Ладони одного партнера развернуть так, чтобы можно было положить на них руки другому участнику. Едва касаясь ладонями, пара совершает перемещения в пространстве.

II-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается закрыть глаза и продолжать перемещения. Необходимо внимательно следить, чтобы участники проявляли партнерское взаимодействие и учитывались желания двух участников.

III-й уровень. Партнерские пары расстаются на время, закрывают глаза и, осторожно перемещаясь в пространстве, подходят к участникам тренинга в детском саду и кладут свои ладони на ладони другого. В случае если партнеры нашли друг друга – они открывают глаза.

Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.

Упражнение «Гипноз»

Цели: развитие партнерского взаимодействия, отработка лидерских качеств.

Ход упражнения:

I-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается встать по парам. В паре выбирается лидер – «гипнотизер». Расстояние между партнерами 1,5-2 м. Не нарушая расстояние между собой, необходимо перемещаться в пространстве, глядя друг другу в глаза. Ведущим является «гипнотизер», который отвечает за все движения по пространству. Далее идет смена лидера и упражнение повторяется.

II-й уровень. Пара не договаривается о конкретном лидере, происходит попеременная смена лидера.

Упражнение «Марионетки»

Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Ход упражнения:

I-й уровень. Участники тренинга в детском саду становятся по парам и перемещают друг друга с помощью воображаемых веревочек.

II-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается одному из пары остаться в пространстве – это будет группа «марионеток», другому войти в группу «кукловодов». По команде «кукловоды» подходят к любому из «марионеток» и перемещают его. Время для перемещения ограничено. «Кукловоды» должны поработать с максимальным количеством «марионеток».

III-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается выполнить ряд заданий: встать в круг, присесть на стулья, выстроится в ряд и т.д.

Необходимое условие для всех уровней: «кукловоды» могут работать с одной «марионеткой» только 5-10 сек, а далее необходимо перейти к другой «марионетке».

Упражнение «Гусеница»

Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Ход упражнения:

Участники тренинга в детском саду встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

  • подняться и сойти со стула;
  • проползти под столами;
  • обогнуть «широкое озеро»;
  • пробраться через «дремучий лес»;
  • прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники тренинга в детском саду не должны отцепляться от партнера.

Упражнение «Колокол»

Цели: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Ход упражнения:

Участники тренинга в детском саду становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого и маленького. Маленький круг внутри большого круга.

Упражнение «Передай сигнал»

Цели: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Ход упражнения:

Участники тренинга в детском саду становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

(Повторяется несколько раз.)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль