Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

2825

В отечественной возрастной психологии, в которой принят деятельностный подход, возрастные периоды трактуются как смена ведущей деятельности и представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития по Выготскому как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо понимать относительный характер социального портрета дошкольника.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять и на представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

Согласно принятому ФГОС дошкольного образования результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

• промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств дошкольников каждой возрастной группы по освоению ими программы ФГОС ДО;
• итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирования и др.

В системе мониторинга сочетаются:

  • низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
  • высоко формализованные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).

Сочетание обоих типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Необходимо учитывать, что в младших группах детского сада будет целесообразнее использование диагностики нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни, разработанную К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной.

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной образовательной программы в ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Этот мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения, скорректированной исходя из материально-технического, кадрового обеспечения работы ДОУ, особенностей каждого учреждения с обязательным следованием требований нормативных документов.

Таблицы мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

В Приложении представлены образцы таблиц по каждой возрастной группе.
Они дают возможность представить интегративные качества личности ребенка и результаты мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС в удобном для работы виде: структурирование информации помогает обобщить и увидеть результативность проводимой работы для каждого ребенка, скорректировав ее для получения оптимального результата. Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами включает два этапа.

  • Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом выводится итоговый показатель по каждому дошкольнику. Этот показатель используется для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей.
  • Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель используется для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в т.ч. цветомузыкального развития детей в ДОУ) и облегчает учет общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ по ФГОС.

Двухступенчатая система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС позволяет своевременно увидеть дошкольников с проблемами в развитии личности, выявить трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения программы ФГОС ДО в каждой конкретной группе, осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

1. Результаты мониторинга детского развития в первой младшей группе
Скачать в .pdf

2. Результаты мониторинга детского развития во второй младшей группе
Скачать в .pdf

3. Результаты мониторинга детского развития в средней группе
Скачать в .pdf

4. Результаты мониторинга детского развития в старшей группе
Скачать в .pdf

5. Диагностика нервно-психического развития детей II группы раннего возраста
Скачать в .pdf

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи образовательной работы по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно использовать все имеющиеся в ДОУ ресурсы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
  • Документ №2.pdf
  • Документ №3.pdf
  • Документ №4.pdf
  • Документ №5.pdf
  • Документ №6.pdf


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам документ с примерными вопросами мониторинга педагогических компетенций воспитателей в ходе реализации требований ФГОС ДО.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль