Работа старшего воспитателя с педагогическим опытом в ДОУ

178

В деятельности старшего воспитателя важное место занимает работа с педагогическим опытом. Педагогический опыт помогает в совершенствовании образовательного процесса. Он является источником новых идей, подходов, технологий к организации педагогического процесса. Система работы старшего воспитателя в области педагогического опыта ДОУ складывается из выявления и создания опыта, а также представления его и распространения в работу других педагогов. 

Педагогический опыт играет огромное значение в деятельности методиста ДОУ любого ранга. При этом следует учитывать, что не каждый опыт работников ДОУ можно назвать передовым и педагогическим. Он должен отвечать пяти основным критериям. 

Основные требования к педагогическому опыту в ДОУ

Первое требование – высокая результативность. Если старший воспитатель решает использовать педагогический опыт, представленный в журнале или книге, то ему стоит обратить внимание на то, какая результативность у этого опыта. Старшему воспитателю необходимо изучить, какие действия стал предпринимать коллектив после проводимых методик, какие действия сформировались у дошкольников. Нужно определить, что воспитанники ДОУ не знали и не умели до применения методики, и что знают и умеют после применения методик. 

Второе – научная обоснованность педагогического опыта ДОУ. Опыт не рождается сам по себе, он является результатом взаимодействия науки (педагогической, психологической и др.) и практики. Эти два пространства – наука и практика, должны быть согласованы друг с другом. Наука не может изобрести методы и приёмы в тиши кабинета с закрытыми окнами и дверями. Для этого существуют базовые учреждения, где специалисты должны опробовать свою идею, научное изыскание на практике в базовом дошкольном учреждении, на экспериментальной площадке. На практике первичная идея трансформируется: отсекается лишнее, выясняется, что не нужно, что недоступно или невозможно. Научная обоснованность предполагает, что каждый воспитатель, рассказывая о своём опыте, должен знать, на каких научных основах он это делает, где что об этом говорится в педагогике, психологии или в смежных науках.

Третье требование – это творческая новизна передового педагогического опыта ДОУ. Этот критерий является относительным, поэтому его делят на три стадии. Первая – это опыт новаторства. Вторая стадия – новизна – заключается в том, что материал, который взяли для использования в работе ДОУ, получает дополнительные методы и приёмы.  Третья стадия – добросовестная работа грамотного воспитателя детского сада, педагога. Добросовестное исполнение своих обязанностей обеспечивает высокую результативность при применении определенной методики.

Четвёртое требование – актуальность педагогического опыта ДОУ. Актуальность диктуется временем. Например, такая форма, как педагогические проекты с детьми, с родителями, проектная деятельность, актуальна сегодня. Именно под эти формы пишутся книги, под них разрабатывают соответствующие практики.

Пятое требование – сокращение затрат времени на достижение результатов. 

Если педагогический опыт ДОУ отвечает всем пяти критериям, тогда в задачу старшего воспитателя входит включить его в годовой план. Чтобы включить его в годовой план, старшему воспитателю нужно проработать годовую задачу. В годовую задачу входит решение проблемы на уровне педагогического коллектива дошкольного учреждения. У кого-то из воспитателей по этой проблеме может быть более высокий результат. Следовательно, первый шаг старшего воспитателя - выявить, какие у воспитателей наиболее результативные методы, приёмы в работе по данной проблеме. Педагогический опыт этого воспитателя ДОУ по данной проблеме необходимо изучить и представить на всеобщее обозрение, на коллектив в форме открытого показа или отчёта на педсовете. В изучение входит создание целостной педагогической системы или опыта отдельного педагога под руководством старшего воспитателя.

Совместная деятельность старшего воспитателя ДОУ и педагога с наиболее высокими результатами по конкретной проблеме заключается в совместном изучении литературы, составлении сценариев режимных моментов, применение их на практике. Педагогический опыт внутри ДОУ может быть обобщён в трёх формах:

  • в форме рассказа (выступление на педсовете);
  • в форме показа (открытый показ);
  • в форме доклада или описания, который можно послать в журнал или в периодическую печать.

Презентация педагогического опыта в ДОУ наиболее удачно проходит в форме выступления на педсовете или в форме рассказа на консультации. Также может быть использована форма показа: мастер-класс, открытый показ и т.д. 

Этапы работы с передовым педагогическим опытом в ДОУ 

Первый – владение информацией и проведение действенного анализа идей, замыслов, технологий, которые существуют в практике. 

Второй - преодоление валового подхода к выявлению педагогического опыта в ДОУ. Искать и выявлять в работе педагогов необходимо только самое ценное. Добросовестная работа, результативная работа – это обязанность каждого воспитателя. Старший воспитатель должен организовать проблемное поле поиска опыта по актуальным вопросам. 

Третий – осуществление действенного обобщения на основе сопоставления опыта, накопленного в разных местах и организация адресного распространения и внедрения. Производить данные действия следует дифференцированно, основываясь на сильных и слабых сторонах каждого воспитателя.

Следуя этим этапам работы с педагогическим опытом в ДОУ, старший воспитатель сможет обеспечить его эффективную реализацию в дошкольном учреждении и использовать его в качестве оперативной формы разрешения назревших в практике противоречий и быстрого реагирования на запросы и изменяющийся педагогический процесс.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль