Наблюдение за состоянием физического здоровья дошкольников

71

В каждой стране проводится мониторинг состояния здоровья разных возрастных групп населения. В России также ведется официальная статистика физического здоровья дошкольников, а также их заболеваний, которая  строится на обращениях детей в медицинские организации, в поликлиники, реже в больницы. Независимо от того, обратился ли сам ребенок или вызывали врача на дом, как только установлен диагноз, этот случай фиксируется и дальше входит в статистическую отчетность.

Что показывают статистические данные? Количество заболеваний у дошкольников за последние 4–5 лет увеличивается. По сравнению с 2005 годом показатели демонстрируют рост на 19,9%. Это свидетельствует об ухудшении и росте заболеваемости среди детей. Однако с другой стороны, количество заболеваний у дошкольников увеличивается, еще и потому, что увеличивается количество детей. Ведь рождаемость за последние 5–6 лет заметно выросла, а значит, абсолютное количество случаев заболеваний стало больше.

Какие будут показатели, если пересчитать эти данные на количество детей дошкольного возраста? Здесь появляется трудность, которая заключается в том, что в статистике не выделен дошкольный возраст. Росстат рассчитывает возрастную градацию от 0 до 14 лет, в которую входят и младенцы, и дети раннего возраста, и дошкольники, и школьники, вплоть до 8 класса (14 лет). Такой усредненный подход в здравоохранении очень неверный, поскольку не позволяет выявить многие причины заболеваемости.

Профилактические осмотры детей и физическое здоровье дошкольников

Профилактические осмотры детей проводятся в каждом детском саду. Как правило, во время таких осмотров редко дети находятся в состоянии острого заболевания, поскольку в этом случае их не приводят в детский сад. При профилактических осмотрах медработники стараются оценить физическое здоровье дошкольников, выявить хронические заболевания на самых ранних стадиях, а кроме этого обнаружить предболезненные состояния, так называемые функциональные расстройства, или функциональные отклонения. Последние могут появиться и пройти, но в большом количестве случаев (от 25 до 40%) функциональные отклонения могут переходить в хронические заболевания.

Реальное профилактическое воздействие возможно только по отношению к функциональным отклонениям. В этих случаях еще можно предотвратить переход функционального отклонения в хроническое заболевание или притормозить развитие хронического заболевания и сохранить физическое здоровье дошкольников. Когда хроническое заболевание уже развилось, то необходимы  интенсивные лечебные мероприятия с применением лекарств, физиотерапии и пр.

На уровне функциональных отклонений можно воздействовать на ребенка с помощью  общегигиенических мероприятий. В этом заключается смысл оздоровления детей в дошкольном учреждении: в своевременном выявлении функциональных отклонений и предотвращении их перехода в хронические заболевания.

По результатам профилактического осмотра врач-педиатр устанавливает группу здоровья дошкольников. Для этого он опирается на четыре критерия:

  • наличие или отсутствие хронического заболевания, основные показатели физическое здоровье дошкольников;
  • наличие или отсутствие функциональных отклонений, с которыми детский организм в процессе роста и развития может справиться сам. Эти отклонения не обязательно переходят в хронические заболевания, но такой риск существует;
  • соответствие физического и психического развития ребенка возрастнополовым нормам. Если ребенок демонстрирует отставание в развитии, то это может быть основанием для отнесения его к определенной группе здоровья;
  • частота возникновения заболеваний. Считается, что дети в норме болеют простудными заболеваниями не чаще трех раз в год. Если ребенок болеет четыре и более раз в год, то он уже относится к часто болеющим детям.

Используя эти критерии, врач-педиатр может отнести ребенка к одной из пяти групп здоровья. Каждая группа характеризуется определенными показателями физического здоровья дошкольников и требует определенного комплекса мероприятий от медицинских работников и педагогов дошкольной образовательной организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль