Наблюдение за состоянием физического здоровья дошкольников

50

В каждой стране проводится мониторинг состояния здоровья разных возрастных групп населения. В России также ведется официальная статистика физического здоровья дошкольников, а также их заболеваний, которая  строится на обращениях детей в медицинские организации, в поликлиники, реже в больницы. Независимо от того, обратился ли сам ребенок или вызывали врача на дом, как только установлен диагноз, этот случай фиксируется и дальше входит в статистическую отчетность.

Что показывают статистические данные? Количество заболеваний у дошкольников за последние 4–5 лет увеличивается. По сравнению с 2005 годом показатели демонстрируют рост на 19,9%. Это свидетельствует об ухудшении и росте заболеваемости среди детей. Однако с другой стороны, количество заболеваний у дошкольников увеличивается, еще и потому, что увеличивается количество детей. Ведь рождаемость за последние 5–6 лет заметно выросла, а значит, абсолютное количество случаев заболеваний стало больше.

Какие будут показатели, если пересчитать эти данные на количество детей дошкольного возраста? Здесь появляется трудность, которая заключается в том, что в статистике не выделен дошкольный возраст. Росстат рассчитывает возрастную градацию от 0 до 14 лет, в которую входят и младенцы, и дети раннего возраста, и дошкольники, и школьники, вплоть до 8 класса (14 лет). Такой усредненный подход в здравоохранении очень неверный, поскольку не позволяет выявить многие причины заболеваемости.

Профилактические осмотры детей и физическое здоровье дошкольников

Профилактические осмотры детей проводятся в каждом детском саду. Как правило, во время таких осмотров редко дети находятся в состоянии острого заболевания, поскольку в этом случае их не приводят в детский сад. При профилактических осмотрах медработники стараются оценить физическое здоровье дошкольников, выявить хронические заболевания на самых ранних стадиях, а кроме этого обнаружить предболезненные состояния, так называемые функциональные расстройства, или функциональные отклонения. Последние могут появиться и пройти, но в большом количестве случаев (от 25 до 40%) функциональные отклонения могут переходить в хронические заболевания.

Реальное профилактическое воздействие возможно только по отношению к функциональным отклонениям. В этих случаях еще можно предотвратить переход функционального отклонения в хроническое заболевание или притормозить развитие хронического заболевания и сохранить физическое здоровье дошкольников. Когда хроническое заболевание уже развилось, то необходимы  интенсивные лечебные мероприятия с применением лекарств, физиотерапии и пр.

На уровне функциональных отклонений можно воздействовать на ребенка с помощью  общегигиенических мероприятий. В этом заключается смысл оздоровления детей в дошкольном учреждении: в своевременном выявлении функциональных отклонений и предотвращении их перехода в хронические заболевания.

По результатам профилактического осмотра врач-педиатр устанавливает группу здоровья дошкольников. Для этого он опирается на четыре критерия:

  • наличие или отсутствие хронического заболевания, основные показатели физическое здоровье дошкольников;
  • наличие или отсутствие функциональных отклонений, с которыми детский организм в процессе роста и развития может справиться сам. Эти отклонения не обязательно переходят в хронические заболевания, но такой риск существует;
  • соответствие физического и психического развития ребенка возрастнополовым нормам. Если ребенок демонстрирует отставание в развитии, то это может быть основанием для отнесения его к определенной группе здоровья;
  • частота возникновения заболеваний. Считается, что дети в норме болеют простудными заболеваниями не чаще трех раз в год. Если ребенок болеет четыре и более раз в год, то он уже относится к часто болеющим детям.

Используя эти критерии, врач-педиатр может отнести ребенка к одной из пяти групп здоровья. Каждая группа характеризуется определенными показателями физического здоровья дошкольников и требует определенного комплекса мероприятий от медицинских работников и педагогов дошкольной образовательной организации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль