Основная программа дошкольного образования в детском саду: принципы и подходы

77

Комплексность – основополагающее направление в разработке основной педагогической программы дошкольного образования. Образовательный процесс, безусловно, должен идти в системе, а не от случая к случаю. И это тоже очень важно. Нельзя не сказать о компетенции педагогов – они должны обладать достаточно высоким уровнем образования. Даже если это образование среднее, оно, тем не менее, должно быть достаточно высоким по своему уровню.

Существуют определенные принципы и подходы к созданию основной программы дошкольного образования в детском саду. Безусловно, в программе должна прослеживаться системность. Важна индивидуализация, хотя, к сожалению, реализовать ее сегодня не всегда позволяет ситуация – в связи с высокой наполняемостью групп детей. В последнее время в некоторых регионах количество детей в группах не изменилось, но ситуация постепенно изменяется в положительную сторону.

Программа дошкольного образования в детском саду: возрастной подход

На этом следует подробнее остановиться. Возрастной подход безусловен для педагогической программы дошкольного образования в тех образовательных организациях, где есть группы по всем возрастам: младшая, средняя, старшая, подготовительная. Если же речь идет о малокомплектных дошкольных образовательных учреждениях, которые находятся, как правило, в сельской местности – здесь с возрастным подходом все гораздо сложнее. Потому что в одном помещении, в одной группе могут быть дети разного возраста (трех-четырех, четырех-пяти лет), а в другой – пяти-шести, шести-семи лет. То есть на всю образовательную организацию всего две группы.

Основная педагогическая программа дошкольного образования при этом тоже реализуется, только работа ведется в малых группах. Таким образом, принцип возрастного подхода соблюдается, но сам механизм реализации этого принципа более сложный, чем в группе с мономорфным возрастом.

Программа дошкольного образования в детском саду: вариативность и преемственность

Этот принцип создания основной образовательной программы заложен в ст. 11 закона №273.

Содержание основной программы дошкольного образования в детском саду должно обеспечивать развитие личности, мотивации, способности детей в различных видах деятельности. Следует отметить, что неслучайно, в перечне образовательных областей, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом, нет такой области, как «развитие личности». Потому что развитие личности идет красной нитью во всех образовательных областях. И было бы странно, что в одной области, которая называлась бы «Развитие личности», на это делается акцент, а во всех остальных областях – нет.

В связи с этим существует и определенная преемственность дошкольного и начального образования в детском саду со Стандартом начального общего образования и с программами начального общего образования, где, как известно сейчас есть результаты:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • и так называемые личностные результаты.

И развитие личности в дошкольном возрасте – это одно из оснований преемственности двух стандартов и программ: педагогической программы дошкольного образования и начального общего образования. В направлении преемственности сегодня также существует достаточное количество проблем. Но развитие личности – этот тот стержень, который может помочь нам действительно сделать программы преемственными.

Программа дошкольного образования в детском саду: конкретизация и дополнение задач

Каждая комплексная педагогическая программа дошкольного образования ставит какие-то определенные задачи. И каждая образовательная организация может эти задачи конкретизировать под свои условия. Условия у всех, безусловно, разные.

Это условия, например, географические. Детский сад, расположенный в Южном Регионе и детский сад на Крайнем Севере – это совершенно разные детские учреждения – следовательно, педагогические задачи в связи с этим и педагогические программы дошкольного образования могут быть тоже разные. Могут различаться условия в связи с этно-компонентом. У нас есть республики, в которых этно-компонент является действительно серьезной актуальной задачей. Они могут не входить в педагогические задачи образовательных организаций.

Сколько образовательных организаций, столько и существует особенностей, которые могут вылиться в конкретизацию и дополнение педагогических задач.

Программа дошкольного образования в детском саду: формы и методы

Формы и методы для разработки основной педагогической программы дошкольного образования выбирает сама организация, сам педагогический коллектив, сами педагоги. Здесь предоставляется полная свобода творчества. Никто не заставляет выбирать формы, методы, технологии – ни ФГОС, ни Закон

Это так называемый институциональный уровень решения этой задачи. И обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, о котором уже говорилось выше.

Программа дошкольного образования в детском саду: мотивация

У школьников, которые работают по современным российским образовательным программам, достаточно сложная проблема с мотивациями. По мнению экспертов, определенная часть мотивационных сложностей лежит уже и в секторе дошкольного образования – в секторе педагогической программы дошкольного образования. Поскольку иногда совершенно неправомерно, не учитывая особенности развития мозговых структур, педагоги начинают детей в дошкольном возрасте учить: писать, считать, читать.

И в результате из этого ничего хорошего не получается, потому что всему свое время – и графомоторный навык может быть сформирован только тогда, когда созрели определенные структуры головного мозга. И аналитико-синтетическая деятельность формируется, исходя из этого же – когда созревают определенные структуры головного мозга. Следовательно, любое опережение в этом направлении вызывает такие же опасения, как и задержка (опережение – это плохо, и задержка – плохо). Поиск золотой середины, создание оптимальной педагогической программы дошкольного образования – для каждого педагога это цель профессионального роста и цель профессионального развития. Важно найти именно эту золотую середину, чтобы не уничтожить мотивацию.

Речь идет не о снижении, а именно об уничтожении мотивации, когда детей через силу начинают заставлять учиться и осваивать не педагогическую программу дошкольного образования, а программу первого класса, при том, что малышу всего 3-4 года – это категорически неправильно. По этому поводу бьют тревогу не только педагоги и психологи, но и физиологи также утверждают, что физиологически незрелых детей категорически нельзя обучать рано – с одной стороны, ничего получится, а с другой стороны, мотивация будет уничтожена напрочь.

Когда ребенок придет в первый класс, разумеется, весь букварный период (вплоть до марта первого класса) преподаватель будет трудиться над развитием мотивации к обучению. Но на самом деле у педагога ничего уже не получится, если неграмотно была реализована педагогическая программа дошкольного образования – мотивация разрушена еще в дошкольном возрасте.

Программа дошкольного образования в детском саду и платные услуги

Должны ли прописываться в основных программах дошкольного образования в детском саду платные образовательные услуги?

Однозначно и категорически нет. Потому что основная программа дошкольного образования в детском саду – это программа, которая полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. И реализуется эта программа на средства субсидии, которая поступает с субъектового уровня. Вся образовательная составляющая, которая на сегодняшний день существует в образовательной системе Российской Федерации в рамках реализации основных программ – все это субсидируется из субъектовых бюджетов.

Поэтому для родителей основная программа дошкольного образования в детском саду всегда бесплатна. Альтернативный детский сад не может быть исключением. В детском саду родители платят не за образование, а за присмотр и уход. Это очень важная составляющая, которую родители должны понимать. Образование в нашей стране бесплатно для родителей. Плата за образование не взимается ни в дошкольной образовательной организации, ни в школе.

Что касается платных образовательных услуг – это совершенно другое направление. Основная программа дошкольного образования в детском саду – это субсидия, это то, что необходимо реализовать в каждой образовательной организации. Дополнительные услуги – это субъективно выбор родителей.

Если родители желают получать дополнительные услуги, они заключают договорные отношения с образовательной организацией и эти услуги получают. При этом услуги оплачиваются родителями.

Именно поэтому в основной программе дошкольного образования в детском саду дополнительные образовательные услуги не прописываются. Они прописываются отдельно в договоре между образовательной организацией и родителями. И оплачиваются родителями. В то время как образовательная услуга, прописанная в основной образовательной программе, оплачивается субъектом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль