Реализация основной образовательной программы дошкольного образования

182

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает результаты программы дошкольного образования, как целевые ориентиры.

Важно отметить, что разработчики ФГОС столкнулись с разными мнениями по этому поводу. Некоторые педагоги говорили о том, что все-таки результаты следует как-то прописывать и измерять. Однако, строго следуя букве закона, никакие измерения результатов реализации основной образовательной программы дошкольного образования не предусмотрены. Поэтому, исходя из ст. 64 федерального закона №273, результаты представлены как целевые ориентиры. На что следует обратить особое внимание – целевые ориентиры являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Условия для реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Говоря о создании условий реализации программы, а мы хорошо представляем себе структуру любого норматива, стандарт любого уровня образования – это три требования (три «Т»):

  • требования к структуре;

  • требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

  • требования к результатам.

В отношении второго «Т» – создания условий реализации дошкольной образовательной программы  – в Стандарте выделено пять условий:

  • психолого-педагогические;

  • кадровые;

  • предметно-пространственная среда;

  • материально-технические;

  • финансовые условия для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Безусловно, было бы важно остановиться на условиях психолого-педагогических, кадровых и формировании развивающей предметно-пространственной среды.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования: кадры

Для педагогов эти три условия особенно серьезны и важны. На первый план сейчас выходят кадровые условия. По разным причинам.

С одной стороны – из-за того, что вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в связи с чем, от педагога требуется гораздо больше компетенций, чем это было до принятия Стандарта.

С другой стороны – уже с 1 января 2017 года ожидается принятие профстандарта педагога дошкольного образования, в составе общего профессионального стандарта для педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

И профстандарт педагога дошкольного образования потребует уже определенных, весьма серьезных подходов к изучению кадровой ситуации в каждой образовательной организации. Как показывает опыт, как показывает педагогическая практика, до сих пор в образовательных организациях (хотя уже в гораздо меньшей степени), но до сих пор работают на должностях воспитателей люди без образования либо с непрофильным образованием (например, с техническим образованием).

Важно обратить на это внимание управленцев (заведующих детскими садами, руководителей дошкольных структурных подразделений и комплексов) именно сейчас, поскольку 1 января 2017 года будет уже поздно. После принятия профстандарта педагога дошкольного образования, кроме увольнения не последует ничего другого.

Сейчас еще есть время, чтобы людей без педагогического образования хотя бы нацелить на получение среднего профессионального образования – направить с сентября обучаться в педагогический колледж, чтобы педагог мог получить определенный уровень образования.

Весьма серьезно обстоит дело с теми, кто когда-то давно (в далекие 80-е годы прошлого века) учился в так называемых педклассах. Некоторые из них имели тогда договора с педучилищами, и выдавали документ об образовании государственного образца. Но большая часть этих педклассов ограничивалась справкой, которая на сегодняшний день не приравнивается ни к какому документу об образовании. И уж тем более, не соответствует ожидаемому профстандарту педагога дошкольного образования

В отношении таких сотрудников руководителям также стоит внимательно подумать – как спасти педагогические кадры. Как правило, это педагоги уже в предпенсионном возрасте – нужно подумать, как и чем им можно помочь. По мнению экспертов, единственный оптимальный выход на сегодня – получение образования, хотя бы на уровне среднего профессионального уровня.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования и среда

Что касается формирования развивающей предметно-пространственной среды, важно заметить, что термин «развивающая» здесь фигурирует неслучайно. Речь идет не просто о предметно-пространственной среде, а о среде, которая носит развивающий характер.

Несмотря на достаточно тяжелые современные финансовые обстоятельства, сложившиеся в стране в силу кризиса, все равно осуществляется модернизация предметно-пространственной среды. Старое оборудование, игровое оборудование, игрушки списываются, а новые – закупаются. В период закупок с целью реализации основной образовательной программы дошкольного образования важно участвовать в составлении перечня игр, игрового оборудования таким образом, чтобы действительно предметно-пространственная среда носила развивающий характер. С учредителем, при этом, важно вступать во взаимоотношения, в творческий союз и стараться по максимуму участвовать в составлении перечней того оборудования, которое вам действительно необходимо для реализации основных дошкольных образовательных программ.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования и школа

Нужно сказать, что переход между уровнями определяется готовностью школы, а не ребенка. Но, к сожалению, это, что на сегодняшний день называется, пожелания, а не то, что есть в реальности. Не каждая школа готова к любому ребенку. Многие школы до сих пор пытаются выбирать самых умных, самых способных, самых лучших с их точки зрения реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Однако школа должна брать в первый класс абсолютно всех детей. Не важно, есть у него психологические проблемы, нет проблем, есть у него ограниченные возможности здоровья, нет таких ограничений, знает он русский язык, не знает языка, и так далее.

Каждый ребенок имеет право на получение образования, и школа должна быть готова к обучению любого ребенка с любым уровнем подготовленности к школе, с любым уровнем знаний, с любым уровнем умений и компетенций по результатам реализации основной образовательной программы дошкольного образования. До сих пор доминировала ситуация в дошкольном образовании, когда традиционно дошкольное образование прислушивалось к пожеланиям школы. А сейчас хотелось бы, чтобы именно школа прислушалась к тому, что говорят педагоги дошкольного образования, чтобы действительно для ребенка этот переход между уровнями образования не носил тотально тяжелого характера, чтобы адаптационные процессы шли быстро и легко.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль