Новые механизмы и основные направления в дошкольном образовании по ФГОС

202

Определяя новые механизмы деятельности детских дошкольных образовательных учреждений в связи с введением ФГОС, важно отметить – вся жизнь в образовательных организациях сейчас вращается вокруг реализации программ обучения дошкольных образовательных учреждений.

Основные направления в дошкольном образовании: субсидирование

На реализацию образовательных программ выделяются определенные субсидии. Именно под реализацию образовательных программ – на этом важно прямо акцентировать внимание дошкольных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет три вида требований, в том числе к условиям и к структуре программ обучения дошкольных образовательных учреждений. За счет аккумулирования этих требований, их интерпретации формируются задания учредителя – муниципальные задания.

Большинство детских садов – учреждения муниципального характера, муниципальные образовательные организации. Поэтому говорим о муниципальном задании. От этого задания, от того, что, собственно, написано в программе обучения дошкольных образовательных учреждений, выполняется расчет субсидирования на основе нормативных затрат. У нас в России определено подушевое нормативное финансирование, поэтому и расчет субсидии осуществляется именно так.

Важно обратить ваше внимание на серьезный подход к написанию, конструированию основных образовательных программ обучения дошкольных образовательных учреждений, поскольку (как ни парадоксально) от реализации этих программ будет зависеть и размер субсидии, которую получит образовательное учреждение – что рекомендует в эти программы включать ФГОС.

Основные направления в дошкольном образовании: контроль над реализацией программы

Кроме того, существует еще мониторирование системы – каким образом будут смотреть на эти программы обучения дошкольных образовательных учреждений контрольно-надзорные органы. Но даже достаточно того, что расчет субсидий ведется в связи с основными образовательными программами – этого уже достаточно, чтобы подходить к ним очень и очень ответственно.

Заслуживает особого внимания письмо Рособрнадзора, в котором отмечается, что до 1 января 2016 года у всех образовательных организаций был переходный период, в течение которого образовательные организации приводили в порядок свои наименования, уставы и, что весьма важно – свои программы обучения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС. Этот переходный период длился фактически два года – поскольку Федеральный Государственный Образовательный Стандарт вступил в законную силу 1 января 2014 года.

До 1 января 2016 года Рособрнадзор не рекомендовал проверки. В отношении программ обучения дошкольных образовательных учреждений не осуществлялись контрольно-надзорные функции – был переходный период. Но с 1 января 2016 года проверки пошли – в дошкольные образовательные организации пришли проверяющие организации и начали выявлять определенные нарушения.

По сведениям из регионов, определилось направление, по которому чаще всего контрольно-надзорные организации выявляют нарушения. Это несоответствие основных программ обучения дошкольных образовательных учреждений Федеральному государственному образовательному стандарту. Именно с этим связано наибольшее количество предписаний.

Еще раз акцентируем – это самый важный, самый нужный для дошкольной организации документ. Поэтому привести его в соответствие со Стандартом – непосредственная и самая актуальная задача. И выполнить это нужно как можно быстрее.

Основные направления в дошкольном образовании: заключение ПМПК

Несколько слов и комментариев в отношении некоторых нормативно-правовых документов.

Например, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Здесь важно отметить, что статус ребенка с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) дает медико-психолого-педагогическая комиссия:

  • с одной стороны – в своем, собственно, заключении;
  • с другой стороны – в своих рекомендациях по организации обучения, воспитания такого ребенка и разработке программы обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Если в дошкольную образовательную организацию приходит мама с ребенком и заявляет, что ее ребенок с ограниченными возможностями здоровья, но это никак не подкреплено документом из ПМПК, то, такой ребенок не может быть определен в группу компенсирующей или комбинированной направленности, где используются специализированные программы обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Даже если внешне очевидно (педагогам и психологам видно абсолютно), что он нуждается в коррекционной помощи. Поэтому для того чтобы такую помощь ребенку можно было оказывать, родители обязаны с ребенком посетить комиссию ПМП и получить соответствующее заключение.

Эта комиссия осуществляет свою деятельность в двух направлениях:

  • с одной стороны – обследование детей;
  • с другой стороны – рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и созданию соответствующих условий в образовательных организациях (разработке адаптированной программы обучения в дошкольном образовательном учреждении).

Разумеется, сегодня (в течение уже последних трех лет) практически все сотрудники ПМПК проходят повышение квалификации. Уже порядка 90 % специалистов уже прошли это повышение квалификации, остальным осталось совсем немного.

И сейчас все сотрудники ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо создать для ребенка с целью наиболее эффективной реализации адаптированной программы обучения в дошкольном образовательном учреждении: основной либо индивидуальной, если ребенок попадает в группу комбинированной или общеразвивающей направленности.

Кстати, комиссия ПМП чаще всего рекомендует родителям, что все-таки ребенку на определенном этапе его развития была бы полезнее группа компенсирующей направленности или группа комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование по особым программам обучения дошкольных образовательных учреждений.

В заключении комиссии (в выводах) всегда должно быть указано – наличие либо отсутствие у ребенка ограничений в физическом или психическом развитии. Чаще всего, конечно, речь идет о наличии этих особенностей – потому что, как правило, на комиссию ПМП детей с нормой развития родители не ведут. Ребенка ведут в том случае, если действительно в этом существует необходимость.

Именно психолого-медико-педагогическая комиссия определяет и прописывает условия, необходимые для получения ребенком образования, условия, необходимые для осуществления коррекции этого нарушения развития, для социальной адаптации.

Основные направления в дошкольном образовании и три новых стандарта

Буквально в прошлом (2015) году вышел Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС дошкольного образования подразумевает его преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, как одном из основных направлений в дошкольном образовании, то важно помнить – с 1 сентября 2016 года вступают в силу еще два стандарта.

Один из них –  стандарт для обучающихся с ОВЗ согласно решению комиссии для детей с ОВЗ. Предмет регулирования этого стандарта – отношения в сфере образования детей, которые получают образование в начальном общем образовании, то есть стандарт для начального общего образования. Еще один стандарт, который также ожидается 1 сентября 2016 года – это стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями.

Что это означает для работников дошкольного образования и на основных направлениях дошкольного образования? Дело в том, что мы с вами не всегда знаем и понимаем, куда попадет ребенок после окончания дошкольной образовательной организации, после того как выйдет из подготовительной группы детского сада – в какую образовательную организацию. Получается такая ситуация. Если мы говорим, что у нас есть проблемы с преемственностью основных направлений дошкольного образования с обычным ФГОС, то теперь Стандартов в начальном образовании будет аж три.

И это пока еще не проблема – пока это риск. А проблемой он станет с 1 сентября 2016 года. Важно помнить, что с 1 сентября выпускники дошкольных образовательных организаций могут оказаться в системе образования и получать образование согласно не одному федеральному государственному образовательному стандарту, а уже трем. С этого момента жизнь в этом смысле в начальном образовании, в начальной школе поменяется. Школа начнет жить не по одному, а по трем стандартам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль