Мониторинг дошкольного образования в соответствии с ФГОС

174

Пока мы не будем говорить о системе оценки качества дошкольного образования. Она находится в стадии разработки в Рособрнадзоре. Но по мониторингу качества можно приоткрыть завесу тайны.

Мониторинг дошкольного образования разрабатывается на трех уровнях:

  • на уровне субъекта;
  • на уровне муниципалитетов;
  • на уровне мониторинга качества дошкольной образовательной организации.

Если первые два мониторинга будут касаться в основном доступности образования – сколько детей стоит в очереди, сколько получили места в образовательных организациях, сколько введено новых мест. И составляющая, не касающаяся собственно содержания образования.

Третьи критерии мониторинга дошкольного образования, мониторинга дошкольной образовательной организации коснутся в первую очередь содержания образовательных программ.

Здесь важно отметить, что сейчас разрабатываются эти составляющие мониторинга. Пока речь идет о двух составляющих:

  • о внутреннем мониторинге;
  • о независимом внешнем мониторинге дошкольного образования.

Внутренний мониторинг дошкольного образования

Внутренний мониторинг будет включать самостоятельный мониторинг образовательной организации. На самом деле это то, что ранее называлось самоаттестацией образовательной организации, или самоаудитом в некоторых регионах. История более или менее понятная. И показатели такого мониторинга дошкольного образования будут тоже опираться на то, что уже было.

Ожидаются нововведения. Прежде всего, это мониторинг мнения родителей, являющихся потребителями услуг данной организации. Мнение родителей, их оценка качества дошкольного образования сейчас будет каким-то образом учитываться – сейчас рассчитывается содержание этого мониторинга, прописывается, разрабатывается.

Каким образом это будет выглядеть, пока нельзя сказать – документы в стадии разработки. Мониторинг мнения родителей позволит понять, насколько родители удовлетворены или не удовлетворены образовательной услугой и услугой по присмотру и уходу именно в данной образовательной организации.

Внешний мониторинг дошкольного образования

Внешний мониторинг качества дошкольного образования – это мониторинг дошкольного образования со стороны надзорных органов – то, что в обиходе называется «проверки»

Проверки надзорных органов – это в том числе:

  • Обрнадзор;
  • проверки прокуратуры;
  • проверки Счетной палаты и других органов, которые призваны осуществлять надзор и контроль.

Что именно будет входить в этот мониторинг дошкольного образования, пока сказать затруднительно. Документ также в стадии разработки. Как показывает практика, сейчас надзорные органы, помимо исполнения СанПиНов, например, смотрят на исполнение Федерального государственного образовательного стандарта, в первую очередь, и на соответствие образовательных программ этому самому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Экспертный мониторинг дошкольного образования профессиональными сообществами

Пока это направление вообще из области фантастики, поскольку до сих пор профессиональные сообщества у нас не вели никакого мониторинга дошкольного образования. Как это будет осуществляться, и будет ли вообще, пока сказать сложно. Это пока существует в качестве проекта.

Со стороны общественных и иных организаций – тоже вполне возможно. Вот сейчас проводит мониторинги Общероссийский народный фронт. Это такой действительно широкомасштабный мониторинг абсолютно всех 85 субъектов Российской Федерации. С его результатами можно ознакомиться в средствах массовой информации. Такого рода общественные организации сейчас призваны проводить мониторинги дошкольного образования, дошкольных образовательных организаций с тем, чтобы вывести их на более высокий качественный уровень.

Мониторинг дошкольного образования или педагогическая диагностика?

Часто возникает вопрос: можно ли проводить оценку качества дошкольного образования, мониторинг усвоения образовательной программы для правильного построения образовательной работы в дальнейшем?

Здесь важно правильно формулировать – все-таки не мониторинг усвоения образовательной программы, а педагогическая диагностика. Она проводится, как правило, методом педагогического наблюдения.

Что такое педагогическое наблюдение и оценка качества дошкольного образования, знают даже студенты второго курса педагогического вуза. Поэтому педагогическое наблюдение проводилось и проводится традиционно во всех дошкольных образовательных организациях. Ничего нового в этом никто не изобретает. Поэтому следует подразумевать под «мониторингом усвоения образовательной программы» именно педагогическое наблюдение.

Естественно, все результаты педагогической диагностики важны для правильного построения образовательной работы и профессиональной оценки качества дошкольного образования. Они используются, конечно, не для того, чтобы наказать педагога (лишить его премии или надбавки). Дети дошкольного возраста – это довольно неоднородный коллектив детей. Дети разные, с различными образовательными потребностями. Конечно, говорить о том, что усвоение образовательной программы у всех будет «на пять с плюсом» нельзя, просто невозможно в силу индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Поэтому исключительно для правильного построения образовательных маршрутов, возможно для коррекции в каком-то моменте этих образовательных маршрутов используется педагогическое наблюдение, своеобразный мониторинг дошкольного образования. Сами дети тоже меняются по ходу реализации образовательной программы. И в какой-то момент можно действительно скорректировать тот или иной образовательный маршрут, который был разработан.

Если оценка качества образования в ДОУ запрещена требованиями Стандарта, то при заполнении электронного портфолио педагога, на сегодняшний день требуются результаты работы с детьми в процентном отношении. Возможно, это связано с аттестацией педагога.

На самом деле этого быть не должно, потому что это противоречит не только Стандарту, это противоречит Федеральному Закону №273. Следовательно, те, кто разработал электронное портфолио педагога, нарушают закон №273.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль