Предметно-игровая среда в детском саду: как правильно подобрать игрушки и компьютеры?

74

Предметно-игровая среда в детском саду: игрушки по возрасту и вкусу

Игрушки и игровые материалы в детском саду должны подбираться соответственно требованиям к предметно-игровой среде и проектам в ДОУ. В группах должно быть больше игрушек, которые способствуют развитию. Игровое оборудование и игрушки для воспитанников должны отбираться профессионалами, учитывая их педагогическую ценность (развивающую функцию, полифункциональность, качество исполнения) и возрастную адресацию. К несчастью, ДОУ не всегда вправе самостоятельно выбирать игры и игровые материалы, в большинстве случаев их по остаточному принципу направляют в детские сады. Тогда воспитателя стремятся привлечь родителей воспитанников, чтобы преодолеть недостаток качественных игрушек, однако проблема предметно-игровой среды в детском саду таким образом все равно не решается.

Наибольшая проблема связана с выбором игрушек, которые предназначены для сюжетных игр – главной деятельности детей в детском саду. В группах чаще всего воспитанникам доступны однообразные куклы – младенцы и куклы-девочки. При этом практически отсутствуют куклы, которые изображают представителей разных профессий или людей разных возрастов. Мальчикам тоже важны куклы, однако они должны быть мужского пола, а потому встречаются очень редко. Маркеры роли – различные повязки, воротнички, шапочки, инструменты, аксессуары – которые позволят ребенку поддерживать сюжетно-ролевую игру, редко встречаются в ДОУ. По факту в группах достаточно много платьев и нарядов, но не костюмов и деталей, которые могли бы символизировать разные роли, чтобы дети могли чувствовать себя разными персонажами.

Проекты в деятельности ДОУ предполагают, что воспитанники смогут играть с предметами-заместителями (чаще всего это природный материал), который позволяет развивать воображение, знаково-символические мыслительные функции. Однако предметно-игровая среда в детских садах, как правило, очень бедна, а потому дети вынуждены играть с уменьшенными копиями инструментов и бытовой техники, муляжами реальных продуктов, овощей и фруктов, что делает их игру скудной.

Организация предметно-игровой среды в детском саду затрудняется тем, что игровой материал не меняется в течение учебного года. Следовательно, дети быстро осваивают имеющиеся игрушки, а после теряют к ним интерес, что вызывает скуку даже в окружении самых хороших и дорогих игрушек. Чтобы разнообразить игровой процесс и сделать его эмоционально насыщенным, воспитателям следует разделять игровые комплекты на части, посменно выдавая их дошкольникам (например, менять ассортимент каждые два или три месяца). В этом случае новые игрушки спровоцировали бы творческий энтузиазм, а возвращение к уже знакомым пробудило бы воспоминания о прежних играх и желание их повторить.

Неразборчивость в подборе игрового материала и оборудования вредит формированию предметно-игровой среды в детском саду, поскольку педагогическая значимость старых изношенных игрушек, которые принесли родители за ненадобностью, сводится к нулю. 

Предметно-игровая среда в детском саду: как правильно подобрать игрушки и компьютеры?Игровое оборудование должно быть доступным воспитанникам в помещениях ДОУ. Реализация предметно-игровой среды в детском саду будет под угрозой, если новые игрушки и игры находятся вне зоны досягаемости для детей. Запирать в шкафах или выставлять на верхние полки новые игрушки, скрывая их от малышей, неправильно. Складывается ситуация, в которой новые игрушки предназначены не для дошкольников, а для проверяющих инстанций и украшения помещений, а не для развивающих и сюжетно-ролевых игр. Это противоречит логике здравого смысла и принципам реализации проектов в ДОУ по ФГОС. Игровые материалы в группе должны размещаться таким образом, чтобы дети имели свободный доступ к игрушкам, материалам для лепки, рисования, конструирования. 

Отдельного внимания заслуживают настольные игры, которые в последнее время выпускаются в широком ассортименте. Игры с правилами развивают у дошкольников навыки общения, развивают мышление, воображение, способствуют становлению произвольного поведения детей. Но в дошкольных образовательных организациях новинки появляются крайне редко: скорее ассортимент составляют архаичные вариации (шашки, домино, лото и аналогичные). Но даже эти игры, необходимые для реализации проектов в группах ДОУ не пригодны для использования: многие хранятся в закрытых шкафах, у других утеряны или перепутаны детали, повреждены упаковки. По этой причине предметно-игровая среда в детском саду находится под угрозой: дети лишаются совместной игровой деятельности ребенка-дошкольника и взрослого, которая важна для развития ценных личностных качеств. Практика показывает, что педагогам нужны специальные рекомендации по выбору и применения настольных игр развивающей направленности.

Компьютеры в работе с дошкольниками в ходе формирования предметно-игровой среды

Компьютеры в работе с дошкольниками приобретают все большую популярность, однако в детские сады их покупают не для решения острой необходимости, а скорее в качестве дани моде. Нельзя игнорировать нужды образовательного процесса и формирования предметно-игровой среды в детском саду: важно проанализировать условия и принципы использования компьютеров в педагогике.

Необходимо тщательно подбирать содержание компьютерных программ, чтобы они не дублировали имеющиеся в ДОУ дидактические средства. Приобретение компьютера будет оправдано только в том случае, когда эффективность компьютерных программ окажется выше традиционных средств развития и воспитания. Следует помнить, что работа на ПК сопряжена с высоким риском для физического и психического развития дошкольника.

Прежде всего нужно помнить, что согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, время работы на компьютере для детей дошкольного возраста не должно превышать 10–15 минут.

Как правило, невозможно прервать игру ребенка, если тот увлечен игровыми программами с длительным сюжетом. Потому после достижения пятилетнего возраста разумно приобщать детей к работе за ПК, но не на примере компьютерных игр, а путем развивающих заданий, которые не допускают эмоциональной включенности, азарта, увлекательного сюжета.

Формирование предметно-игровой среды в детском саду предполагает использование игровых развивающих мини-заданий с логически завершенным сюжетом, которые можно выполнять на компьютере в детском саду. Такие упражнения безболезненно для малыша можно прекратить через заданный промежуток времени, при этом дошкольник успеет выполнять поставленные задачи, увидеть результат и оценку выполнения.

Примерами заданий такого типа могут быть:

  • конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
  • рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;
  • экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);
  • проектирование сюжетов, мультиков.

Компьютерные задания такого открытого типа более соответствуют потребностям дошкольного возраста и несут в себе определенный развивающий потенциал. Но их выполнение предполагает участие взрослого.

Однако в предметной игровой среде в детском саду наблюдается недостаточная готовность педагогов к использованию компьютеров в своей практике, в т. ч. к соблюдению СанПиН с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Используемые программы в предметной игровой среде в детском саду далеко не всегда соответствуют возрасту и уровню развития детей и самой задаче развития (преобладание развлекательных программ над творческими, отсутствие образности, наглядности, красочности и т. д.).

В этой связи в предметной игровой среде в детском саду важно четко определить для педагогов критерии выбора компьютерных программ для дошкольников (включая рекомендации лучших образцов подобной продукции для детей) и методику их использования в детском саду. В случае если педагог в предметной игровой среде в детском саду не готов к грамотному применению информационных технологий, лучше воздержаться от их введения в образовательную программу. Если в ДОО имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование органически не включается в широкий контекст детских видов деятельности (конструирования, рисования, игры и т. д.), то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. Вместе с тем принцип программированного контроля может быть реализован на гораздо более дешевых носителях — картоне, пластмассе и др.

Следует помнить, что слишком раннее и неграмотное введение в жизнь ребенка компьютерных программ может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в которой осуществляется личностное и цветомузыкальное развитие детей в ДОУ.

В заключение следует отметить, что предметную игровую среду в детском саду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой «выставку» для визитов возможных комиссий, не может использоваться детьми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возрасту, он не становится развивающей средой, а остается лишь материально-техническим обеспечением.


  1. Об актуальных аспектах создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования также см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (спецвыпуск). 2014. № 8.
  2. Организация предметной игровой среды в детском саду: Учеб. пособие. М.: Аркти, 2012.
  3. Игрушки: как оценить их качество // Дошкольное воспитание. 2005. № 4; Детский сад: оценка развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. № 4.
  4. Как выбрать правильную игрушку также см.: Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2015. № 3. 


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль