О введении ФГОС начального общего образования

21872

Информационный центр " МЦФЭР Ресурсы образования" стал инициатором и организатором вебинаров*[1]

по актуальным проблемам современного образования. Одной из тем, вызвавших наибольший интерес у слушателей, стала тема "Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения – начальное общее образование". Лектором вебинара выступила Лариса Витальевна Шмелькова, зам. начальника отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки России. Ряд вопросов, затронутых на вебинаре, нашел особый отклик у слушателей. Подробнее Лариса Витальевна отвечает на них на страницах нашего журнала.

 

– Лариса Витальевна, расскажите, пожалуйста, об основных документах, регламентирующих введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

– Российская Федерация, в соответствии с Конституцией, устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы образования и самообразования[2]**.

Как заявлено в Законе РФ " Об образовании" [3]***, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Законом РФ " Об образовании"  установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт общего образования может утверждаться не реже одного раза в 10 лет.

Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373[4]**** утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась методология и структура стандарта. Впервые в структуре ФГОС задаются требования к результатам освоения основной образовательной программы и условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических и др.). Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

В стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками образовательного процесса частей основной образовательной программы, а также задается их соотношение. В стандарте впервые заложена интеграция обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" [5]* установлен следующий порядок введения стандарта.

Во-первых, прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089, прекращен 30 декабря 2010 г. Таким образом, обязательное введение ФГОС (1-й класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года[6]**.

Во-вторых, обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г. в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Поэтому если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г., то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования.

– Опишите, пожалуйста, механизм координации введения федерального государственного образовательного стандарта.

– Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования необходимо осуществить ряд мероприятий, а именно: создать соответствующие нормативные, финансово-экономические, организационные, кадровые, информационные и материально-технические условия.

Данные мероприятия реализуются в соответствии с региональными планами-графиками (сетевыми графиками, дорожными картами и др.), разработанными на основании федерального плана-графика.

Региональные планы-графики должны предусматривать мероприятия по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.

Для обеспечения введения ФГОС могут быть соз­даны координационные органы:

  • на федеральном уровне – Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования);
  • уровне субъектов Российской Федерации – региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.;
  • местном уровне – муниципальный координационный совет, муниципальный координационный центр и др.

Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством РФ по решению федеральных, региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.

 

– Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?

 

– На федеральном уровне, с участием субъектов Российской Федерации, на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Минобрнауки[7]*** России примерная основная образовательная программа начального общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

– Как взаимосвязаны такие документы, как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы, и к чьей компетенции относится их разработка?

– Стандарт является нормативным правовым актом, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 142[8]*. Согласно подп. " в"  п. 7 данных правил стандарт утверждается и вводится в действие Минобрнауки России.

Федеральный государственный образовательный стандарт является базой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности[9]**.

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а также дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, регламентирующим особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

– Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? Если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам?

– В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ " Об образовании"  основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в его же компетенции находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

– Возможен ли поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС? Какой нормативный документ определяет сроки перехода на новый стандарт?

– Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням общего образования: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования и для ступени основного общего образования[10]***.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"  обязательное введение ФГОС в первых классах всех образовательных учреждений Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.

Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г., будет осуществляться до окончания ими ОУ в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

Обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года, на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования, после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в пятых классах начиная с 2012/13 учебного года, в десятых классах – с 2013/14 учебного года[11]*.

Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения и фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой из них. Поэтому, завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 г., начать обучение на следующей можно по ФГОС.

– В какой мере разработано учебно-методическое обеспечение ФГОС?

– Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально-технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Минобрнауки России.

Разработаны и утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся[12]**, федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений[13]***.

Сформирован и утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2011/12 учебный год, содержание которых соответствует ФГОС[14]****.

Разрабатываются модели введения ФГОС в малокомплектной школе, модели реализации внеурочной деятельности, модель мониторинга введения и реализации ФГОС[15]*****.

– Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников? Можно ли при обучении по ФГОС использовать только учебники, принадлежащие к системе учебников, или возможно использование и учебников, принадлежащих к завершенным предметным линиям?

– Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС, после проведения соответствующей экспертизы. Более того, формируется система учебников, что предполагает создание авторским коллективом учебников по всем предметам для ступени образования, обеспечивающих достижение всего комплекса результатов, на основе единых подходов.

Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы их включили в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов (предметных, метапредметных, личностных), требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время проведение экспертизы регулируется Положением о порядке проведения экспертизы учебников[16]******.

При обучении по новым стандартам могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. Можно использовать систему учебников как целостность, а можно формировать набор учебников из имеющихся в перечне. И это компетенция образовательного учреждения, именно школы, а не конкретного учителя. При организации образовательного процесса, наряду с формированием списка используемых учебников, особое внимание должно уделяться изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном создании информационного банка дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

Родителей необходимо заранее ознакомить со списком используемых в школе учебников.

– Как будут учитываться при введении ФГОС особенности коррекционных классов (школ)?

– В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг. реализован проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время в утвержденных ФГОС начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основную образовательную программу начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.

– Приведет ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на прием их на работу и увольнение?

– Особых изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдет. Существенно не меняются трудовая функция педагогического работника (в т. ч. его должность и вид поручаемой работы), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Следовательно, не будет
и особых изменений условий трудового договора, определенных сторонами. Таким образом, введение ФГОС не повлияет на прием на работу (увольнение) сотрудников образовательного учреждения.

– Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС, и какими документами это будет регламентировано?

– Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в т. ч. включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям ее реализации. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы.

Стандарт предъявляет существенно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Одно из требований – активное использование участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий.

Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны федеральные требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

 

– Как финансово справиться с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы?

 

– Для обеспечения выполнения требований ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы необходимо на региональном уровне осуществить ряд действий.

Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы.

Сделать экономический расчет стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.

Провести оценку условий реализации основной образовательной программы, имеющихся по факту в каждом образовательном учреждении.

Установить для каждой школы перечень закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и перечень работ, обеспечивающих требования к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Вычислить объем региональных затрат на обеспечение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС, с учетом программы развития сети образовательных учреждений в регионах согласно с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение фонда оплаты труда педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).

Соотнести необходимые затраты с региональным графиком введения ФГОС (на 1, 2 и 3 ступенях обучения) и установить распределение средств на обеспечение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по годам (всего n лет).

Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить объем норматива в каждый из n лет, ориентируясь на цены текущего года.

Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения норматива с учетом реальных цен.

Для обеспечения целевого расходования объема средств норматива, направляемого для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.

– Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

– Для реализации внеурочной деятельности может быть использована в качестве базовой организационной модель, которая, в зависимости от задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает в себя следующие компоненты:

  •  учебный план образовательного учреждения, а именно часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • деятельность групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в т. ч. учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть разработаны несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

  • модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • модель " школы полного дня" ;
  • оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  • инновационно-образовательная модель.

– В чем заключаются особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

– Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – все-таки на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения и т. д.

В общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

Вместе с тем необходимо учитывать сложившийся в системе дополнительного образования опыт организации образовательного процесса, по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ " Об образовании"  образовательное учреждение действует самостоятельно, осуществляя образовательный процесс в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек[17]*. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы[18]**.

Образовательному учреждению для использования возможностей учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников. При этом необходимо учитывать п. 1.6 раздела I Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03[19]*** о наполняемости групп.

Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность, и в каникулярное время в рамках работы лагерных смен.

– Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС?

– Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом РФ " Об образовании" [20]**** в соответствии с нормативами, установленными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

– Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему в новых стандартах отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов? Будут ли они оплачиваться?

– Согласно ст. 32 Закона РФ " Об образовании"  разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность[21]*****.

В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.

Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона РФ " Об образовании"  и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п. 24 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) она подлежит финансированию.

Реализация основной образовательной программы общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.

– Ограничивает ли вновь введенный СанПиН количество часов внеурочной деятельности?

– Согласно п.10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 " Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" , количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Вместе с тем в этом же пункте говорится, что величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

Поскольку Законом РФ " Об образовании"  установлено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, то указанные выше положения регламентируют именно процесс обучения.

Так как процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную деятельность, то ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), и не касаются реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения.

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно п. 10.28 и п. 10.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями к организации и режиму работы групп продленного дня указанных санитарных правил, а кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями и быть организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

– Кто определяет содержание внеурочной деятельности, и как она должна фиксироваться?

– Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, устанавливать временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

– Будет ли финансироваться материально-техническое оснащение внеурочной деятельности?

– В соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 29 Закона РФ " Об образовании"  расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.

Процедура наполнения ресурсного обеспечения, в т. ч. и внеурочной деятельности в начальной школе, происходит с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений[22]*.

Вместе с тем нельзя полностью разграничить материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Поэтому естественно некоторое дублирование отдельных средств обучения, которые могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Это лишь подтверждает наличие преемственных связей в организации учебного процесса и процесса за его рамками: одно и то же средство может быть использовано с разной целью и в разных видах деятельности (урочной и внеурочной). Некоторые средства используются только во внеурочной деятельности, их отбор определяется наполнением содержания программ курсов внеурочной деятельности и особенностями занятий.

– Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя по реализации требований ФГОС?

– Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определенной в нем системой внутришкольного контроля, на основе реализуемой в учреждении системы оценочной деятельности.

В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности и система внутришкольного контроля должны быть переориентированы на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе " Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы" .

– Изменятся ли процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в связи с введением ФГОС? И если изменятся, то в чем?

– Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и др.

Так как в соответствии с п. 9 ст. 33 Закона РФ " Об образовании"  предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании образовательной деятельности, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, то прослеживается прямая взаимосвязь между введением ФГОС в программу дошкольного образования и государственными требованиями, которые предъявляются к образовательным учреждениям и организациям при проведении процедуры лицензирования.

Сама процедура лицензирования на данном этапе не подвержена изменениям и состоит из этапов, закрепленных положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, но предмет и содержание экспертизы, проводимой лицензирующими органами, определяются требованиями, зафиксированными в ФГОС.

Процедура аккредитации образовательных учреждений не будет изменена. В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона РФ " Об образовании"  государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения стандарту, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В этом контексте при государственной аккредитации образовательных учреждений особо актуальны требования к результатам освоения основной образовательной программы. Аккредитационные органы при проведении процедуры государственной аккредитации обязаны руководствоваться ФГОС и принимать решения о государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с ним.

Таким образом, ФГОС становится основным нормативно-правовым актом, в соответствии с которым предъявляются требования при предоставлении государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

 

Беседовала А.В. Герасимова


[1]Вебинар (веб-семинар) – это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера,
а связь между ними поддерживается через Интернет. Подробнее см.: www.menobr.ru. – Примеч. ред.

[2] Конституция РФ от 12.12.1993. – Примеч. ред.

[3] Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (с изм. и доп.). – Примеч. ред.

[4] Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. – Примеч. ред.

[5] Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта”. – Примеч. ред.

[6] Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”. – Примеч. ред.

 

[7] Официальный сайт Минобрнауки России – www.mon.gov.ru. – Примеч. ред.

[8] Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 “Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов”. – Примеч. ред.

 

[9] См.: п. 5.1 ст. 14 Закона РФ “Об образовании”. – Примеч. ред.

[10]Образовательный стандарт для ступени основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России
от 17.12.2010 № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. – Примеч. ред.

[11]Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р <О реализации национальной образовательной инициативы
“Наша новая школа”>. – Примеч. ред.

[12] См.: приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 № 2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”. – Примеч. ред.

[13] См.: приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений”. – Примеч. ред.

[14] Федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/12 уч. г. см.: Управление начальной школой. 2011. № 5. – Примеч. ред.

[15] Подробнее об этом читайте в следующих номерах журнала. – Примеч. ред.

[16] См.: приказ Минобрнауки России от 23.04.2010 № 428 “Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников”. – Примеч. ред.

[17]См.: п. 10.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях”». – Примеч. ред.

[18] См.: Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, 01.02.2005 № 49, 30.12.2005 № 854, 20.07.2007 № 459, 18.08.2008 № 617, 10.03.2009 № 216). – Примеч. ред.

[19] См.: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 “О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03” – Примеч. ред.

[20] Согласно п. 6.1 ст. 29 Закона РФ “Об образовании” “…К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного <…> образования <…> в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)”. – Примеч. ред.

[21] Согласно приказу Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”. – Примеч. ред.

[22] См.: приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27. – Примеч. ред.

Источник: www.menobr.ru

Еще больше по этой теме доступно в статье «Введение ФГОС»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль