Дошкольное образование детей с ОВЗ: требования и проблемы ФГОС

98

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» – это законодательное понятие.

Важно сразу же разграничить два серьезных понятия:

Несмотря на то, что эти понятия в некоторых смысловых частях совпадают – один и тот же ребенок может быть и ребенком с инвалидностью, и ребенком с ОВЗ – все же следует обратить внимание на достаточно частые ситуации, когда у ребенка нет статуса инвалида, но он категорически нуждается в создании определенных условий дошкольного образования детей с ОВЗ.

Дошкольное образование детей с ОВЗ: специальная подготовка педагогов

Поэтому очень важно сегодня отметить, что приход в детский сад детей, которые предоставляют подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии (заключение ПМПК) о статусе «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», сразу же нацеливает образовательное учреждение на создание специальных образовательных условий для такого ребенка.

А специальные образовательные условия для дошкольного образования детей с ОВЗ – это не только пандусы, поручни и другие архитектурно-планировочные вещи. В первую очередь это – повышение квалификации педагогов, специальное обучение педагогов, их подготовка к работе с такими детьми. Это методическая составляющая – внесение соответствующих изменений в образовательную программу, возникновение определенного раздела в основной образовательной программе. ФГОС определяет его как «коррекционная работа / инклюзивное образование».

С этим разделом Федерального Государственного Образовательного Стандарта педагоги уже имели возможность познакомиться. С его введением у организации возникает довольно много серьезных проблем, которые все же необходимо решать.

Инклюзивное дошкольное образование детей с ВОЗ

В Законе появляется понятие «инклюзивное образование». В нормативной базе, в законодательной базе Российской Федерации этот термин появился впервые в 2012 году. До этого ни один документ федерального уровня такого понятия не использовал. В то же время, в некоторых региональных документах он встречался. Например, в Москве в 2010 году был принят закон (он и сейчас действует), закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Там уже было прописано инклюзивное дошкольное образование. А в документах федерального уровня это понятие появляется впервые.

На это понятие следует обратить пристальное внимание, поскольку оно уже достаточно прочно вошло в нашу жизнь – можно сказать, что назад дороги уже нет. Инклюзивное дошкольное образование реализуется сейчас в дошкольных образовательных организациях. Так же как и на уровнях начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании используется данная система. Нет ни одного уровня, где бы мы сейчас не говорили о широком включении инклюзивного образования в жизнь образовательных организаций.

Что важно будет подчеркнуть в данном направлении? По большому счету, в дошкольных образовательных организациях инклюзивное дошкольное образование существовало и до принятия Закона. Достаточно вспомнить особенности образовательного процесса в группах комбинированной направленности. В таких группах комбинированной направленности дети, развивающиеся нормально, обучаются вместе с детьми, у которых имеются те или иные виды нарушений (нарушения зрения, слуха, речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). Наполняемость таких групп регламентируется СанПиНом – в отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности. Программы, которые используют и до сих пор использовали педагоги в таких группах и инклюзивном дошкольном образовании уже прошли достаточно широкую апробацию, внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс. Что и как в таких группах устроено – более или менее понятно.

Вопросы более серьезные и сложные возникают, когда речь идет об инклюзивном дошкольном образовании в группах общеразвивающей направленности. Здесь возникает самая главная проблема для педагогов – прежде всего, воспитатели в таких группах не готовы работать с такими детьми.

Проблема достаточно серьезная. Она требует специальной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров. Педагогические вузы в своих программах уделяют внимание инклюзивному дошкольному образованию детей с ОВЗ, существуют определенные циклы лекций, предусмотренные программами. Их, к сожалению, пока очень мало – по количеству часов, по глубине проработки этих проблем. Даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Студенты-выпускники не получают собственно методик, методов, приемов работы и технологий, особенно технологий. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не владеет этими навыками, этими умениями, этими компетенциями, которые необходимы для работы с детьми с ОВЗ.

Дошкольное образование детей с ОВЗ: методический материал

С другой стороны, проблема в том, что нет достаточного методического материала, нет учебно-методических комплектов. Проблема колоссальная в том, что при разработке основных образовательных программ педагогическим работникам, их составляющим, необходимо обязательно опираться Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. И программа дошкольного образования детей с ОВЗ должна разрабатываться именно на основе этого стандарта. Тем не менее, очень важно, чтобы эта основная программа была разработана с учетом программы примерной. Именно так трактует закон №273, так работают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) по разработке основных образовательных программ.

Следует отметить, что примерных адаптированных основных образовательных программ для дошкольного сектора пока нет. Они не разработаны, их нет на сайте ФГОС-реестра, и взять их пока неоткуда. Эта довольно серьезная проблема тормозит в целом развитие системы дошкольного образования именно в части дошкольного образования детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль