Дошкольное образование детей с ОВЗ: требования и проблемы ФГОС

72

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит понятие «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» – это законодательное понятие.

Важно сразу же разграничить два серьезных понятия:

Несмотря на то, что эти понятия в некоторых смысловых частях совпадают – один и тот же ребенок может быть и ребенком с инвалидностью, и ребенком с ОВЗ – все же следует обратить внимание на достаточно частые ситуации, когда у ребенка нет статуса инвалида, но он категорически нуждается в создании определенных условий дошкольного образования детей с ОВЗ.

Дошкольное образование детей с ОВЗ: специальная подготовка педагогов

Поэтому очень важно сегодня отметить, что приход в детский сад детей, которые предоставляют подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии (заключение ПМПК) о статусе «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», сразу же нацеливает образовательное учреждение на создание специальных образовательных условий для такого ребенка.

А специальные образовательные условия для дошкольного образования детей с ОВЗ – это не только пандусы, поручни и другие архитектурно-планировочные вещи. В первую очередь это – повышение квалификации педагогов, специальное обучение педагогов, их подготовка к работе с такими детьми. Это методическая составляющая – внесение соответствующих изменений в образовательную программу, возникновение определенного раздела в основной образовательной программе. ФГОС определяет его как «коррекционная работа / инклюзивное образование».

С этим разделом Федерального Государственного Образовательного Стандарта педагоги уже имели возможность познакомиться. С его введением у организации возникает довольно много серьезных проблем, которые все же необходимо решать.

Инклюзивное дошкольное образование детей с ВОЗ

В Законе появляется понятие «инклюзивное образование». В нормативной базе, в законодательной базе Российской Федерации этот термин появился впервые в 2012 году. До этого ни один документ федерального уровня такого понятия не использовал. В то же время, в некоторых региональных документах он встречался. Например, в Москве в 2010 году был принят закон (он и сейчас действует), закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Там уже было прописано инклюзивное дошкольное образование. А в документах федерального уровня это понятие появляется впервые.

На это понятие следует обратить пристальное внимание, поскольку оно уже достаточно прочно вошло в нашу жизнь – можно сказать, что назад дороги уже нет. Инклюзивное дошкольное образование реализуется сейчас в дошкольных образовательных организациях. Так же как и на уровнях начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании используется данная система. Нет ни одного уровня, где бы мы сейчас не говорили о широком включении инклюзивного образования в жизнь образовательных организаций.

Что важно будет подчеркнуть в данном направлении? По большому счету, в дошкольных образовательных организациях инклюзивное дошкольное образование существовало и до принятия Закона. Достаточно вспомнить особенности образовательного процесса в группах комбинированной направленности. В таких группах комбинированной направленности дети, развивающиеся нормально, обучаются вместе с детьми, у которых имеются те или иные виды нарушений (нарушения зрения, слуха, речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее). Наполняемость таких групп регламентируется СанПиНом – в отличие от наполняемости групп общеразвивающей направленности. Программы, которые используют и до сих пор использовали педагоги в таких группах и инклюзивном дошкольном образовании уже прошли достаточно широкую апробацию, внедрены в педагогическую практику, в образовательный процесс. Что и как в таких группах устроено – более или менее понятно.

Вопросы более серьезные и сложные возникают, когда речь идет об инклюзивном дошкольном образовании в группах общеразвивающей направленности. Здесь возникает самая главная проблема для педагогов – прежде всего, воспитатели в таких группах не готовы работать с такими детьми.

Проблема достаточно серьезная. Она требует специальной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров. Педагогические вузы в своих программах уделяют внимание инклюзивному дошкольному образованию детей с ОВЗ, существуют определенные циклы лекций, предусмотренные программами. Их, к сожалению, пока очень мало – по количеству часов, по глубине проработки этих проблем. Даются только общие сведения о диагностике и какие-то отдельные отрывочные сведения о коррекции. Студенты-выпускники не получают собственно методик, методов, приемов работы и технологий, особенно технологий. Поэтому воспитатель, который приходит в группу общеразвивающей направленности после педагогического колледжа, не владеет этими навыками, этими умениями, этими компетенциями, которые необходимы для работы с детьми с ОВЗ.

Дошкольное образование детей с ОВЗ: методический материал

С другой стороны, проблема в том, что нет достаточного методического материала, нет учебно-методических комплектов. Проблема колоссальная в том, что при разработке основных образовательных программ педагогическим работникам, их составляющим, необходимо обязательно опираться Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. И программа дошкольного образования детей с ОВЗ должна разрабатываться именно на основе этого стандарта. Тем не менее, очень важно, чтобы эта основная программа была разработана с учетом программы примерной. Именно так трактует закон №273, так работают все образовательные организации (и дошкольные в том числе) по разработке основных образовательных программ.

Следует отметить, что примерных адаптированных основных образовательных программ для дошкольного сектора пока нет. Они не разработаны, их нет на сайте ФГОС-реестра, и взять их пока неоткуда. Эта довольно серьезная проблема тормозит в целом развитие системы дошкольного образования именно в части дошкольного образования детей с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам таблицу «Меню-требование на выдачу продуктов питания».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль