Общеобразовательные и адаптированные программы дошкольного образования

75

Реализация образовательных программ в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должна быть адаптированной. И только адаптированной. Но они просто могут быть разными. И это также определенная новация закона.

Ранее не существовало самого термина и, соответственно, понимания – что это за программа. Были только программы коррекционные. Поэтому важно обратить особое внимание на ст. 79 Закона «Об образовании», которая говорит именно о том, что на сегодняшний день в системе образования (как дошкольного, так и других уровней образования) существуют программы:

Основные адаптированные программы дошкольного образования

Именно так – адаптированные основные общеобразовательные программы. Это программы, которые используются для групп и классов детей, у которых имеется то или иное нарушение.

Например, адаптированная основная общеобразовательная программа для группы слабовидящих детей, для слабослышащих детей, для слепых детей, для глухих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи (так называемые логопедические группы). Их существует достаточно много по всей стране. И все эти группы, конечно же, должны работать по адаптированным основным программам. На этом следует акцентировать внимание – адаптированные основные.

Образовательные адаптированные программы дошкольного образования

Что же представляют собой адаптированные образовательные программы? А эти программы нужны в случае, когда в группе нормально развивающихся сверстников присутствуют один, два, три, пять детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь совершенно отчетливо понятно, что та программа, по которой работает вся группа (например, такие программы, как «От рождения до школы», «Радуга», «Детство» или любые другие), для ребенка с ОЗВ, для любого ребенка с нарушением просто не подходит. И если эта программа не подходит, то очевидно, что ее следует адаптировать – потребуется адаптированная программа дошкольного обучения детей.

Рассмотрим на простом примере. Если ребенок с тяжелыми нарушениями речи попадает в группу (общеразвивающую или комбинированную). Совершенно очевидно, что для такого ребенка необходимо адаптировать тот раздел программы, который называется «Развитие речи». Безусловно, для такого ребенка необходимо создать адаптированные программы дошкольного образования, внести в содержание общеобразовательной программы определенные изменения – которые необходимы именно этому конкретному ребенку, исходя из того, какая у него недостаточность лексическая (что у него недостает в плане лексики), имеются ли у него нарушения грамматического строя речи (и какие именно), что у ребенка со звукопроизношением. На эти разделы следует обязательно обратить внимание, и это также потребует внимания по изменению содержания программы.

Адаптированные программы дошкольного образования: подготовка педагогов

Важно отметить, что такой работой воспитатели, старшие воспитатели, методисты в детских образовательных учреждениях по большому счету ранее не занимались. Для них эта задача новая и очень сложная. Поэтому вряд ли будет эффективной работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, если педагоги соответствующим образом не подготовлены. Требуется подготовка и с методической точки зрения, и с технологической точки зрения, и с точки зрения тех людей, которые разрабатывают адаптированные педагогические программы дошкольного образования под образовательные потребности, особые образовательные потребности отдельных категорий детей. Вот такую непростую задачу определяет Закон «Об образовании», части 1 и 2 ст. 79.

Нельзя обойти вниманием часть 12 ст. 79. Здесь важно: подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения – прерогатива субъекта Российской Федерации. Это означает, что орган государственной власти субъекта должен:

  • позаботиться о подготовке данных педагогических работников;
  • содействовать привлечению таких работников в организации.

Понятно, что сейчас проходит процесс оптимизации. Во многих регионах ощущаются вызванные этим проблемы – увольняют логопедов, увольняют психологов, увольняют дефектологов. И это проблема очень серьезная. Потому что финансирование снижается – это одна из сторон оптимизации. А с другой стороны – как можно реализовать в такой ситуации основную адаптированную программу дошкольного образования? Получается, что для кого-то мы готовы ее реализовать, а для каких-то категорий детей реализовать ее мы просто не сможем, не готовы. И тогда не исполним ни закон №273, ни Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, ни собственно социальный запрос со стороны родителей, что также немаловажно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль