Развитие личности и вариативное дошкольное образование – в основе ФГОС

75

Понятия «разнообразие детства» и «вариативность образования» заложены в образовательном законодательстве, в Законе 273, в ст. 11 и ФГОС дошкольного начального образования.

Когда мы говорим о разнообразии детства, подразумевается, безусловно, и вариативное дошкольное образование – вариативность программ дошкольного образования, и вариативность организационных форм. И эти же понятия (вариативность программ и организационных форм) лежат в тексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который всегда следует брать за основу при конструировании, при разработке ваших основных образовательных программ конкретных организаций.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС дошкольного начального образования) – документ прямого действия. А это понятие не из психолого-педагогической практики. Это понятие юридическое. Поэтому важно обратить внимание на то, как толкуют юристы и  проверяющие органы, контрольно-надзорные органы (те, которые приходят в учреждения, уже начали приходить с проверками) статью закона о том – на какой основе, с какими возможностями вы могли бы встретиться и их использовать при разработке основных образовательных программ.

ФГОС дошкольного начального образования и программа образовательного учреждения

Обратимся еще раз к строке закона. Основная образовательная программа разрабатывается на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, следовательно, все части ФГОС дошкольного начального образования, все его разделы, все образовательные области, которые в Стандарте обозначены, должны быть отражены в основных образовательных программах образовательных учреждений.

Вот это, собственно, и означает – «документ прямого действия». И если в стандарте указано, что образовательных областей в программе пять, то, следовательно, и в конкретных программах образовательных областей пять. Если в ФГОС дошкольного начального образования указано, что сама программа имеет разделы целевой, содержательный и организационный, а при наличии детей с ОВЗ – коррекционная работа, инклюзивное образование, то значит, и в конкретных основных программах должны быть разделы целевой, содержательный и организационный, и, собственно, при наличии детей с ОВЗ – коррекционная работа, инклюзивное образование.

Что касается примерной основной образовательной программы – Закон и ФГОС дошкольного начального образования говорит о том, что программа образовательного учреждения должна быть сконструирована с учетом примерной программы. Что это означает?

Это значит, что какие-то разделы примерной программы можно взять, как руководство к действию, отдельные разделы взять с изменениями (на что-то обратить более пристальное внимание, где-то, что-то и не учесть). Поскольку примерная программа – это документ непрямого действия. Примерная программа существует как ориентир, и нею пользуются для разработки своих программ. Документ прямого действия – это Федеральный государственный образовательный стандарт.

Вариативное дошкольное образование по ФГОС

Говоря о принципах образовательного стандарта, важно отметить, что ФГОС дошкольного начального образования поддерживает разнообразие детства, Стандарт в целом носит детоцентрированный характер, то есть интересы ребенка ставятся в центр всего педагогического процесса. Следовательно, поддержка разнообразия детства (поддержка вариативного дошкольного образования, вариативности программ, вариативности организационных форм) лежит в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Если речь идет о разнообразии детства, подразумевается, что каждый ребенок – это совершенно уникальный человек со своими особенностями, со своими возможностями развития, которые в ФГОС дошкольного начального образования не регламентируются, не подтягиваются к определенным результатам. Ребенок не должен достигать образовательного результата, как это прописано в ФГОС школы. Но это не означает, что развитие ребенка должно быть брошено на самотек. Всякие крайности вредны.

Поэтому следует подчеркнуть одно из положений, один из принципов ФГОС дошкольного начального образования  – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Разработчикам Стандарта пришлось вернуться к достаточно уже старому тезису – «сохранение уникальности и самоценности детства», основоположником которого еще в 60-е годы XX века был Александр Владимирович Запорожец.

Почему возвращаемся к этому принципу? Потому что, к сожалению, в последние 20 лет очень часто в дошкольных образовательных организациях и от родителей приходилось слышать, что дошкольное образование – это всего-навсего подготовка к школе.

На самом деле дошкольное образование гораздо шире, чем подготовка к школе. Никто не отрицает и не умаляет значения подготовки ребенка к школе (прежде всего психологической подготовки). Но в дошкольном возрасте развивается личность, развивается коммуникация, развивается игра, развиваются очень многие полезные навыки и высшие психические функции – внимание, мышление, память, речь, воображение. Важно вариативное дошкольное образование.

Сводить все только к некоему определенному месту, куда приводят ребенка, и где его подготовят к школе – такое понимание слишком узкое и очень неправильное. Поэтому этот посыл, этот принцип – сохранения уникальности и самоценности детства – лежит в основе ФГОС дошкольного начального образования. И до педагогического сообщества важно донести, что каждый период детства – дошкольного, в начальной школе – этот период важен сам по себе в общем развитии человека.

Иначе получается очень тривиальная ситуация: в дошкольном возрасте мы готовимся к школе, в школе мы готовимся к вузу, в вузе мы готовимся к дальнейшей профессиональной деятельности. А сейчас, когда мы все – профессионалы и все работаем, мы, видимо, готовимся к пенсии.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль