Программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

92

В отношении основных образовательных программ у педагогов возникает много вопросов. Для разработки полного алгоритма и конструирования основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС требуется специальная подготовка. Необходимо пройти курсы повышения квалификации, где можно получить некую пошаговую инструкцию, узнать, как работать с программой, каково должно быть содержание разных частей и что такое соотношение частей.

Обязательная часть образовательной программы формируется участниками образовательных отношений – о чем идет речь и как это осуществляется. Как считать эти проценты – 60 и 40? Это же не школа, где все понятно и все считается по часам. В детском саду сложнее.

Пять областей основной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

ФГОС определяет пять образовательных областей, формирующих основные образовательные программы:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Часто возникает вопрос: ранее в федеральных государственных требованиях было 10 таких областей, во ФГОС их стало пять – почему?

Следует отметить, что образовательные области основной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС просто укрупнились. Ничто не было забыто или просто удалено из содержания образования. Области стали более крупными – укрупненными. Более того, на первых этапах разработки ФГОС их было даже четыре: познавательное и речевое развитие составляли одну область – познавательно-речевое развитие.

В процессе общественного обсуждения эксперты прислушались к мнению педагогической общественности и разделили познавательное и речевое развитие на две самостоятельных отдельных области основной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС. На самом деле получилось отлично, поскольку нельзя умалять значения как одной, так и другой области.

Особенно это касается речевого развития – одной из областей, которая, с точки зрения родителей, является для детей дошкольного возраста наиболее важной, самой главной. Эксперты согласны в этом с родителями.

Цель создания основной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Основная образовательная программа – это некая образовательная модель. Часто возникают ситуации: два детских сада, расположенные по соседству, работают по одной и той же программе, а результаты освоения этих программ у образовательных организаций абсолютно разные. Почему так получается?

Сейчас появился образовательный Стандарт, который достаточно четко прописывает структуру программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС и условия ее реализации.

Существует примерная основная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС, которая принята Федеральным учебно-методическим объединением и вывешена на ФГОС-реестр. Если зайти на ресурс ФГОС-реестр, можно увидеть, что в примерной образовательной программе дошкольного образования существует ссылка на перечень тех комплексных программ, которыми можно воспользоваться при составлении основной образовательной программы. Пройдя по ссылке можно увидеть 16 программ, которые носят комплексный характер, и которые можно использовать для составления конкретных основных образовательных программ.

Комплексная программа дошкольного образования

Комплексные программы практически все прошли экспертизу – все программы, которыми можно воспользоваться на сегодняшний день, за исключением одной. Одна программа пока не включена в перечень, представленный в примерной программе на ФГОС-реестр – это программа «Развитие». Чудесная венгеровская комплексная программа дошкольного образования, которую приветствуют многие специалисты в сфере образования. Она нацелена на интеллектуальное развитие детей. И умственному развитию детей она посвящена большей частью.

Программа «Развитие», программа Венгера актуализирует эту образовательную область. Однако на ФГОС-реестре она не вывешена, поскольку разработчики не успели довести эту комплексную программу дошкольного образования под требования Стандарта. Уже в ближайшее время программа «Развитие» будет доступна на просторах ФГОС-реестр, и нею можно будет воспользоваться. Программу ждут очень многие образовательные организации.

В последнее время часто возникает еще один вопрос: можно ли что-либо менять в этой комплексной программе дошкольного образования? Можно и даже нужно. Потому что у каждой образовательной организации есть какие-то свои безусловные особенности. Не могут быть одинаковыми все 43 тысячи российских детских садов. Это было бы, по меньшей мере, странно. Конечно же, они разные. Поэтому возникает необходимость в программе что-то поменять. И в связи с этим важно обратить внимание, что именно примерная основная образовательная программа нацеливает разработчиков основных образовательных программ на модульный принцип построения программ.

Это означает, что какую-то часть (даже в части образовательной области) той комплексной программы дошкольного образования, которой пользуется учреждение (например, познавательное развитие), можно заменить на аналогичную (на познавательное развитие, но с другой, предположим, комплексной программой).

Если педагоги берут на себя такую ответственность, если логика построения программы от этого не нарушается – такая замена возможна. И в этом нет особой проблемы. Это позволяют сделать и Закон об образовании и ФГОС. А модульность заложена в примерной основной образовательной программе, и разными модулями можно, так или иначе, наполнять основную образовательную программу учреждения.

Модульность образовательных комплексных программ дошкольного образования

Возвращаясь к ситуации, когда два детских сада, использующих одну образовательную комплексную программу, демонстрируют разную результативность при ее реализации. Ответ прост: используются разные технологии.

Педагог, работающий по программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС, безусловно, может использовать различные технологии. Выбор технологии, методов, приемов работы – за педагогом. Это не регламентируется федеральными документами, это не регламентируется субъектовыми документами. Выбор образовательных технологий отдан на профессиональную совесть педагога. Поэтому создание модели для программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС – это собственное дело каждой конкретной организации. Сколько образовательных организаций в России, столько же и основных образовательных программ. Так предписывает закон.

В процессе разработки собственных основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС возникает много вопросов, связанных с вопросом: можно ли полностью, например, в базовую часть взять ту комплексную программу, которая представлена на ресурсе ФГОС-реестр (их еще можно найти на сайте ФИРО, где размещены все 16 программ). Ответ прост – конечно, можно. Можно взять программу полностью – если не планируется внесение в нее каких-либо изменений. В этом случае программа введения ФГОС дошкольного образования не нуждается в копировании. Можно просто приложить в типографском виде распечатанную программу как приложение к основной образовательной программе конкретного учреждения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль