Исследование уровня временной компетентности педагогов ДОУ и лояльности

63

Для исследования лояльности и временнóй компетентности педагогов ДОУ используется диагностический инструментарий. Самый эффективный это «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской, тест «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева.

Понятия временнóй компетентности и лояльности работника

В  веке современных технологий человек рассматривается как основной ресурс учреждения, фактор конкурентоспособности, к которому применяется широкий спектр требований. Способность организовать свое рабочее время  и время других людей - настоятельное условие эффективной работы, социальной активности, психологического здоровья и комфорта сотрудника.  Иными словами, временная компетентность педагогов ДОУ чрезвычайно важна.

Временнáя компетентность педагогов ДОУ, являясь составляющей коммуникативной компетентности, означает адекватность временных восприятий (чувство времени) и навыки планирования времени, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, не пренебрегать временем другого в межличностных отношениях, соблюдать принципы и правила временнóго менеджмента, тайм-менеджмента, включая умение делегировать полномочия в социальных коммуникациях.

Труд педагога — очень деятельный, это проявляется в разнообразии действий, совершаемых им во время уроков или занятий, наличии внештатных ситуаций, связанных с процессом общения с учениками. Качество работы обеспечивается при условии эффективного использования каждой минутки, ориентации во времени, наличия навыков работы в нескольких режимах времени, ведь это и есть временнáя компетентность педагога ДОУ.

Другой важнейшей составляющей конкурентоспособности и успешности организации является лояльность работника.

Под лояльностью чаще всего понимается такая позиция, при которой сотрудник осознает цели учреждения как свои собственные; предпринимает «личные усилия», вносит свой вклад в достижение этих целей; эмоционально привязан к организации и желает оставаться в ее рядах.

Выделяются следующие виды лояльности работников (по С.С. Баранской):

  • Организационная  — принятие, подчинение и разделение сотрудниками норм и правил, отсутствие саботажа и проявлений нелояльного поведения, интерес и озабоченность состоянием дел организации и проч.
  • Профессиональная лояльность работника — приверженность сфере занятости, профессионализм, идентификация сотрудника со своей профессиональной деятельностью, вовлеченность в нее, стремление к профессиональному самосовершенствованию, мастерству.
  • Лояльность труду — восприятие трудовой деятельности, активности в целом как центрального понятия в жизни, имеющего особую ценность для педагога, мотивация к труду, вовлеченность в трудовую деятельность, трудолюбие.

Укрепление лояльности и развитие временнóй компетентности у педагогов ДОУ — действенный механизм повышения эффективности организации. Исследование уровня их проявления у педагогов может стать основой для разработки программ и тренингов профессиональной компетентности, личностного развития.

Для проведения подобного исследования используются следующие методики:

  • опросник «Диагностика особенностей самоорганизации — 39 (ДОС-39)» А.Д. Ишкова;
  • опросник «Временнáя компетентность личности» О.В. Кузьминой;
  • методика «Диагностика личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой;
  • «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской;
  • тест  на смысложизненные ориентации (методика СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева.

Рассмотрим последние две методики более подробно.

Методика измерения лояльности работников (С.С. Баранская)

Методика представляет собой опросник из двух частей по 25 утверждений, которые относятся к трем типам лояльности работников: организационной, профессиональной и лояльности труду. В первой части предлагается оценить данные утверждения по 5-балльной шкале с точки зрения отношения сотрудника к учреждению, в котором он работает: 1 — «абсолютно не согласен», 5 — «полностью согласен». Во второй части эти же утверждения оцениваются трудящимся по отношению к организации, в которой он хотел бы работать.

С целью повышения достоверности ответов и снижения процента, социально одобряемых ответов утверждения опросника составлены от третьего лица.

Шкала «Организационная лояльность», в ней три подшкалы:

  • «Гордость за организацию»: утверждения № 1, 4, 9, 12, 21;
  • «Вовлеченность в дела организации»: утверждения № 8, 11, 16, 19, 20;
  • «Нелояльное поведение»: утверждения № 2, 6, 14, 18, 22.

Шкала «Профессиональная лояльность»: утверждения № 3, 7, 15, 23, 25.

Шкала «Лояльность труду»: утверждения № 5, 10, 13, 17, 24.

Бланк опросника

Отношение к организации, в которой Вы работаете

Утверждения

Отношение к организации, в которой Вы хотели бы работать

1

2

3

4

5

1. Сотрудники уверены, что работают в великолепном учреждении

1

2

3

4

5

2. С таким же успехом любой из сотрудников работал бы и в другой организации

3. Трудящиеся стремятся совершенствовать свои профессиональные навыки

4. Превосходство учреждения над другими очевидно для трудящихся

5. Самые важные вещи, которые случаются в жизни трудящихся, включают работу

6. Любой из сотрудников легко оставит работу при наличии более выгодного предложения

7. Одна из важнейших целей работы — стать профессионалом

8. Сотрудники готовы взять на себя дополнительную нагрузку, если это необходимо организации

9. Репутация учреждения в глазах трудящихся безупречна

10. Работа — то, чем сотрудник должен заниматься большую часть времени

11. Педагоги чувствуют личную ответственность за все успехи и неудачи организации

12. Качество работы учреждения является предметом гордости его сотрудников

13. Счастье в жизни приходит главным образом с работой

14. Сложности с поиском нового рабочего места — единственное, что удерживает людей в этой организации

15. Сотрудники предпочитают работать исключительно в своей профессиональной области

16. Проблемы учреждения воспринимаются людьми как их личные проблемы

17. Сотрудники считают труд центральной вещью в своей жизни

18. Многие считают, что эта компания не заслуживает преданности

19. Работники активно помогают учреждению в разрешении его проблем

20. Стремятся работать с полной самоотдачей

21. С гордостью заявляют другим, что являются частью своего учреждения

22. У людей нет ощущения каких-либо обязательств перед организацией

23. Испытывают удовольствие от работы по своей профессии

24. Жизнь трудящихся наиболее ценна, когда они поглощены работой

25. Главное в работе — возможность использовать свои профессиональные навыки

Ключ:

  • утверждения № 2, 6, 14, 18, 22 (шкала «Нелояльное поведение») представлены в виде инверсий; баллы по данным утверждениям засчитываются с обратным ключом;
  • общий показатель шкалы «Организационная лояльность» равен сумме баллов подшкал «Гордость за организацию» (1, 4, 9, 12, 21), «Вовлеченность в дела организации» (8, 11, 16, 19, 20), «Нелояльное поведение» (2, 6, 14, 18, 32);
  • общий показатель шкалы «Профессиональная лояльность» равен сумме баллов 3, 7, 15, 23, 25-го утверждений, умноженной на три;
  • общий показатель шкалы «Лояльность труду» равен сумме баллов 5, 10, 13, 17, 24-го утверждений, умноженной на три.

Нормы показателей лояльности работников

  1. Подшкала «Гордость за организацию»: меньше 16 — низкий уровень; 16–20 — средний; больше 20 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о низком уровне лояльности работника, в частности о его безразличном или же негативном отношении к своему учреждению, его репутации. Он не превозносит свою организацию при сравнении ее с другими и не испытывает чувства гордости, когда говорит или слышит что-либо о ней. Высокий показатель говорит о том, что сотрудник считает свою организацию одной из лучших, чувствует ее превосходство над другими и гордится своей причастностью к ней.
  2. Подшкала «Вовлеченность в дела организации»: меньше 15 — низкий уровень; 15–19 — средний; больше 19 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о низком уровне лояльности работника,  он не чувствует себя частью организации: он далек от дел и не стремится разделять проблемы и потребности учреждения, нести ответственность за его успехи или же неудачи, прикладывать собственные усилия для его развития. Высокий показатель уровня вовлеченности в дела организации говорит о том, что трудящемуся небезразличны потребности, планы и проблемы организации. Он  прилагает максимум усилий для ее процветания и успешной работы. 
  3. Подшкала «Нелояльное поведение»: меньше 14 — низкий уровень; 14–18 — средний; больше 18 — высокий. Низкий показатель характеризует  труженика, готового в любой момент сменить организацию на другую,  при наличии более выгодного для него предложения. Такой работник не видит смысла надолго задерживаться в учреждении и не чувствует своих обязательств перед ним. В работе он может позволять себе допускать ошибки, опоздания, прогулы и проч. Высокий показатель говорит о высоком уровне лояльности работника, сотрудник следует принятым в и правилам и нормам, не допускает со своей стороны противоправных действий и готов выполнять свою работу качественно. Он не задумывается об уходе и, несмотря на возможное наличие проблем, связывает свое будущее с работой именно в данном учреждении. 
  4. Шкала - Организационная лояльность работника: меньше 46 — низкий уровень; 46–57 — средний; больше 57 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о том, что организация для трудящегося не является чем-то большим, чем временное место работы. Сотрудник без сомнения увольняется при малейшем возникновении проблем; для него нет причин разделять ответственность за неуспехи  учреждения, он не ощущает нужды участвовать в его жизни и прилагать личные старания для более продуктивной, качественной работы и развития своего учреждения. Высокий показатель говорит о том, что сотрудник в целом своей организации предан. Свой выбор он считает полностью оправданным, соглашается с условиями и требованиями работы, стремится быть в курсе всех дел и планов учреждения, принимает активное участие в его жизнедеятельности.
  5. Шкала - Профессиональная лояльность работника: меньше 51 — низкий уровень; 51–63 — средний; больше 63 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о том, что конкретная специализация, сфера работы в организации для человека не имеет большой значимости. Он согласен выполнять разноплановые работы и не видит цели в развитии себя в  определенной профессиональной области. Высокий показатель говорит о стремлении человека самосовершенствоваться и развиваться в своей профессиональной области. Главные задачи для него — выстраивание карьеры, становление себя как специалиста с большой буквы, оттачивание мастерства. Он стремится трудиться исключительно в своей профессиональной сфере, используя и улучшая надлежащие навыки. 
  6. Шкала Лояльность работника труду: меньше 39 — низкий уровень; 39–57 — средний; больше 57 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о том, что труд для человека труд играет роль второстепенную, инструментальную.  Такой работник избегает сверхурочных нагрузок, при появлении малейшего повода уклоняется от дел.   И если бы обстоятельства сложились так, чтобы ему не нужно было работать при обеспечении необходимыми благами, он бы и не стал. Высокий показатель говорит о том, что труд это одна из ключевых ценностей. Активная работа и трудовая деятельность являются центральными компонентами в жизни сотрудника, он стремится быть задействованным в разных видах работ и быть полезным в различных сферах.

Результаты проведенного исследования лояльности работников в пос. Унъюган

В 2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида „Ромашка“» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» проведено исследование особенностей проявления временной компетентности у педагогов ДОУ с различной лояльностью к организации. В исследовании приняли участие 43 педагога. Использовались пять вышеперечисленных методик.

Было доказано, что чем выше уровень лояльности работников к учреждению (по двум шкалам — «Гордость за организацию», «Профессиональная лояльность», методика С.С. Баранской), тем в большей степени у них проявляются, самоконтроль времени, нацеленность на профессиональный рост, контроль своей жизни. Они более склонны к рациональному планированию своего времени, к самоконтролю, удовлетворены прожитой частью жизни, считают себя сильными личностями, обладают свободой выбора, могут принимать решения и нести за них ответственность.

И наоборот, низкий уровень лояльности работников говорит о том, что они не удовлетворены своим прошлым, а будущее для них не представляет никаких перспектив. У данных испытуемых слабо развит самоконтроль, для них характерна заниженная самооценка, они живут больше эмоциями, чем разумом, не умеют рационально использовать свое время, и испытывают постоянный дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Тест - Смысложизненные ориентации (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева)

Цель методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа «я».

В составе теста 20 пар противоположных высказываний, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Жизнь в тесте считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении, и уверенности в личной способности ставить перед собой конкретные цели, выбирать задачи из наличных и добиваться требуемых результатов. Важной является соотнесенность элементов со временем.

Инструкция к тесту смысложизненных ориентаций. Вам предложено несколько вариантов пар  противоположных высказываний. Ваша задача — выбрать одно из этих утверждений, которое, по вашему мнению, больше всех остальных соответствует реальности, и отметить одну из цифр — 1, 2, 3 — в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

Бланк теста

№ 

3

2

1

0

1

2

3

1

Обычно мне бывает очень скучно

Обычно я полон энергии

2

Для меня жизнь всегда захватывающая и волнующая

Жизнь для меня это спокойствие и рутина

3

Я не имею конкретных целей и намерений в жизни

В жизни я имею точные цели и намерения

4

Моя жизнь видится мне лишенной смысла  и бесполезной

Моя жизнь видится мне вполне осмысленной и целеустремленной

5

Каждый день для меня новый и непохож на другие

Каждый день кажется мне похожим на все остальные

6

Когда я доживу до пенсионного возраста, то займусь любопытными вещами, которыми мечтал заняться все это время

Когда я доживу до пенсионного возраста, то постараюсь не отягощать себя никакими заботами

7

Моя жизнь сложилась именно так, как я всегда мечтал

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я представлял

8

Я не добился успехов в реализации своих жизненных планов

Я реализовал очень многое из того, что было мною запланировано в жизни

9

Моя жизнь пуста и незанимательна

Моя жизнь наполнена занимательными делами

10

Если бы мне пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне разумной

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была бессмысленной

11

Если бы у меня была возможность выбора, то я бы построил свою жизнь совершенно по-другому

Если бы у меня была возможность выбора, то я бы прожил жизнь еще раз абсолютно так же, как живу сейчас

12

Окружающий мир часто приводит меня в растерянность и беспокойство

Окружающий мир не вызывает у меня тревожности и растерянности

13

Я человек очень обязательный

Я человек совсем необязательный

14

Я полагаю, что человек имеет возможность по своему желанию осуществить жизненный выбор

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния обстоятельств и способностей

15

Я с полной уверенностью могу назвать себя человеком целеустремленным

Я не могу себя назвать целеустремленным человеком

16

Я не нашел своего признания в жизни, у меня нет ясных целей

В жизни я нашел свое призвание и ясную цель

17

Мои жизненные соображения еще не определились

Мои жизненные соображения вполне определились

18

Я считаю, что мне удалось найти призвание и примечательные цели в жизни

Я едва ли способен найти призвание и примечательные цели в жизни

19

Моя жизнь находится в моих руках, и я сам управляю ею

Моя жизнь мне неподвластна

20

Мои обыденные дела приносят мне удовлетворение и радость

Мои обыденные дела приносят мне сплошные переживания и неприятности

Обработка результатов теста на оценку смысложизненных ориентаций сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

  • в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17;
  • в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни» — 3, 4, 10, 16, 17, 18. Баллы по этой шкале теста смысложизненных ориентаций характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осознанность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера.

2. «Процесс жизни» — 1, 2, 4, 5, 7, 9. Содержание этой шкалы теста смысложизненных ориентаций совпадает с популярной теорией о том, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель отражает следующее – воспринимает ли человек процесс своей жизни как занимательный, насыщенный в эмоциональном плане, наполненный глубоким смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего исключительно днем сегодняшним. Низкие баллы — признак раздосадованности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полновесный смысл воспоминания о прошлом или направленность в будущее.

3. «Результат жизни» — 8, 9, 10, 12, 20. Баллы по этой шкале теста смысложизненных ориентаций отражают оценку пройденного промежутка жизни, ощущение того, насколько плодотворна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который свою жизнь доживает, у которого все в прошлом, но именно прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. «Локус контроля — я» — 1, 15, 16, 19. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о неуязвимой личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии со своими представлениями и целями, о ее смысле. Низкие баллы — недостаток веры в возможность контролирования событий собственной жизни.

5. «Локус контроля — жизнь» — 7, 10, 11, 14, 18, 19. Высокие баллы теста смысложизненных ориентаций говорят о наличии убежденности человека в том, что он контролирует свою жизнь, свободно принимая при этом решения и воплощая их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна и  загадывать что-либо на будущее лишено смысла.

Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Смысложизненные ориентации

Смысложизненные ориентации — целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.

Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени удовлетворен результатами, которые уже достиг.

Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг.

Смысложизненные ориентации формируются в социокультурной среде при усвоении социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности. Определяют выбор жизненного пути, потенциал человека в настоящем и будущем. Позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. От этих ориентиров зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль