Исследование уровня временной компетентности педагогов ДОУ и лояльности

83

Для исследования лояльности и временнóй компетентности педагогов ДОУ используется диагностический инструментарий. Самый эффективный это «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской, тест «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева.

Понятия временнóй компетентности и лояльности работника

В  веке современных технологий человек рассматривается как основной ресурс учреждения, фактор конкурентоспособности, к которому применяется широкий спектр требований. Способность организовать свое рабочее время  и время других людей - настоятельное условие эффективной работы, социальной активности, психологического здоровья и комфорта сотрудника.  Иными словами, временная компетентность педагогов ДОУ чрезвычайно важна.

Временнáя компетентность педагогов ДОУ, являясь составляющей коммуникативной компетентности, означает адекватность временных восприятий (чувство времени) и навыки планирования времени, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, не пренебрегать временем другого в межличностных отношениях, соблюдать принципы и правила временнóго менеджмента, тайм-менеджмента, включая умение делегировать полномочия в социальных коммуникациях.

Труд педагога — очень деятельный, это проявляется в разнообразии действий, совершаемых им во время уроков или занятий, наличии внештатных ситуаций, связанных с процессом общения с учениками. Качество работы обеспечивается при условии эффективного использования каждой минутки, ориентации во времени, наличия навыков работы в нескольких режимах времени, ведь это и есть временнáя компетентность педагога ДОУ.

Другой важнейшей составляющей конкурентоспособности и успешности организации является лояльность работника.

Под лояльностью чаще всего понимается такая позиция, при которой сотрудник осознает цели учреждения как свои собственные; предпринимает «личные усилия», вносит свой вклад в достижение этих целей; эмоционально привязан к организации и желает оставаться в ее рядах.

Выделяются следующие виды лояльности работников (по С.С. Баранской):

  • Организационная  — принятие, подчинение и разделение сотрудниками норм и правил, отсутствие саботажа и проявлений нелояльного поведения, интерес и озабоченность состоянием дел организации и проч.
  • Профессиональная лояльность работника — приверженность сфере занятости, профессионализм, идентификация сотрудника со своей профессиональной деятельностью, вовлеченность в нее, стремление к профессиональному самосовершенствованию, мастерству.
  • Лояльность труду — восприятие трудовой деятельности, активности в целом как центрального понятия в жизни, имеющего особую ценность для педагога, мотивация к труду, вовлеченность в трудовую деятельность, трудолюбие.

Укрепление лояльности и развитие временнóй компетентности у педагогов ДОУ — действенный механизм повышения эффективности организации. Исследование уровня их проявления у педагогов может стать основой для разработки программ и тренингов профессиональной компетентности, личностного развития.

Для проведения подобного исследования используются следующие методики:

  • опросник «Диагностика особенностей самоорганизации — 39 (ДОС-39)» А.Д. Ишкова;
  • опросник «Временнáя компетентность личности» О.В. Кузьминой;
  • методика «Диагностика личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой;
  • «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской;
  • тест  на смысложизненные ориентации (методика СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева.

Рассмотрим последние две методики более подробно.

Методика измерения лояльности работников (С.С. Баранская)

Методика представляет собой опросник из двух частей по 25 утверждений, которые относятся к трем типам лояльности работников: организационной, профессиональной и лояльности труду. В первой части предлагается оценить данные утверждения по 5-балльной шкале с точки зрения отношения сотрудника к учреждению, в котором он работает: 1 — «абсолютно не согласен», 5 — «полностью согласен». Во второй части эти же утверждения оцениваются трудящимся по отношению к организации, в которой он хотел бы работать.

С целью повышения достоверности ответов и снижения процента, социально одобряемых ответов утверждения опросника составлены от третьего лица.

Шкала «Организационная лояльность», в ней три подшкалы:

  • «Гордость за организацию»: утверждения № 1, 4, 9, 12, 21;
  • «Вовлеченность в дела организации»: утверждения № 8, 11, 16, 19, 20;
  • «Нелояльное поведение»: утверждения № 2, 6, 14, 18, 22.

Шкала «Профессиональная лояльность»: утверждения № 3, 7, 15, 23, 25.

Шкала «Лояльность труду»: утверждения № 5, 10, 13, 17, 24.

Бланк опросника

Отношение к организации, в которой Вы работаете

Утверждения

Отношение к организации, в которой Вы хотели бы работать

1

2

3

4

5

1. Сотрудники уверены, что работают в великолепном учреждении

1

2

3

4

5

2. С таким же успехом любой из сотрудников работал бы и в другой организации

3. Трудящиеся стремятся совершенствовать свои профессиональные навыки

4. Превосходство учреждения над другими очевидно для трудящихся

5. Самые важные вещи, которые случаются в жизни трудящихся, включают работу

6. Любой из сотрудников легко оставит работу при наличии более выгодного предложения

7. Одна из важнейших целей работы — стать профессионалом

8. Сотрудники готовы взять на себя дополнительную нагрузку, если это необходимо организации

9. Репутация учреждения в глазах трудящихся безупречна

10. Работа — то, чем сотрудник должен заниматься большую часть времени

11. Педагоги чувствуют личную ответственность за все успехи и неудачи организации

12. Качество работы учреждения является предметом гордости его сотрудников

13. Счастье в жизни приходит главным образом с работой

14. Сложности с поиском нового рабочего места — единственное, что удерживает людей в этой организации

15. Сотрудники предпочитают работать исключительно в своей профессиональной области

16. Проблемы учреждения воспринимаются людьми как их личные проблемы

17. Сотрудники считают труд центральной вещью в своей жизни

18. Многие считают, что эта компания не заслуживает преданности

19. Работники активно помогают учреждению в разрешении его проблем

20. Стремятся работать с полной самоотдачей

21. С гордостью заявляют другим, что являются частью своего учреждения

22. У людей нет ощущения каких-либо обязательств перед организацией

23. Испытывают удовольствие от работы по своей профессии

24. Жизнь трудящихся наиболее ценна, когда они поглощены работой

25. Главное в работе — возможность использовать свои профессиональные навыки

Ключ:

  • утверждения № 2, 6, 14, 18, 22 (шкала «Нелояльное поведение») представлены в виде инверсий; баллы по данным утверждениям засчитываются с обратным ключом;
  • общий показатель шкалы «Организационная лояльность» равен сумме баллов подшкал «Гордость за организацию» (1, 4, 9, 12, 21), «Вовлеченность в дела организации» (8, 11, 16, 19, 20), «Нелояльное поведение» (2, 6, 14, 18, 32);
  • общий показатель шкалы «Профессиональная лояльность» равен сумме баллов 3, 7, 15, 23, 25-го утверждений, умноженной на три;
  • общий показатель шкалы «Лояльность труду» равен сумме баллов 5, 10, 13, 17, 24-го утверждений, умноженной на три.

Нормы показателей лояльности работников

  1. Подшкала «Гордость за организацию»: меньше 16 — низкий уровень; 16–20 — средний; больше 20 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о низком уровне лояльности работника, в частности о его безразличном или же негативном отношении к своему учреждению, его репутации. Он не превозносит свою организацию при сравнении ее с другими и не испытывает чувства гордости, когда говорит или слышит что-либо о ней. Высокий показатель говорит о том, что сотрудник считает свою организацию одной из лучших, чувствует ее превосходство над другими и гордится своей причастностью к ней.
  2. Подшкала «Вовлеченность в дела организации»: меньше 15 — низкий уровень; 15–19 — средний; больше 19 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о низком уровне лояльности работника,  он не чувствует себя частью организации: он далек от дел и не стремится разделять проблемы и потребности учреждения, нести ответственность за его успехи или же неудачи, прикладывать собственные усилия для его развития. Высокий показатель уровня вовлеченности в дела организации говорит о том, что трудящемуся небезразличны потребности, планы и проблемы организации. Он  прилагает максимум усилий для ее процветания и успешной работы. 
  3. Подшкала «Нелояльное поведение»: меньше 14 — низкий уровень; 14–18 — средний; больше 18 — высокий. Низкий показатель характеризует  труженика, готового в любой момент сменить организацию на другую,  при наличии более выгодного для него предложения. Такой работник не видит смысла надолго задерживаться в учреждении и не чувствует своих обязательств перед ним. В работе он может позволять себе допускать ошибки, опоздания, прогулы и проч. Высокий показатель говорит о высоком уровне лояльности работника, сотрудник следует принятым в и правилам и нормам, не допускает со своей стороны противоправных действий и готов выполнять свою работу качественно. Он не задумывается об уходе и, несмотря на возможное наличие проблем, связывает свое будущее с работой именно в данном учреждении. 
  4. Шкала - Организационная лояльность работника: меньше 46 — низкий уровень; 46–57 — средний; больше 57 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о том, что организация для трудящегося не является чем-то большим, чем временное место работы. Сотрудник без сомнения увольняется при малейшем возникновении проблем; для него нет причин разделять ответственность за неуспехи  учреждения, он не ощущает нужды участвовать в его жизни и прилагать личные старания для более продуктивной, качественной работы и развития своего учреждения. Высокий показатель говорит о том, что сотрудник в целом своей организации предан. Свой выбор он считает полностью оправданным, соглашается с условиями и требованиями работы, стремится быть в курсе всех дел и планов учреждения, принимает активное участие в его жизнедеятельности.
  5. Шкала - Профессиональная лояльность работника: меньше 51 — низкий уровень; 51–63 — средний; больше 63 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о том, что конкретная специализация, сфера работы в организации для человека не имеет большой значимости. Он согласен выполнять разноплановые работы и не видит цели в развитии себя в  определенной профессиональной области. Высокий показатель говорит о стремлении человека самосовершенствоваться и развиваться в своей профессиональной области. Главные задачи для него — выстраивание карьеры, становление себя как специалиста с большой буквы, оттачивание мастерства. Он стремится трудиться исключительно в своей профессиональной сфере, используя и улучшая надлежащие навыки. 
  6. Шкала Лояльность работника труду: меньше 39 — низкий уровень; 39–57 — средний; больше 57 — высокий. Низкий показатель свидетельствует о том, что труд для человека труд играет роль второстепенную, инструментальную.  Такой работник избегает сверхурочных нагрузок, при появлении малейшего повода уклоняется от дел.   И если бы обстоятельства сложились так, чтобы ему не нужно было работать при обеспечении необходимыми благами, он бы и не стал. Высокий показатель говорит о том, что труд это одна из ключевых ценностей. Активная работа и трудовая деятельность являются центральными компонентами в жизни сотрудника, он стремится быть задействованным в разных видах работ и быть полезным в различных сферах.

Результаты проведенного исследования лояльности работников в пос. Унъюган

В 2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида „Ромашка“» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» проведено исследование особенностей проявления временной компетентности у педагогов ДОУ с различной лояльностью к организации. В исследовании приняли участие 43 педагога. Использовались пять вышеперечисленных методик.

Было доказано, что чем выше уровень лояльности работников к учреждению (по двум шкалам — «Гордость за организацию», «Профессиональная лояльность», методика С.С. Баранской), тем в большей степени у них проявляются, самоконтроль времени, нацеленность на профессиональный рост, контроль своей жизни. Они более склонны к рациональному планированию своего времени, к самоконтролю, удовлетворены прожитой частью жизни, считают себя сильными личностями, обладают свободой выбора, могут принимать решения и нести за них ответственность.

И наоборот, низкий уровень лояльности работников говорит о том, что они не удовлетворены своим прошлым, а будущее для них не представляет никаких перспектив. У данных испытуемых слабо развит самоконтроль, для них характерна заниженная самооценка, они живут больше эмоциями, чем разумом, не умеют рационально использовать свое время, и испытывают постоянный дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Тест - Смысложизненные ориентации (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева)

Цель методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа «я».

В составе теста 20 пар противоположных высказываний, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. Жизнь в тесте считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении, и уверенности в личной способности ставить перед собой конкретные цели, выбирать задачи из наличных и добиваться требуемых результатов. Важной является соотнесенность элементов со временем.

Инструкция к тесту смысложизненных ориентаций. Вам предложено несколько вариантов пар  противоположных высказываний. Ваша задача — выбрать одно из этих утверждений, которое, по вашему мнению, больше всех остальных соответствует реальности, и отметить одну из цифр — 1, 2, 3 — в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

Бланк теста

№ 

3

2

1

0

1

2

3

1

Обычно мне бывает очень скучно

Обычно я полон энергии

2

Для меня жизнь всегда захватывающая и волнующая

Жизнь для меня это спокойствие и рутина

3

Я не имею конкретных целей и намерений в жизни

В жизни я имею точные цели и намерения

4

Моя жизнь видится мне лишенной смысла  и бесполезной

Моя жизнь видится мне вполне осмысленной и целеустремленной

5

Каждый день для меня новый и непохож на другие

Каждый день кажется мне похожим на все остальные

6

Когда я доживу до пенсионного возраста, то займусь любопытными вещами, которыми мечтал заняться все это время

Когда я доживу до пенсионного возраста, то постараюсь не отягощать себя никакими заботами

7

Моя жизнь сложилась именно так, как я всегда мечтал

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я представлял

8

Я не добился успехов в реализации своих жизненных планов

Я реализовал очень многое из того, что было мною запланировано в жизни

9

Моя жизнь пуста и незанимательна

Моя жизнь наполнена занимательными делами

10

Если бы мне пришлось подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне разумной

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была бессмысленной

11

Если бы у меня была возможность выбора, то я бы построил свою жизнь совершенно по-другому

Если бы у меня была возможность выбора, то я бы прожил жизнь еще раз абсолютно так же, как живу сейчас

12

Окружающий мир часто приводит меня в растерянность и беспокойство

Окружающий мир не вызывает у меня тревожности и растерянности

13

Я человек очень обязательный

Я человек совсем необязательный

14

Я полагаю, что человек имеет возможность по своему желанию осуществить жизненный выбор

Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния обстоятельств и способностей

15

Я с полной уверенностью могу назвать себя человеком целеустремленным

Я не могу себя назвать целеустремленным человеком

16

Я не нашел своего признания в жизни, у меня нет ясных целей

В жизни я нашел свое призвание и ясную цель

17

Мои жизненные соображения еще не определились

Мои жизненные соображения вполне определились

18

Я считаю, что мне удалось найти призвание и примечательные цели в жизни

Я едва ли способен найти призвание и примечательные цели в жизни

19

Моя жизнь находится в моих руках, и я сам управляю ею

Моя жизнь мне неподвластна

20

Мои обыденные дела приносят мне удовлетворение и радость

Мои обыденные дела приносят мне сплошные переживания и неприятности

Обработка результатов теста на оценку смысложизненных ориентаций сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

  • в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17;
  • в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни» — 3, 4, 10, 16, 17, 18. Баллы по этой шкале теста смысложизненных ориентаций характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осознанность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера.

2. «Процесс жизни» — 1, 2, 4, 5, 7, 9. Содержание этой шкалы теста смысложизненных ориентаций совпадает с популярной теорией о том, что смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель отражает следующее – воспринимает ли человек процесс своей жизни как занимательный, насыщенный в эмоциональном плане, наполненный глубоким смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего исключительно днем сегодняшним. Низкие баллы — признак раздосадованности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полновесный смысл воспоминания о прошлом или направленность в будущее.

3. «Результат жизни» — 8, 9, 10, 12, 20. Баллы по этой шкале теста смысложизненных ориентаций отражают оценку пройденного промежутка жизни, ощущение того, насколько плодотворна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который свою жизнь доживает, у которого все в прошлом, но именно прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. «Локус контроля — я» — 1, 15, 16, 19. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о неуязвимой личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии со своими представлениями и целями, о ее смысле. Низкие баллы — недостаток веры в возможность контролирования событий собственной жизни.

5. «Локус контроля — жизнь» — 7, 10, 11, 14, 18, 19. Высокие баллы теста смысложизненных ориентаций говорят о наличии убежденности человека в том, что он контролирует свою жизнь, свободно принимая при этом решения и воплощая их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна и  загадывать что-либо на будущее лишено смысла.

Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Смысложизненные ориентации

Смысложизненные ориентации — целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.

Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени удовлетворен результатами, которые уже достиг.

Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг.

Смысложизненные ориентации формируются в социокультурной среде при усвоении социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности. Определяют выбор жизненного пути, потенциал человека в настоящем и будущем. Позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. От этих ориентиров зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль