Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста и ее функции

95

Индивидуализация образования – один из основополагающих принципов организации дошкольного образования по новым стандартам. Этот процесс гораздо шире и объемнее, чем понятие индивидуального или дифференцированного подхода, который применялся прежде.

Индивидуализация образования может включать:

  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • построение общего образовательного процесса с выделением индивидуальной траектории обучения;
  • определение возможностей для осуществления профессиональной коррекции особенностей развития детей.

Диагностика в дошкольном образовании по ФГОС предусматривает четкое разграничение понятий: индивидуализация, коррекция, развивающая работа.

Индивидуализация образования, как функция педагогической диагностики, предполагает корректировку образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Задача корректировки – определить:

  • темп прохождения образовательного материала;
  • движение детей внутри образовательных областей;
  • движение при включении детей в тот или иной вид образовательной деятельности.

Результаты педагогической диагностики детей дошкольного возраста, проводимой в группах детей, используются при разработке образовательных процессов, которые включают и интегрируют между собой игровую деятельность детей, продуктивную деятельность.

Индивидуализация как функция диагностики в дошкольном образовании по ФГОС

Индивидуализация направлена на оптимизацию образовательной работы с детьми. В свою очередь, оптимизация предполагает определение наиболее эффективных условий для развития детей. Условий, которые непременно соответствовали бы индивидуальным особенностям каждого ребенка, в том числе – особенностям освоения содержания дошкольного образования. В независимости от того, какими методами и способами оно предъявляется:

  • модель, близкая к учебной – организация занятий учебного типа;
  • модель, базирующаяся на совместной деятельности взрослых и детей;
  • модель, предполагающая предметно-игровое развивающее направление.

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста, в любом случае, позволит внести коррективы в образовательный процесс, которые помогут повысить мотивацию у детей и преодолеть трудности при освоении той или иной программы.

Стандарт дошкольного образования представляет двойное определение педагогической диагностики – с употреблением понятия «мониторинг». Это позволяет утверждать, что наблюдение (мониторинг) – основной метод организации педагогической диагностики.

Наблюдение как средство диагностики в дошкольном образовании по ФГОС

Психолого-педагогические науки в качестве основного инструмента изучения поведения ребенка (и человека вообще) используют только наблюдение. Другого способа не существует (всякого рода мистические направления мы не рассматриваем).

Методы тестирования также дают наиболее полноценную информацию и эффективные результаты, если параллельно в образовательном процессе ведется наблюдение за тестируемыми. Отказавшись от наблюдения, сложно получить реальную информацию о том, насколько успешен образовательный процесс – как происходит развитие ребенка и образовательный процесс в целом.

Наблюдение за детьми в ракурсе педагогической диагностики детей дошкольного возраста предполагает получение определенных объективных показателей. С этой целью используются дополнительные средства, позволяющие получать фиксируемые данные и использовать их в дальнейшем. Данные о том, как дети справляются с задачами в повседневной деятельности и в особых образовательных ситуациях.

Дошкольные образовательные учреждения, как правило, работают с большими группами детей – в среднем 25 человек. Без специальной организации педагогического наблюдения невозможно получить полноценные объективные данные о процессе развития детей в определенных направлениях.

Какие бы ни использовались системы и методы педагогической диагностики детей дошкольного возраста, они непременно связаны с ситуацией наблюдения.

Оптимизация как функция диагностики в дошкольном образовании по ФГОС

Если говорить о наблюдении, как о процедуре оптимизации образовательной деятельности, следует помнить, что любой вид деятельности (игровая, образовательная, продуктивная) начинается с мотива, побуждающего ребенка что-либо выполнять. Фиксирование поведенческих показателей, как правило, не дает картины столь полноценной картины, как наблюдение за поведением ребенка в ситуации свободной активности.

Насколько соответствует интересам ребенка окружающая социальная ситуация, предметно-пространственная среда, которую создает воспитатель, можно зафиксировать именно в ситуации свободного наблюдения.

Следовательно, наблюдение, организованное в повседневной деятельности, будет наиболее успешным, если оно осуществляется в процессе свободной деятельности детей, и в то же время распространяется на ситуационную совместную и самостоятельную деятельность детей.

Диагностика в дошкольном образовании по ФГОС – новые формы

В процессе становления педагогической диагностики длительное время одним из наиболее распространенных вариантов ее осуществления являлось проведение контрольного занятия. Используя этот метод, воспитатель определял, как происходило освоение определенной части программы.

С введением Федерального государственного стандарта кардинально изменился характер дошкольной образовательной деятельности. Сегодня определяется такая ее модель, которая совмещает совместную деятельность детей и взрослых с самостоятельной деятельностью самих детей.  

В такой ситуации сложно говорить о контрольном занятии, поскольку поменялся сам смысл понятия «занятие». Разумеется, остаются обязательными к исполнению требования СанПиН. Однако с введением понятия «совместная деятельность» расширяется определение занятия как такового и увеличивается количество времени, предполагаемое для занятия той или иной деятельностью.

При организации наблюдения в рамках педагогической диагностики детей дошкольного возраста необходимо учитывать изменения в образовательной ситуации и роли педагога в ней.

В прежней ситуации, когда педагог занимал исключительно наблюдательную позицию как бы сверху, он имел достаточно времени для фиксирования поведения детей в конкретных условиях – их действий, проявлений в решении поставленных задач. В ситуации деятельности совместной с детьми или самостоятельной деятельности детей педагог является лицом, включенным в процесс. Поэтому осуществление фиксированного наблюдения осложняется. Воспитателю в ходе диагностики в дошкольном образовании по ФГОС разумнее использовать специальные средства, которые помогут зафиксировать необходимые данные: вспомогательные таблицы, специальные карточки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль