Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста и ее функции

129

Индивидуализация образования – один из основополагающих принципов организации дошкольного образования по новым стандартам. Этот процесс гораздо шире и объемнее, чем понятие индивидуального или дифференцированного подхода, который применялся прежде.

Индивидуализация образования может включать:

  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • построение общего образовательного процесса с выделением индивидуальной траектории обучения;
  • определение возможностей для осуществления профессиональной коррекции особенностей развития детей.

Диагностика в дошкольном образовании по ФГОС предусматривает четкое разграничение понятий: индивидуализация, коррекция, развивающая работа.

Индивидуализация образования, как функция педагогической диагностики, предполагает корректировку образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Задача корректировки – определить:

  • темп прохождения образовательного материала;
  • движение детей внутри образовательных областей;
  • движение при включении детей в тот или иной вид образовательной деятельности.

Результаты педагогической диагностики детей дошкольного возраста, проводимой в группах детей, используются при разработке образовательных процессов, которые включают и интегрируют между собой игровую деятельность детей, продуктивную деятельность.

Индивидуализация как функция диагностики в дошкольном образовании по ФГОС

Индивидуализация направлена на оптимизацию образовательной работы с детьми. В свою очередь, оптимизация предполагает определение наиболее эффективных условий для развития детей. Условий, которые непременно соответствовали бы индивидуальным особенностям каждого ребенка, в том числе – особенностям освоения содержания дошкольного образования. В независимости от того, какими методами и способами оно предъявляется:

  • модель, близкая к учебной – организация занятий учебного типа;
  • модель, базирующаяся на совместной деятельности взрослых и детей;
  • модель, предполагающая предметно-игровое развивающее направление.

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста, в любом случае, позволит внести коррективы в образовательный процесс, которые помогут повысить мотивацию у детей и преодолеть трудности при освоении той или иной программы.

Стандарт дошкольного образования представляет двойное определение педагогической диагностики – с употреблением понятия «мониторинг». Это позволяет утверждать, что наблюдение (мониторинг) – основной метод организации педагогической диагностики.

Наблюдение как средство диагностики в дошкольном образовании по ФГОС

Психолого-педагогические науки в качестве основного инструмента изучения поведения ребенка (и человека вообще) используют только наблюдение. Другого способа не существует (всякого рода мистические направления мы не рассматриваем).

Методы тестирования также дают наиболее полноценную информацию и эффективные результаты, если параллельно в образовательном процессе ведется наблюдение за тестируемыми. Отказавшись от наблюдения, сложно получить реальную информацию о том, насколько успешен образовательный процесс – как происходит развитие ребенка и образовательный процесс в целом.

Наблюдение за детьми в ракурсе педагогической диагностики детей дошкольного возраста предполагает получение определенных объективных показателей. С этой целью используются дополнительные средства, позволяющие получать фиксируемые данные и использовать их в дальнейшем. Данные о том, как дети справляются с задачами в повседневной деятельности и в особых образовательных ситуациях.

Дошкольные образовательные учреждения, как правило, работают с большими группами детей – в среднем 25 человек. Без специальной организации педагогического наблюдения невозможно получить полноценные объективные данные о процессе развития детей в определенных направлениях.

Какие бы ни использовались системы и методы педагогической диагностики детей дошкольного возраста, они непременно связаны с ситуацией наблюдения.

Оптимизация как функция диагностики в дошкольном образовании по ФГОС

Если говорить о наблюдении, как о процедуре оптимизации образовательной деятельности, следует помнить, что любой вид деятельности (игровая, образовательная, продуктивная) начинается с мотива, побуждающего ребенка что-либо выполнять. Фиксирование поведенческих показателей, как правило, не дает картины столь полноценной картины, как наблюдение за поведением ребенка в ситуации свободной активности.

Насколько соответствует интересам ребенка окружающая социальная ситуация, предметно-пространственная среда, которую создает воспитатель, можно зафиксировать именно в ситуации свободного наблюдения.

Следовательно, наблюдение, организованное в повседневной деятельности, будет наиболее успешным, если оно осуществляется в процессе свободной деятельности детей, и в то же время распространяется на ситуационную совместную и самостоятельную деятельность детей.

Диагностика в дошкольном образовании по ФГОС – новые формы

В процессе становления педагогической диагностики длительное время одним из наиболее распространенных вариантов ее осуществления являлось проведение контрольного занятия. Используя этот метод, воспитатель определял, как происходило освоение определенной части программы.

С введением Федерального государственного стандарта кардинально изменился характер дошкольной образовательной деятельности. Сегодня определяется такая ее модель, которая совмещает совместную деятельность детей и взрослых с самостоятельной деятельностью самих детей.  

В такой ситуации сложно говорить о контрольном занятии, поскольку поменялся сам смысл понятия «занятие». Разумеется, остаются обязательными к исполнению требования СанПиН. Однако с введением понятия «совместная деятельность» расширяется определение занятия как такового и увеличивается количество времени, предполагаемое для занятия той или иной деятельностью.

При организации наблюдения в рамках педагогической диагностики детей дошкольного возраста необходимо учитывать изменения в образовательной ситуации и роли педагога в ней.

В прежней ситуации, когда педагог занимал исключительно наблюдательную позицию как бы сверху, он имел достаточно времени для фиксирования поведения детей в конкретных условиях – их действий, проявлений в решении поставленных задач. В ситуации деятельности совместной с детьми или самостоятельной деятельности детей педагог является лицом, включенным в процесс. Поэтому осуществление фиксированного наблюдения осложняется. Воспитателю в ходе диагностики в дошкольном образовании по ФГОС разумнее использовать специальные средства, которые помогут зафиксировать необходимые данные: вспомогательные таблицы, специальные карточки.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль