Дошкольное образование и диагностика развития ребенка: цели и результаты

45

Федеральный российский стандарт дошкольного образования наложил определенные ограничения на осуществление педагогической диагностики, если ее цели не соответствуют основному направлению деятельности дошкольной организации.

В связи с чем у воспитателей возникает важный и сложный вопрос – что же именно следует наблюдать в процессе педагогической диагностики.

Целевые ориентиры педагогической диагностики дошкольного образования

Прежде всего, закон определяет – диагностика может использоваться в целях индивидуализации и оптимизации образовательного процесса. Также Стандарт задает целевые ориентиры – в качестве результата образовательной деятельности.

Целевые ориентиры определены на начало периода дошкольного образования (возраст 3 года) и на его завершение – две группы нормативных целевых ориентиров, официально обозначенных в российском стандарте дошкольного образования. Впоследствии эти две группы были дополнены целевыми ориентирами педагогической диагностики на момент завершения младенческого возраста.

Впервые за последние годы представлена развернутая система координат – Целевые ориентиры развития детей в дошкольном образовании.

В этом отличие дошкольных стандартов от других уровней общего образования, где речь идет о результатах. Поскольку в дошкольной сфере действует единственный Стандарт, рассчитанный на все группы детей – со всеми особенностями развития, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья.

Следовательно, целевые ориентиры диагностики дошкольного образования используются в отношении всех групп детей. Включая детей с умственной отсталостью или других категорий, которые при самых благоприятных условиях не смогут достигнуть результатов, определяемых этими самыми ориентирами.

Поэтому Стандарт и выдвигает требование о невозможности и недопустимости использования целевых ориентиров в непосредственном оценивании результатов образовательной деятельности.

Планируемые результаты диагностики дошкольного образования

Государственный стандарт в качестве основания для проведения оценки определяет планируемые результаты. Целевые ориентиры, в свою очередь, являются основанием для разработки в каждом дошкольном образовательном учреждении своей образовательной программы и определения планируемых результатов.

Степень их определенности может быть разнообразной. В рамках российского стандарта дошкольного образования существуют программы открытого типа, такие как, например, «Открытие» – программа, размещенная на сайте Федерального института развития образования. Эта разработка с давней историей используется в различных вариациях и ориентирована на использование целевых ориентиров в качестве результата – целевые ориентиры и являются результатом.

Вариант наблюдения, предложенный в системе дошкольного образования для диагностики в составе открытых программ, широко используется в дошкольных учреждениях РФ. Методические рекомендации в этом направлении, предложенные П. Г. Нежновым и Н. А. Коротковой, уже трижды переиздавались.

Традиционные российские программы («От рождения до школы», «Истоки», «Детство»), ориентированные на возрастные результаты и выстроенные в достаточно сложной системе педагогической диагностики дошкольного развития ребенка, переходят к упрощенным вариациям. Теперь это разработки направлены на проработку внутренних целевых ориентиров для каждой возрастной группы детей и разработку соответствующих средств диагностики и наблюдения.

И, в соответствии с положениями российского стандарта дошкольного образования (о том, что целевые ориентиры не могут использоваться в качестве основы для объективной оценки), за основу для объективной оценки принимаются планируемые результаты, представленные в образовательной программе конкретного учреждения.

Можно сказать, что целевые ориентиры являются не только ориентирами в развитии детей, но и в разработке планируемых результатов и системы их оценки. Если учредитель запрашивает у дошкольной организации оценку результатов овладения целевыми ориентирами, то должен последовать четкий ответ со ссылкой на законодательство – целевые ориентиры не могут оцениваться ни в коей мере, а система педагогической диагностики дошкольного образования не строится напрямую на их основе.

При наличии целевых ориентиров в качестве результатов, педагогическая диагностика подразумевает оценку разных видов активности детей и их инициативы. И целевые ориентиры не выступают основой для организации диагностики.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль