Организация педагогической диагностики дошкольного развития ребенка

71

Система педагогической диагностики, согласно новому федеральному стандарту дошкольного образования, должна изначально включаться в основную образовательную программу дошкольного образования, как средство, необходимое для успешной реализации программы и выполнения основных задач, стоящих перед педагогом.

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка: периодичность

При определении периодичности диагностики важно исходить из особенностей организации образовательного вопроса. Если речь идет о группах общеразвивающей направленности, периодичность может варьироваться в широком диапазоне. В таких группах диагностика с целью корректировки образовательного процесса может выстраиваться на основе определенных временных промежутков (раз в месяц, раз в квартал, в полгода, какая-либо итоговая диагностика).

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, требует более внимательного подхода. Здесь большое значение имеет – насколько инклюзивным является образовательный процесс. То есть, насколько дети с ограниченными возможностями включены в общий образовательный процесс в группе. Или же процесс осуществляется, как несколько параллельных процессов – в зависимости от количества с различными формами ограничений по здоровью (например, по зрению, по слуху, по нарушению речи, опорно-двигательного аппарата и с аутизмом).

Соответственно, возникает несколько вариантов организации педагогической диагностики по новому федеральному стандарту дошкольного образования, ориентированных: на основной состав группы, для деток без ограничений по здоровью и на каждую отдельную группу с ограниченными возможностями.

Законодательство предусматривает целостность образовательного процесса – для всех без исключения детей, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка, соответственно, должна выполняться с определенной периодичностью – чтобы пронаблюдать, как проходит образовательный процесс в целом, без поочередного исследования каждой группы в отдельности.

С этой целью вырабатывается единая система периодичности. Для того чтобы успешно двигаться в такой единой системе, важно четко определить – насколько инклюзивным будет процесс, насколько в него будут вовлечены все дети, посещающие образовательную группу. Частота проведения педагогической диагностики дошкольного развития ребенка в группах, где есть дети с ограничениями, должна возрастать.

Если возникают трудности с организацией единой образовательной деятельности, придется задействовать несколько вариантов диагностики. Один из наиболее эффективных методов исследования для детей с ограничениями по здоровью – постоянный контроль, практически постоянное диагностирование.  Для остальных детей – из групп общеразвивающей направленности – соответственно определенной периодичности.

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка: фиксация результатов

Когда ведется наблюдение за всей группой детей, удобнее воспользоваться картами наблюдения для фиксации результатов. Целесообразно применить не индивидуальные карты, а те, в которых можно представить всю группу и основные показатели, и критерии, фиксируемые на данный момент.

Общие карты использовать удобнее и гораздо эффективнее, чем вести отдельные дневники наблюдений на каждого ребенка. Особенно с учетом достаточно большой численности образовательных групп в дошкольных образовательных учреждениях – от 20 человек.

В общегрупповой карте представлены все дети и можно отследить то или иное проявление.

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка: градация по уровням

Насколько удобна какая-либо градация при фиксировании результатов педагогической диагностики? Градация по уровням проявления какого-либо действия, например: высокий, средний, низкий. При этом важно определиться, что понимается под определенным уровнем.

Новый федеральный стандарт дошкольного образования применительно к системе педагогической диагностики предполагает понятия: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Соответственно: высокий уровень – зона актуального развития; средний уровень – зона ближайшего развития; низкий уровень – отсутствие процесса даже в зоне ближайшего развития.

Такая трактовка вполне удобна для фиксации результатов диагностики образовательного процесса:

  • высокий уровень – ребенок может выполнить это самостоятельно;
  • зона ближайшего развития (средний уровень) – ребенок еще не выполняет действие самостоятельно, но может сделать это с помощью взрослых;
  • уровень низкий – ребенок не справляется с действием даже с посторонней помощью.

Для различных видов деятельности такая трехуровневая оценка результатов педагогической диагностики дошкольного развития ребенка может использовать разную трактовку.

Фиксирование действий, определяющих высокий уровень, требует проведения наблюдений не только в специально организованной ситуации, но и в процессе свободной совместной деятельности детей – когда ребенок действительно самостоятельно выполняет действия.

Можно дополнять систему уровней и отразить результаты в общей карте с целью корректировки образовательного процесса.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль