Организация педагогической диагностики дошкольного развития ребенка

44

Система педагогической диагностики, согласно новому федеральному стандарту дошкольного образования, должна изначально включаться в основную образовательную программу дошкольного образования, как средство, необходимое для успешной реализации программы и выполнения основных задач, стоящих перед педагогом.

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка: периодичность

При определении периодичности диагностики важно исходить из особенностей организации образовательного вопроса. Если речь идет о группах общеразвивающей направленности, периодичность может варьироваться в широком диапазоне. В таких группах диагностика с целью корректировки образовательного процесса может выстраиваться на основе определенных временных промежутков (раз в месяц, раз в квартал, в полгода, какая-либо итоговая диагностика).

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка в группах, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, требует более внимательного подхода. Здесь большое значение имеет – насколько инклюзивным является образовательный процесс. То есть, насколько дети с ограниченными возможностями включены в общий образовательный процесс в группе. Или же процесс осуществляется, как несколько параллельных процессов – в зависимости от количества с различными формами ограничений по здоровью (например, по зрению, по слуху, по нарушению речи, опорно-двигательного аппарата и с аутизмом).

Соответственно, возникает несколько вариантов организации педагогической диагностики по новому федеральному стандарту дошкольного образования, ориентированных: на основной состав группы, для деток без ограничений по здоровью и на каждую отдельную группу с ограниченными возможностями.

Законодательство предусматривает целостность образовательного процесса – для всех без исключения детей, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка, соответственно, должна выполняться с определенной периодичностью – чтобы пронаблюдать, как проходит образовательный процесс в целом, без поочередного исследования каждой группы в отдельности.

С этой целью вырабатывается единая система периодичности. Для того чтобы успешно двигаться в такой единой системе, важно четко определить – насколько инклюзивным будет процесс, насколько в него будут вовлечены все дети, посещающие образовательную группу. Частота проведения педагогической диагностики дошкольного развития ребенка в группах, где есть дети с ограничениями, должна возрастать.

Если возникают трудности с организацией единой образовательной деятельности, придется задействовать несколько вариантов диагностики. Один из наиболее эффективных методов исследования для детей с ограничениями по здоровью – постоянный контроль, практически постоянное диагностирование.  Для остальных детей – из групп общеразвивающей направленности – соответственно определенной периодичности.

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка: фиксация результатов

Когда ведется наблюдение за всей группой детей, удобнее воспользоваться картами наблюдения для фиксации результатов. Целесообразно применить не индивидуальные карты, а те, в которых можно представить всю группу и основные показатели, и критерии, фиксируемые на данный момент.

Общие карты использовать удобнее и гораздо эффективнее, чем вести отдельные дневники наблюдений на каждого ребенка. Особенно с учетом достаточно большой численности образовательных групп в дошкольных образовательных учреждениях – от 20 человек.

В общегрупповой карте представлены все дети и можно отследить то или иное проявление.

Педагогическая диагностика дошкольного развития ребенка: градация по уровням

Насколько удобна какая-либо градация при фиксировании результатов педагогической диагностики? Градация по уровням проявления какого-либо действия, например: высокий, средний, низкий. При этом важно определиться, что понимается под определенным уровнем.

Новый федеральный стандарт дошкольного образования применительно к системе педагогической диагностики предполагает понятия: «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Соответственно: высокий уровень – зона актуального развития; средний уровень – зона ближайшего развития; низкий уровень – отсутствие процесса даже в зоне ближайшего развития.

Такая трактовка вполне удобна для фиксации результатов диагностики образовательного процесса:

  • высокий уровень – ребенок может выполнить это самостоятельно;
  • зона ближайшего развития (средний уровень) – ребенок еще не выполняет действие самостоятельно, но может сделать это с помощью взрослых;
  • уровень низкий – ребенок не справляется с действием даже с посторонней помощью.

Для различных видов деятельности такая трехуровневая оценка результатов педагогической диагностики дошкольного развития ребенка может использовать разную трактовку.

Фиксирование действий, определяющих высокий уровень, требует проведения наблюдений не только в специально организованной ситуации, но и в процессе свободной совместной деятельности детей – когда ребенок действительно самостоятельно выполняет действия.

Можно дополнять систему уровней и отразить результаты в общей карте с целью корректировки образовательного процесса.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль