Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

237

Бессистемное наблюдение в дошкольном образовании не является педагогической диагностикой как таковой и не имеет практического смысла. В соответствии с задачами стандарта дошкольного образования, с программой и планируемыми результатами, определенными в этой программе (не целевыми ориентирами), выстраивается система диагностики. Здесь очень важна помощь психолога и старшего воспитателя.

Логическая цепочка следующая:

  • планируется целевой ориентир;
  • на базе ориентира определяются планируемые результаты;
  • в соответствии с планируемыми результатами определяются критерии психолого педагогической диагностики детей дошкольного возраста;
  • определяются итоговые показатели – уровень овладения ребенком определенным видом деятельности.

На данный момент, в соответствии с действующим стандартом, в дошкольном образовании применяется двухчастная система организации содержания. Сами программы, используемые для разработки программы основной, предлагают варианты в отношении планируемых результатов, критериев, показателей. На основе этого составляется и осуществляется психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.

Если требуется более конкретизированное выделение, это решается на коллегиальном уровне в процессе разработки системы диагностики в дошкольной организации.

Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста: обобщение результатов

Психологическое сопровождение требуется не только в процессе организации педагогической диагностики, но и на этапе обобщения полученных результатов.

Результаты диагностики, осуществляемой как наблюдение, достаточно конкретны – предполагают одновременное использование целого набора показателей и критериев, взятых за основу при наблюдении. Полученные результаты в соответствии с задачами стандарта дошкольного образования требуют определенного анализа для составления единого представления – о каждом ребенке и группе в целом. На основании этого проводится индивидуализация образовательного процесса, которая предусматривает индивидуальный дифференцированный подход, корректировку индивидуальной траектории и программы развития ребенка.

Для обобщения полученных результатов требуется участие нескольких людей. Как правило, в группе дошкольного учреждения работают два воспитателя. Они уже могут рассмотреть результаты и выполнить коллективное обобщение. Весьма полезным будет мнение третьей стороны – оптимальным решением будет привлечение педагога-психолога. Он примет участие в обсуждении результатов наблюдения и поможет выработать конкретные решения.

Согласно действующему стандарту, использовать результаты психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста может только воспитатель, непосредственно работающий с группой детей. Но привлечение к обсуждению результатов диагностирования других специалистов весьма целесообразно. Руководитель физвоспитания или музыкальный руководитель представят полезные дополнения при вынесении вердикта в отношении конкретного ребенка, при дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста: методы

Если при этом возникают серьезные проблемы, может потребоваться уточнение полученных результатов с использованием психологической диагностики.

В зависимости от конкретной ситуации может привлекаться:

  • диагностика широкого плана – психолого-педагогическое исследование, которое позволит конкретизировать мнение по поводу овладения определенной деятельности;
  • уточненная психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста;
  • клинико-психологическая диагностика – для случаев, когда обнаруживается, что ребенок с большим трудом овладевает определенными видами деятельности или, когда возникают трудности, требующие привлечения узких специалистов.

По результатам таких исследований разрабатываются индивидуальные программы развития ребенка, когда это необходимо. В группах общеразвивающей направленности численностью в 25 – 30 человек, где присутствуют дети с ОВЗ, сложно разработать полноценные индивидуальные программы на каждого ребенка. Требуется составление индивидуальных развивающих маршрутов.

Разумным решением задачи стандарта дошкольного образования и конкретной проблемы станет не составление индивидуальных направлений развития, а программа индивидуализации в рамках общей рабочей программы, ориентированная на конкретного ребенка. Благодаря этому можно вносить отдельные индивидуальные моменты в общий рабочий план (программу) группы.

Для групп направленности комбинированной и компенсирующей положение несколько иное. Там гораздо выше периодичность наблюдений. А психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста имеет коррекционный уклон – в сторону коррекционной педагогики. Вследствие чего к процессу диагностики привлекается больше узких специалистов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную программу развития мелкой моторики у детей 2–3 лет.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль