Психолого педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

304

Бессистемное наблюдение в дошкольном образовании не является педагогической диагностикой как таковой и не имеет практического смысла. В соответствии с задачами стандарта дошкольного образования, с программой и планируемыми результатами, определенными в этой программе (не целевыми ориентирами), выстраивается система диагностики. Здесь очень важна помощь психолога и старшего воспитателя.

Логическая цепочка следующая:

  • планируется целевой ориентир;
  • на базе ориентира определяются планируемые результаты;
  • в соответствии с планируемыми результатами определяются критерии психолого педагогической диагностики детей дошкольного возраста;
  • определяются итоговые показатели – уровень овладения ребенком определенным видом деятельности.

На данный момент, в соответствии с действующим стандартом, в дошкольном образовании применяется двухчастная система организации содержания. Сами программы, используемые для разработки программы основной, предлагают варианты в отношении планируемых результатов, критериев, показателей. На основе этого составляется и осуществляется психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста.

Если требуется более конкретизированное выделение, это решается на коллегиальном уровне в процессе разработки системы диагностики в дошкольной организации.

Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста: обобщение результатов

Психологическое сопровождение требуется не только в процессе организации педагогической диагностики, но и на этапе обобщения полученных результатов.

Результаты диагностики, осуществляемой как наблюдение, достаточно конкретны – предполагают одновременное использование целого набора показателей и критериев, взятых за основу при наблюдении. Полученные результаты в соответствии с задачами стандарта дошкольного образования требуют определенного анализа для составления единого представления – о каждом ребенке и группе в целом. На основании этого проводится индивидуализация образовательного процесса, которая предусматривает индивидуальный дифференцированный подход, корректировку индивидуальной траектории и программы развития ребенка.

Для обобщения полученных результатов требуется участие нескольких людей. Как правило, в группе дошкольного учреждения работают два воспитателя. Они уже могут рассмотреть результаты и выполнить коллективное обобщение. Весьма полезным будет мнение третьей стороны – оптимальным решением будет привлечение педагога-психолога. Он примет участие в обсуждении результатов наблюдения и поможет выработать конкретные решения.

Согласно действующему стандарту, использовать результаты психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста может только воспитатель, непосредственно работающий с группой детей. Но привлечение к обсуждению результатов диагностирования других специалистов весьма целесообразно. Руководитель физвоспитания или музыкальный руководитель представят полезные дополнения при вынесении вердикта в отношении конкретного ребенка, при дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста: методы

Если при этом возникают серьезные проблемы, может потребоваться уточнение полученных результатов с использованием психологической диагностики.

В зависимости от конкретной ситуации может привлекаться:

  • диагностика широкого плана – психолого-педагогическое исследование, которое позволит конкретизировать мнение по поводу овладения определенной деятельности;
  • уточненная психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста;
  • клинико-психологическая диагностика – для случаев, когда обнаруживается, что ребенок с большим трудом овладевает определенными видами деятельности или, когда возникают трудности, требующие привлечения узких специалистов.

По результатам таких исследований разрабатываются индивидуальные программы развития ребенка, когда это необходимо. В группах общеразвивающей направленности численностью в 25 – 30 человек, где присутствуют дети с ОВЗ, сложно разработать полноценные индивидуальные программы на каждого ребенка. Требуется составление индивидуальных развивающих маршрутов.

Разумным решением задачи стандарта дошкольного образования и конкретной проблемы станет не составление индивидуальных направлений развития, а программа индивидуализации в рамках общей рабочей программы, ориентированная на конкретного ребенка. Благодаря этому можно вносить отдельные индивидуальные моменты в общий рабочий план (программу) группы.

Для групп направленности комбинированной и компенсирующей положение несколько иное. Там гораздо выше периодичность наблюдений. А психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста имеет коррекционный уклон – в сторону коррекционной педагогики. Вследствие чего к процессу диагностики привлекается больше узких специалистов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль