Персональные данные в детском саду: категории и общедоступные сведения

992

Какие категории персональных данных в детском саду или другом образовательном учреждении встречаются на практике? В любой образовательной организации появляются данные, не характерные именно для этой организации. К примеру, если в детский сад приходит инвалид, то это данные об инвалидности, возможно, могут поступить какие-то медицинские данные, касающиеся заболевания, и так далее. Следует знать, что существуют некие специальные категории, и их определение дано в 152-м законе. Это очень конкретное определение, в отличие от определения персональных данных. В частности, это данные о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья и интимной жизни. Как показывает практика, наибольшее внимание в детских садах уделяется таким персональным данным, как национальная принадлежность и состояние здоровья.

Работа с категориями персональных данных в детских садах

Судебная практика трактует состояние здоровья достаточно широко, то есть любая информация и, в первую очередь, диагноз, является информацией о состоянии здоровья. В идеале образовательная организация не должна обрабатывать такую информацию, потому что слишком высоки риски, особенно в автоматизированных системах. Соответственно, рекомендуется не обрабатывать без особой необходимости такую категорию персональных данных в детских садах и обезличивать при проведении опросов любых в педагогических целях.

Исключения присутствуют при обработке специальных категорий персональных данных в детских садах и иных учреждениях. Например, если обработка персональных данных в детском саду осуществляется в целях исполнения социального, трудового и пенсионного законодательства, на основании срочного медицинского вмешательства, в целях установления диагноза или же если сам субъект сделал свои личные данные общедоступными. Эти исключения трансформируются из одной статьи в другую по поводу факта возможности их обработки без согласия и обусловлены именно требованиями и отображением в российском законодательстве тех принципов, которые были заложены в международных концепциях.

Приведем пример. Обработка специальных категорий на практике в детском саду. Как быть, если воспитанники, не владеющие русским языком или имеющие иную национальность, обучаются в дошкольном образовательном учреждении? Для воспитателя очень важно понимать истоки языковых нарушений в зависимости от национальной принадлежности. Соответственно, руководство образовательного учреждения должно решать, насколько для него принципиально фиксировать национальную принадлежность детей в каких-либо документах, потому что, если это зафиксировать, то автоматически понадобится запросить согласие у родителей. И нет в этом случае таких исключений, которые позволили бы обрабатывать подобного рода персональные данные в детском саду и не брать согласия на это, так как статья 10-я говорит только о возможности такой обработки в случаях, установленных Федеральным законодательством, в том числе, в целях обеспечения безопасности, для защиты жизни и здоровья или иных жизненно важных интересов.

В этой же ситуации обработка таких сведений несовместима с теми целями, которые ставит перед собой педагог (применение конкретных методик в зависимости от языковых проблем у конкретного ребенка, в зависимости от национальности). Поэтому совершенно не обязательно привязывать к документообороту детского сада такие персональные данные, как национальность конкретного ребенка, а можно просто учитывать, что в ДОУ появился определенный пул детей определенной национальности.

Общедоступность персональных данных в детских садах и других учреждениях

Согласно 152-му закону, общедоступными являются те личные сведения, к которым предоставил доступ сам субъект либо кто-либо по его просьбе. Конечно, в этом случае речь не идет об обработке персональных данных именно в детском саду. Здесь стоит обратить внимание на то, что имеется в виду доступ именно для неограниченного круга лиц, например, при размещении информации в сети Интернет, в том числе, по просьбе субъекта разместить эту информацию вместо него. Это очень юридически неприятная ситуация, потому что, если возникнет конфликт, доказать такую просьбу в последующем крайне тяжело.

Сам субъект может сделать общедоступными данные и о здоровье, и о своей личной жизни. Но у юридического лица, в том числе, у образовательного учреждения, которое будет обрабатывать эти данные, возникнут риски, связанные с доказыванием такого факта. Это означает, что при возникновении спорной ситуации будет необходимо доказать в суде, что эти данные были взяты, допустим, с какого-то сайта. Стоит сказать, что определенная практика доказывания таких фактов уже сложилась, и в подобных случаях могут помочь распечатки с сайтов, если на них стоит дата и подтвержден факт размещения информации самим субъектом. При этом, не нужно путать понятие общедоступности именно персональных данных, обрабатываемых в детских садах и других организациях, с понятием «общедоступные источники персональных данных». Такими источниками являются различные адресные книги и справочники, которые создаются в целях информационного обеспечения и содержат данные исключительно с письменного согласия. Соответственно, если конкретный ресурс является справочным либо адресным официально, то можно спокойно им пользоваться.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что во избежание возникновения проблем следует с осторожностью работать с разными категориями персональных данных в детских садах. Что касается перевода персональных данных в категорию общедоступных, то подобная ситуация не встречается на практике, если речь идет о личной информации, касающейся воспитанников детских садов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль