Учимся решать конфликты в ДОУ

36

Причины возникновения конфликтов в ДОУ между учащимися

Неважно, какая деятельность объединяет детей – это является испытанием их возможности координировать свои интересы, входить в сферу взаимопонимания и конструктивного диалога, подчинять свой интерес коллективным запросам. Однако данная способность у детей чаще всего еще не сформирована.

В работе воспитателей с дошкольниками фактически отсутствуют особые приемы, содействующие разрешению ребенком конфликтных обстановок. Устранение агрессивных проявлений, выведение конфликтующих сторон, исключение конфликтогенных причин — все эти методы понижают социальную компетенцию дошкольников, приводят к ситуациям детской беспомощности.

Положительное значение конфликта в ДОУ состоит в раскрытии для ребенка его личных способностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления конфликта.

Предпосылки происхождения конфликтов между старшими дошкольниками:

  • эгоцентризм, неумение стать на позицию оппонента во взаимодействии, посмотреть на ситуацию его глазами;
  • несформированность навыков саморегуляции;
  • неумение находить компромиссы;
  • нарушения межличностного общения (злость, горячность, нарочитость).

Неумение учеников выстраивать конструктивное взаимодействие в дошкольном возрасте влечет трудности в социализации дальше. В связи с данной проблемой для старших дошкольников было создано занятие-тренинг «Обучаемся управлять своими чувствами в конфликтной ситуации», цель которого — создание навыков конструктивного поведения в конфликтных обстановках.

Работа воспитателя с дошкольниками старшего возраста по преодолению конфликтов

Задачи:

  • побудить детей к осознанию отрицательных последствий неконструктивного разрешения конфликтов в ДОУ;
  • развивать навыки саморегуляции;
  • сформировать умение приходить к соглашению в ситуации конфликта.

Программа занятия-тренинга по преодолению конфликтов в ДОУ

  1. Упражнение «Солнышко»

Цель: создание мотивации детей к занятию.

Ход выполнения. Считалкой среди всех участников выбирается «солнышко». Дети встают в круг и закрывают глаза. «Солнышко» идет к любому из них, кладет ладошку на спину. Когда ребенок ощутит тепло «солнечного лучика», он открывает глаза.

  1. В качестве второго задания для работы  воспитателя с дошкольниками предлагается чтение и дискуссия на тему рассказа «Отомстила» (В. Осеева)

Цель: формирование умения определять эмоциональный настрой человека в конфликтной ситуации; формирование осмысленного понимания высоконравственного значения художественного опуса.

Материал: иллюстрации, карточки со схематичным изображением чувств (наброски).

  1. Поведенческий тренинг

Цель: обучение конструктивным методикам разрешения конфликтов в ДОУ; знакомство с правилами доброжелательного поведения.

Ход выполнения. Детям предлагается разбиться по парам, придумать и продемонстрировать метод выхода из конфликтной ситуации, представленной в рассказе В. Осеевой.

Педагог-психолог приводит детей к осознанию нравственной сущности поступков: маленькие дети ещё многого не знают, поэтому им необходима помощь. Воспитатель знакомит дошкольников с принципом доброжелательного поведения: «Если приятель не может делать то, что ты умеешь, покажи ему, расскажи — вместе станет интереснее».

  1.  Упражнение «Помирись!»

Цель: обучение конструктивным методикам разрешения конфликтов в ДОУ.

Педагог-психолог задает вопрос: Ребята, а можно обойтись без ссор? Задумайтесь, как можно примириться с тем, с кем находишься в размолвке.

Предложите свои варианты примирения. Все предложения педагог-психолог записывает на доске, они обсуждаются.

  1. Техника «Рассерженные шарики»

Цель: обучение адекватным методикам выражения своих эмоций.

Материал: воздушные шарики (2 шт.).

Педагог-психолог показывает дошкольникам не надутый шарик, объясняя, что этот шарик — человек. Человек безмятежен, потому шарик сдут. Однако вот он поссорился. шарик надулся, в нем накопилась злоба, разочарование. А теперь следует вопрос: «Может ли человек, который переживает свою обиду, недовольство, остаться безмятежным и спокойно анализировать? Если продолжить и дальше надувать шарик, что с ним произойдет?». Педагог-психолог дает кому-нибудь прыгнуть на шарик, чтобы он лопнул.  Далее следует еще ряд вопросов: «Может ли таковой метод выражения злости быть безвредным? Если нет, то почему?». Здесь нужно объяснить детям, что если шарик - это человек, то если он лопнет - это может обозначать какой-нибудь враждебный поступок, к примеру, нападение на оппонента.

Дальше работа воспитателя с дошкольниками продолжается в том же  направлении. Педагог-психолог надувает второй шарик и дает детям выпустить из него небольшое количество воздуха. Обращает внимание детей на то, что шарик уменьшился. Тут же воспитатель задает учащимся вопросы следующего характера: «Лопнул ли шарик, когда мы сдували из него воздух? Можно ли такой метод выражения своего гнева считать наиболее безвредным? Остался ли шарик целым?».

Резюме: когда мы выражаем ярость, контролируемым методом, она никому не наносит ущерба.

  1. Упражнение «Радостный колокольчик»

Цель: формирование умения воспринимать позицию иного человека, подстраиваться под него; поднятие общего эмоционального фона; устранение напряжения.

Материал: колокольчик; диск с веселой ритмичной музыкой.

Правила выполнения. Дети встают в круг. Под жизнерадостную музыку передают друг другу колокольчик. Музыка останавливается, тот, у кого в этот момент оказался колокольчик, выходит в центр кружка и показывает разные движения либо эмоции. Игроки, стоящие в круге, обязаны буквально повторить это движение либо воспроизвести эмоцию. Тот игрок, который исполнит движение наиболее точно, приобретает колокольчик. С него игра продолжается дальше.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль