Роль семьи в воспитании дошкольника: общение отца и ребенка

67

Важность роли семьи в воспитании дошкольника

Роль семьи в воспитании дошкольника была и остается самой важной сферой. Именно родители влияют на процесс обучения ребенка, его развитие, формирование индивидуальных качеств, являются для него надежной опорой и средством помощи в любой ситуации.

Чаще всего большую часть времени с ребенком проводит мать. Современный папа для собственного малыша нередко делается чем-то мифическим, странным и недоступным. Он уходит рано утром, цельный день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается уставшим. Его хватает лишь на чтение газеты и на просмотр телевизионных программ, время от времени еще и на посещение компьютера.

Получается, что служба, увлечения, жизнь отца проходят мимо интересов ребенка. Отец - не компаньон, не друг, а некоторая наказывающая инстанция. «Вот расскажу папе, он тебе покажет, как не слушаться», - нередко грозится мать. Такое отчуждение, самоустранение от обучения детей стало стереотипом нашей «культуры отцовства».

При работе педагога-психолога в ДОУ с родителями на вопрос: «Любопытно ли Вам общаться с собственным ребенком? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли с ним, в какие игры?» - большая часть юных отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, станем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А сейчас пока пусть мать с бабулей нянчат. Не мужское это дело».

Настрой на безразличность нередко делается источником недопонимания, сомнения, конфликтов в последующие годы, вплоть до юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с ребенком, недооценивание роли семьи в воспитании дошкольника: общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры - все это влияет впоследствии на взаимопонимание между папами и детьми, на формирование у ребенка недоверия к отцу и отсутствие привязанности к нему.

Работа педагога ДОУ с родителями, призванная вовлечь отцов в процесс воспитания

Цели работы педагога ДОУ с родителями - мотивирование последних (в частности, отцов) на более функциональную роль в воспитании детей, улучшение психолого-педагогической работы ДОУ, способствующей гармонизации детско-родительских отношений через комплексное действие на участников образовательных отношений.

Задачи:

  1. построение в семье атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки;
  2. активизация и обогащение воспитательных навыков родителей, поддержание их убежденности в личных педагогических способностях;
  3. содействие формированию у родителя потребности в регулярном личном общении педагога с родителями в ДОУ, с ребенком;
  4. создание предпосылок для поддержания традиции уважительного отношения к папе.

Участниками такого проекта должны быть: дошкольники всех возрастных групп, их родители, воспитатели и специалисты.

Этапы работы педагога ДОУ с родителями

  1. Предварительный этап. Он включает:
  • исследование психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам взаимодействия с семьей;
  • исследование детско-родительских взаимоотношений и роли семьи в воспитании дошкольника (выборочный опрос детей, преподавателей, родителей, отслеживание динамики посещаемости папами детского сада). На этом этапе составляется план работы, формируется материальная основа проекта: делаются медали «Самый-самый лучший папа», «Самый-самый лучший дедушка» и тому подобные, оформляются и располагаются в фойе ДОУ тематические плакаты с поговорками и высказываниями известных людей, посвященными семье, обучению, роли отца;
  • подбирается музыкальное сопровождение.
  1. Основной этап. Он подразумевает:
  • ознакомление педагогического коллектива с расписанием мероприятий;
  • расположение на информационном щите каждой группы плана работы сообразно проекту, обращения психологической службы ДОУ к родителям;
  • реализацию запланированных мероприятий.
  1. Завершающий этап работы педагога ДОУ с родителями. Проводится:
  • специальное оформление в фойе детского учреждения фотовыставки «В садик с папой»;
  • исследование представлений родителей и преподавателей о проделанной работе (опрашивание);
  • анализ итогов работы на заседании методического объединения педагогов-психологов, доклад об итогах реализации проекта на педагогическом совете;
  • постановка задач на будущее.

Игры в работе педагога ДОУ с родителями и их детьми

Воспитательный проект в ДОУ позволяет добиться гармонизации детско-родительских взаимоотношений, повышения роли семьи в воспитании дошкольника, эмоционального сближения папы и ребенка через совместную игровую активность.

Виды совместной деятельности пап и воспитанников ДОУ:

  1. Просмотр кинофильма «В садик с отцом!»
  2. Игровое упражнение «Здравствуйте»

Цель: создание положительного настроя, знакомство участников друг с другом.

Музыкальное аккомпанемент: песня «Здравствуйте!» из сборника «Напевай, играй, танцуй, малыш! Детские песни в аранжировке Ляйли Хисматуллиной».

Педагог-психолог предлагает всем участникам-детям и их родителям встать в круг и поздороваться.

  1. Упражнение «Поздоровайтесь частями своего тела»

Цель: обогащение сенсорного эксперимента в детско-родительских парах, объединение группы, формирование невербальных средств общения.

Детям и родителям предлагается поздороваться друг с другом различными частями тела: носами, головами, ушами, руками и так далее.

Результаты мероприятий, направленных на повышение роли семьи в воспитании дошкольника

  • выход на новый уровень партнерских отношений педагогов с семьей каждого воспитанника;
  • формирование атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в семье, привязанности дошкольника к родителям;
  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей и саморазвития;
  • развитие новых направлений взаимодействия педагогов с детьми и их родителями.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль