Стадии проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО

122

Педагогическое проектирование на сегодняшний день – это одна из наиболее важных сторон педагогической деятельности. Данный процесс связан с особой политикой дошкольной образовательной организации, позволяющей создать такие условия, которые бы способствовали полноценной самореализации дошкольников, раскрытию их внутреннего мира, достижению успеха. Технологически проектирование нацелено на создание системы действий, позволяющей эффективно решить поставленную задачу. Так, например, разрабатывая образовательную программу, педагог осуществляет проектирование как определение условий и этапов осуществления определенной педагогической модели.

Педагогическое проектирование в настоящее время осуществляется в различных масштабах: образовательные системы разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование развития организации и др. Проектирование воспитательно-образовательного процесса предвосхищает в идеальной форме результаты материально-практической и духовной деятельности. В данном контексте проект можно определить как содержательно обоснованную и документально оформленную инициативу, направленную на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени. Таким образом, проект – это стратегический документ развития какой-либо социальной системы, средство управления, обладающее определенными качествами.

Рассмотрим в качестве примера объекта проектирования образовательный процесс в ДОО, который должен быть сегодня построен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Концептуальная стадия проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Процесс проектирования образовательного процесса в ДОО включает ряд стадий. Концептуальная стадия состоит из пяти этапов: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев. Концепция проекта представляет собой совокупность общих теоретических представлений об образовательном процессе, а также о его целях, принципах, содержании и о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении.

Описание сути проблемной ситуации в процессе проектирования воспитательно-образовательного процесса позволяет сформулировать проблему – какие формы и методы организации различных видов детской деятельности должны использоваться для решения задач воспитания, обучения, развития дошкольников.

Сформулировав цель, можно ответить на вопрос: «Что нужно делать для решения проблемы?». В идеале для решения возникает множество идей, выбрать из которых нужно одну, которая будет наиболее рациональной.

Разработка критериального аппарата для оценки эффективности работы системы дошкольного образования на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем. Вопрос о выборе критериев тесно связан с проблемой построения системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Разработка подобной системы в ходе проектирования воспитательно-образовательного процесса дает возможность проектирования педагогического процесса на диагностической основе, описания целей, способов выявления их достижения, измерения и оценки степени их реализации. Это позволяет с помощью разработанных диагностических процедур систематически отслеживать эффективность работы на каждом этапе реализации проекта.

В число критериев оценки результативности педагогических проектов входят:

  1. реализованность идей проекта в различных аспектах (имеются в виду содержательный, технологический и управленческий аспекты);
  2. продуктивность проекта;
  3. воспроизводимость – возможность множественного тиражирования проекта при минимальном снижении эффективности;
  4. открытость – возможность внесения изменений в проект, которые соответствуют меняющимся образовательным условиям.

Стадия моделирования проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Стадия моделирования состоит из трех этапов: построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).

Данная стадия проектирования педагогического процесса связана с созданием модели как ее прообраза. Субъектом процесса моделирования становится педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, являющийся, как правило, одновременно его инициатором и одним из пользователей результатов. Объектом проектирования на стадии моделирования является педагогическая система, которую необходимо создать.

В процессе построения модели важно уделить отдельное внимание современному тезаурусу, проанализировать трактовку понятий (имеются  в виду образовательные области, механизмы развития ребенка, виды дошкольной деятельности и способы их реализации) и их соотношение (приложение 1).

Модели носят нормативный характер, играют роль некоего стандарта, образца, по которому строится образовательная деятельность ДОО и оцениваются ее результаты. В качестве примера модели в нашем случае выступит основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО), разрабатываемая в детском саду.

Оптимизация модели в процессе проектирования воспитательно-образовательного процесса заключается в том, чтобы среди множества возможных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучшие в заданных условиях. В рассматриваемом случае – это оптимальный для определенного возраста детей в заданных материально-технических и кадровых условиях комплекс форм и методов организации детских видов деятельности с целью поддержки личностного становления, самореализации дошкольников.

Стадия конструирования проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО

Стадия конструирования представлена следующими этапами: исследование условий внедрения модели, планирование работы по реализации модели, построение образовательной программы.

Задачей данной стадии выступает определение способов и средств осуществления выбранной модели в реальных условиях. Построенную в соответствии с актуальными задачами дошкольного образования модель на стадии конструирования нужно рассматривать, учитывая требования к условиям ее реализации.

В зависимости от особенностей образовательного процесса (например, наличия групп различной направленности, структурных подразделений, специфики контингента детей) возникает необходимость в создании дополнительных кадровых условий.

При наличии в дошкольной образовательной организации, например, консультационного пункта для родителей воспитанников детского сада, а также для семей дошкольников, не посещающих ДОО, в процессе проектирования воспитательно-образовательного процесса руководителю стоит предусмотреть возможность привлечения для работы в них, к примеру, социальных работников или педагогов либо направить воспитателей на соответствующие курсы повышения квалификации.

Именно на стадии конструирования разрабатывается (корректируется) ООП ДО – важнейший инструмент, обеспечивающий реализацию современных требований к организации образовательного процесса в детском саду, к выбору и обоснованию комплексных и парциальных программ, к результатам их освоения. Важно отметить, что для руководителей и сотрудников ДОО ценность представляет как сам процесс создания ООП ДО, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития как отдельных педагогов, так и коллектива в целом; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять дошкольной образовательной организацией.

Стадия технологической подготовки проектирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО

На стадии технологической подготовки осуществляется подбор рабочих материалов, необходимых для реализации созданного проекта: учебно-программной документации (прежде всего календарный и перспективный планы), методических разработок, программного обеспечения и т. п. Основным этапом этой стадии проектирования воспитательно-образовательного процесса можно считать разработку перспективных и календарных планов образовательной деятельности в ДОО.

Таким образом, умение грамотно проектировать образовательный процесс – важнейшая составляющая профессиональной компетентности педагога. Вместе с этим необходимо признать, что не менее важными являются личностные качества воспитателя, способность сочетать реализацию проекта с движением за ребенком, его потребностями, способность к творчеству и любовь к детям.

Приложение 1

Соотношение основных понятий в современном образовательном процессе ДОО

Образовательные области Сквозные механизмы развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности и активности Формы организации детских видов деятельности
Физическое развитие Игра, общение, познавательноисследовательская деятельность Двигательная Занятия по физическому развитию, утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т. ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки и др.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др. Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и др. Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т. ч. в рамках практико-ориентированных проектов) и др.
Познавательное развитие Конструктивная Занятия по познавательному развитию, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.
Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Занятия по речевому развитию, рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры, ситуативные разговоры, сюжетные (в т. ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.
Художественно-эстетическое развитие Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры-драматизации, детские спектакли и др.
Изобразительная Занятия по изобразительной деятельности, мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания и др.
Музыкальная Музыкальные занятия, слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль