Организация работы с детьми в ДОУ

130

ФГОС ДО ставит цель повысить ответственность образовательных организаций перед обществом и родителями, ответственность педагогов за реализацию и за проведение образовательной деятельности. Профессионал высокой квалификации, воспитатель, имеющий педагогический опыт – сможет перестроиться и организовать работу с детьми в ДОУ в любых условиях, потому что основы педагогики не меняются, позиции фундаментальные: учет индивидуальных и возрастных особенностей детей – не меняются.

Все, что сделал педагог в обновлении педагогического процесса, в условиях реализации ФГОС ДО только должно утвердиться и продолжать совершенствоваться. Самое трудное в Стандарте – это переосмыслить два его основных положения. Рассмотрим их.

1. Организация работы с детьми в ДОУ: эмоциональность ребенка

Воспитатель должен помнить, что ребенок очень эмоционален. Педагог должен научиться управлять эмоциями воспитанников, поэтому программы нового поколения ставят во главу содержание: праздники, общественные события, событийность того или иного процесса, происходящего в группе детского сада.

Это переживание подготовки к какому-то событию, затем проведение этого праздника или события в группе или в целом детском саду. Затем – последующий анализ: как это было, что запомнилось, что тебе понравилось, что мы еще можем сделать и т.д. «Проживание ребенком» праздника или еще какого-то интересного календарного события будет влиять на эмоциональное развитие дошкольника, и в то же время выстраивать ненавязчивое обучение.

Когда предлагается такая структура в организации работы с детьми в ДОУ, мы этим возвращаемся к идеалу, к тем замыслам, которые были провозглашены еще Ф.Фребелем1. Более 150-ти лет назад им был создан первый детский сад в системе дошкольного образования. Он разработал «Дары»2 для ребенка, которые очень близки взрослому в виде эмоционального взаимодействия с детьми через специально созданный материал.

Девизом для педагогов должны стать такие слова: «Воспитатель! Не надо обучать ребенка, а надо жить с детьми интересной, общей жизнью».

2.  Организация работы с детьми в ДОУ: индивидуальность ребенка

Второе важное положение ФГОС ДО – это учет индивидуальности каждого ребенка. Воспитатели должны четко для себя как установку дать, что ребенок – это целостный организм с индивидуальными особенностями в развитии и его нельзя разделить ни на какие образовательные области, на приоритетные направления в организации педагогического процесса. Его развитие следует выстраивать так, чтобы при организации работы с детьми в ДОУ включать то или иное направление в развитии ребёнка.

Основной акцент делается не столько на содержание программы, сколько на гибкость способов действий каждого педагога: как воспитатель, ориентируясь на Программу, на Стандарт, подбирает методы, приемы работы, какими способами добивается результата развития каждого воспитанника с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей и большой наполняемости группы.

Учитывая эмоциональность дошкольников, педагог должен не столько обучать, сколько создавать условия, чтобы ребенок захотел участвовать в той или иной деятельности. В основе любой деятельности лежат мотивы. Мотивация к детской деятельности формируется при помощи подбора средств, методов, форм работы воспитателя в ДОУ в организации работы с детьми.

При организации НОД необходимо ориентироваться на желания, интересы, склонности, способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, т.к. способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка.

«Чем ты хочешь заняться?», «Если ты хочешь узнать … – ты должен сделать…», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давай вместе попробуем, и ты увидишь…» – такого вида вопросы, убеждения, беседы педагога с воспитанником способствуют активной мотивации его к деятельности, формированию личности.

Встречаются такие воспитатели, которые настолько активно включаются в детскую деятельность и ведут дошкольников за собой, что сами все решают за них. В течение каждого учебного дня в каждой возрастной группе ДОУ в организации работы нужно уметь условно выделить совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка и свободную самостоятельную деятельность детей.

Да, использовать индивидуальный подход к каждому ребенку очень трудно для педагога, если группа предельно наполнена, но в то же время есть прекрасные примеры реализации этой позиции. Например, можно изучить опыт ГОУ Центра образования № 548 «Царицыно» (директор – народный учитель России Рачевский Ефим Лазаревич). 

ФГОС ДО основывается на новых научных исследованиях. Воспитатель должен их учить и знать, потому что не учитывать те новые научные исследования в развитии ребенка (от рождения до поступления в школу), которые проводятся во всем мире, просто нельзя. При организации работы с детьми в ДОУ очень важно учитывать психологическое сопровождение образовательной деятельности.
 

Это не просто введение в штатное расписание детского сада должности психолога, причем практического психолога, но и

  • знание педагогом основных положений психологии;
  • четкая организация взаимодействия воспитателей со специалистами всего педагогического коллектива;
  • создание эффективных механизмов социального партнерства с семьями воспитанников, ориентация на семью и ценности семейных отношений.

Дошкольное детство – скоротечный и самый яркий период в жизни человека. Мы с вами стараемся сделать эту жизнь еще ярче и более насыщенной для ребенка. Государство, семья, педагоги ДОУ должны создать условия, для того чтобы ребенок с двух месяцев и до поступления в школу был окружен не только заботой и любовью, но чтобы рядом с ним были профессионалы, которые при организации работы с детьми помогут развить его и индивидуальные способности, и скорректировать какие-то имеющиеся недостатки.

 

1 Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782 - 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

2 «Дары Фребеля» – первый в мире дидактический материал для дошкольников. В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль